7 июня. Прмч. Таврион (Толоконцев)

7 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 7 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Ионна, Елены, Иннокентия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, преподобномученика иеромонаха Тавриона (Толоконцева).

Отец Таврион родился 5 августа 1871 года в Никольском уезде Вологодской губернии, в семье крестьян Григория Максимовича и Ольги Павловны Толоконцевых и в крещении наречен был Матфеем. 26 августа 1908 года он поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь и 26 июня 1912 года был зачислен в него послушником. 23 декабря 1920 года на Валаамском подворье в Москве послушник Матфей был пострижен в монашество и наречен Таврионом.

После закрытия в 1925 году подворья он обосновался при церкви в честь Ржевской иконы Божией Матери, исполняя послушание певчего. Несколько монахов Валаамского монастыря сняли квартиру недалеко от этого храма и образовали монашескую общину с общим уставом, трапезой и послушаниями. Все они служили в Ржевской церкви священниками и певчими, и весь доход сдавался избранному общиной казначею, который выдавал в месяц по пять рублей на личные нужды. Казначей общины хранил и часть средств Валаамского монастыря.

7 октября 1930 года в квартире, где жили монахи, был произведен обыск, изъяты все монастырские средства, а братия, и среди них монах Таврион, арестована и заключена в Бутырскую тюрьму. В ОГПУ монаху Тавриону предложили ответить на некоторые вопросы, в частности, лишен ли он избирательных прав и если был лишен, то когда, и если восстановлен, то когда. Монах Таврион ответил, что гражданских прав он лишен, но когда был лишен, не помнит, и не восстановлен в них, поскольку не ходатайствовал о восстановлении.

Сотрудник ОГПУ, учитывая, вероятно, что монах Таврион из крестьян и не имеет священного сана, спросил его, чем он собирается заниматься дальше. «Пока существует Церковь – буду служить ей», – ответил тот.

16 октября следователь вызвал его на допрос. Отвечая на его вопросы, монах Таврион сказал: «При Ржевской церкви я живу в общине монахов, в церкви  служу певчим... Все священники, диаконы, певчие, сторожа, уборщики и вообще весь руководящий и обслуживающий состав церкви состоит из нас, монахов... Я и все монахи нашей общины часто между собой говорили, что при советской власти плохо жить служителям культа, мы все лишены пайка... хлеба и других продуктов, которые даются по книжкам, что духовенство без всякой вины арестовывают, высылают и даже расстреливают. Но мы считаем, что власть эту Господь послал людям за грехи... апостолом Павлом сказано, что всякая власть от Бога, надо молиться, и Бог даст, что власть улучшится и советская власть будет относиться лучше к служителям Церкви».

13 ноября 1930 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «По ликвидации в 1925 году московского подворья Валаамского монастыря, группа монахов во главе с монахом-экономом... присвоив себе часть имущества и ценностей монастыря, организовали при Ржевской церкви нелегальный монастырь»; монахи «распускали провокационные слухи о гонении со стороны советской власти на религию, о предстоящем свержении  советской власти, доказывая, что власть эта от антихриста и что надо усиленно молиться о скорейшем ее падении».

23 ноября 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила монаха Тавриона к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Вологодскую область. По окончании ссылки он остался жить в Вологодской области, и в 1937 году архиепископ Велико-Устюжский Питирим пригласил его приехать в Великий Устюг, и он поселился в сторожке при храме Иоанна Предтечи.

Тем временем храмы один за другим закрывались, священники арестовывались; бывало, что храм и не был официально властями закрыт, но уже не было священника и, соответственно, не было и богослужения. Жившие рядом с одним из таких храмов монахини стали упрашивать монаха Тавриона, чтобы он похлопотал за их храм и сам пошел бы в этот храм священником. Он согласился и поехал хлопотать об этом в Москву и в Архангельск, так как в Великом Устюге архиерея уже не было. В Москве он встретился с митрополитом Сергием (Страгородским). Все его хлопоты окончились, однако, ничем, и он возвратился в Великий Устюг. В это время стали арестовывать всех еще остававшихся на свободе священников и монахов и наиболее активных мирян.

3 декабря 1937 года монах Таврион был арестован и в тот же день допрошен.

– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте показания об этом! – потребовал от него следователь.

– Такой деятельности я не вел, поэтому показаний дать не могу.

На этом допросы были закончены, и монах Таврион был препровожден в вологодскую тюрьму. 10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 12 марта 1939 года он был отправлен в тюрьму в город Грязовец, а 4 апреля того же года в Новоезерскую исправительно-трудовую колонию, располагавшуюся в зданиях разоренного Новоезерского монастыря.

Монах Таврион (Толоконцев) скончался в Новоезерской исправительно-трудовой колонии 7 июня 1939 года и был погребен в безвестной могиле.

 

Часто в храм приходят люди в одном и том же состоянии: душа не на месте, не складывается ни личная, ни профессиональная жизнь – все плохо. Когда начинаешь вникать, понимаешь, что иначе и быть не может, ведь человек «ходит на голове»: все, что он делает, вопреки закону жизни. Господь говорит: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».  Человек ежедневно избирает проклятие и смерть, которые есть плата за грех, ведь всякий грех лишает жизни. Он систематически разрывает свое сердце грехами: живет в «упорядоченном» блудном сожительстве, которое сейчас называется «гражданским» браком. Но то, что человек придумал в свое оправдание, не означает, что это по пути с законом  Божиим.

Иногда человек удивляется, почему Бог «не слышит» его молитвы, хотя совсем недавно было ощущение, что Он помогал и заботился. Начинаешь отвечать и по глазам видишь, что человек ожидает слов о том, что «блудники Царства Небесного не наследуют», «блуд - это грех». Но сказать ему хочется о том, что Бог не слушает грешников, а слушает лишь тех, кто чтит Его. Ведь так же и в человеческих отношениях: если один человек все время делает другому гадости, поступает против его желания и воли, разве он рассчитывает, что тот будет к нему благорасположен? Так не бывает. Если изо дня в день мы делаем то, что угодно врагу Божиему, живем сатанинской волей, как можем думать, что Господь будет слушать нас? Это невозможно. Как невозможно с грехом или с грехом пополам быть счастливым. Измени свою жизнь, переверни ее, соверши решительное покаяние, очистив и ум, и сердце, и поступки, и слова – исправь ее, и ты увидишь чудо Божие. Начни процесс покаяния. Многие думают, что достаточно прийти, выплеснуть какое-то эмоциональное состояние, батюшка что-то скажет, прочитает - и все будет хорошо, можно спокойно возвращаться, как пес на свою блевотину или как вымытая свинья, которая идет валяться в своем калу  - все это выражения апостола Петра (2 Пет. 2, 22). .Всякий человек, возвращаясь от Бога к прежней жизни, таким и является.

Покаяние - это поворот на 180 градусов: шел на север - развернулся и пошел на юг. Понятно, что в большинстве случае это невозможно сделать за один раз. Нет среди нас, например, преподобных Таисий, которая встретилась с Иоанном Коловым, осознала свою греховную жизнь и ушла от нее в монастырь, а по дороге Господь забрал ее душу. Как столп света возносилась ее душа к небу, потому что Господь принял ее покаяние - решительное изменение, отвержение прежнего образа жизни. У нас же в основном постепенный процесс. Но надо поступать и решительно: смертный грех не даст сохранить душу в целостности, он все время будет раскалывать ее. И  что бы ни делал человек, благодать, которую он получает в таинствах, молитве, делах милосердия, будет уходить из души. Поэтому надо восстановить целостность души, а это в первую очередь совершается покаянием - искренним, осознанным, решительным поворотом жизни - и последующей епитимьей, потому что покаянный труд является обязательным условием.

Когда человек входит в церковную жизнь, то обычно не несет никаких покаянных трудов за предыдущие греховные годы, а то и десятилетия. Но это необходимо для исцеления души, и если этого нет, Господь попускает промыслительные скорби и смирение. Лучше осознать это, подойти к священнику и попросить благословение на покаянный труд, которым может быть служение в милосердии, например посещение больного одинокого человека (в каждом приходе есть такие нуждающиеся). Или позаботиться о бездомных, а если позволяют средства, поддержать какую-нибудь многодетную семью. При желании всегда можно найти служение милосердия, которое человек будет осознанно нести за прежние грехи. Можно заботиться о детях-сиротах, потому что редкий человек избежал греха против собственных детей, которые могли бы прийти в этот мир. Надо искупать это покаянным трудом, не только словами, но и делами. И через какое-то время, когда душа уврачуется от грехов, окончательным «лечебным» действием является принятие Тела и Крови Христовой, которые уврачевывают, заживляют раны - происходит исцеление, душа становится целостным сосудом, пригодным для принятия Божией благодати. Но это процесс и труд, а не магическое действие - очень важно решительное движение самого человека навстречу Богу.

Помогай нам всем Господь.

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка:  Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать