6 июня. Прп. Cимеон Столпник

6 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 6 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Симеона, Ксении, Иоанна, Феодора.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Симеона Столпника.

Родился святой в 521 году в Антиохии Сирийской от благочестивых родителей Иоанна и Марфы. Святая Марфа с юных лет предназначала себя к безбрачной жизни и стремилась к иночеству, но родители настаивали на вступление в брак с юношей Иоанном.

После усердной молитвы в церкви во имя святого Иоанна Предтечи преподобной в видении было указано подчиниться воле родителей и вступить в брак. В супружеской жизни святая Марфа стремилась во всем угождать Богу и своему мужу. Часто она молилась о даровании ей ребенка и обещала отдать его на служение Господу. В своем явлении святой Иоанн Предтеча открыл благочестивой Марфе, что у нее родится сын, который будет служить Богу. Родившийся младенец был назван Симеоном и крещен в возрасте двух лет.

Когда Симеону шел шестой год, в городе Антиохии произошло землетрясение, во время которого погиб его отец. Симеон во время землетрясения был в церкви. Выйдя из нее, заблудился и семь дней провел у приютившей его благочестивой женщины. Вновь явившийся блаженной Марфе Иоанн Предтеча указал, где находится потерявшийся мальчик. Мать святого, найдя своего ребенка, поселилась после землетрясения в предместье Антиохии. Уже в детстве святому Симеону несколько раз являлся Господь, предсказывая ему будущие подвиги и награду за них.

Шести лет отрок Симеон ушел в пустыню, где некоторое время находился в совершенном одиночестве. В это время его охранял и питал светоносный Ангел и, наконец, привел в уединенный монастырь, настоятель которого игумен Авва Иоанн, подвизавшийся на столпе, с любовью принял отрока.

Спустя некоторое время святой Симеон обратился с просьбой к старцу Иоанну разрешить ему тоже подвизаться на столпе. По благословению игумена неподалеку от его столпа братией монастыря был сооружен новый столп. Совершив постриг семилетнего мальчика в иночество, авва Иоанн сам возвел его на этот столп. Юный подвижник, укрепляемый Господом, быстро возрастал духовно, превосходя в подвигах своего опытного наставника. За строгие подвиги святой Симеон получил от Бога благодатный дар исцелений. Слава о подвигах юного инока начала распространяться за пределы обители, и к нему стали приходить из разных мест иноки и миряне, желавшие услышать его советы и получить исцеления от болезней. Смиренный подвижник продолжал пользоваться наставлениями своего духовного руководителя аввы Иоанна.

На 11-м году жизни отрок решил подвизаться на более высоком столпе, к вершине которого вели 40 ступеней. К месту подвигов преподобного пришли епископы Антиохийский и Селевкийский, которые рукоположили святого подвижника в сан диакона, а потом разрешили ему взойти на новый столп, на котором преподобный Симеон подвизался в течение 8 лет.

Преподобный Симеон пламенно молился о ниспослании ему Святого Духа, и святая молитва подвижника была услышана. Дух Святой сошел на него в виде горящей свечи, исполнив подвижника Божественной Премудрости. Наряду с устными наставлениями святой Симеон посылал письменные поучения о покаянии, иночестве, о воплощении Христа и о будущем Суде.

После смерти старца святой Симеон так устроил свою жизнь: с восхода солнца до 9 часа пополудни он молился, потом до захода солнца читал книги, переписывал Священное Писание, после чего опять вставал на молитву и молился всю ночь. Когда начинался новый день, он, немного отдохнув, с восходом солнца начинал обычное молитвенное правило.

Преподобный Симеон завершил подвиги на втором столпе и по указанию Божию переселился на Дивную Гору, оставив в своем монастыре опытного старца для руководства иноками. Восхождение на Дивную Гору ознаменовалось видением Господа, стоявшего на вершине холма. Святой Симеон продолжил подвиги на том месте, где видел Господа, сначала на камне, а потом на возведенном вновь столпе. Преподобному были открыты будущие события, так, он предсказал смерть архиепископа Антиохийского Ефрема, болезнь епископа Домна, постигшую его в наказание за немилосердие. Наконец, преподобный Симеон предсказал городу Антиохии землетрясение и убеждал всех жителей покаяться в грехах. На Дивной Горе Симеон устроил монастырь, храм которого строили исцеленные им от болезней люди в благодарность за оказанную им милость. Для нужд монастыря преподобный испросил молитвой источник воды, и однажды, во время недостатка зерна, по его молитве к Господу, в житницах обители умножилась пшеница. В 560 году по повелению Господа святой подвижник на 39-м году жизни принял от епископа Селевкийского Дионисия священный сан. 75-ти лет преподобный Симеон был предуведомлен от Господа о скорой своей кончине. Он призвал братию монастыря, преподал им в прощальной беседе благословение и мирно отошел к Богу в 596 году, потрудившись в подвиге столпничества 68 лет.

Как при жизни, так и после кончины преподобный совершал чудеса, исцеляя слепых, хромых и прокаженных, многих спасал от зверей, изгонял бесов и воскрешал мертвых.

 

Продолжим сегодня разговор о нашей истории. 6 июня 1799 года на Божий свет пришел один из величайших русских людей, о котором было сказано, что он «наше всё», - Александр Сергеевич Пушкин. Родился он в праздник Вознесения Господня, всем своим творчеством и жизнью являя затем восхождение духа к недостижимому на земле идеалу совершенства. Не случайно и последние предсмертные его слова – «выше, пойдем выше» – звали стремиться ввысь. Через тяжкие духовные мытарства прошел он путь от разочарованного безверия к вере и молитве, примирению со Христом и Его Церковью.

Между прочим, в день рождения Пушкина по всем храмам шли молебны, раздавался церковный благовест,  народ ликовал на московских улицах - в этот день праздновалось рождение внучки императора Павла.

Все складывалось так, что Пушкин мог совершенно погибнуть нравственно, жизнь поэта была исключительно трагична. От рождения он получил очень тяжелую наследственность (бурные «африканские» страсти). Внешнее безобразие, взрывной желчный темперамент, равнодушие развращенного отца, нелюбовь матери, сменяющие друг друга гувернантки и гувернеры сомнительной нравственности, подбор атеистической и эротической литературы в домашней библиотеке – все это грозило роковым образом предопределить порочное развитие личности Пушкина.

Родители поэта, как и большинство светских семей XIX века, лишь формально придерживались православных устоев: иногда служили молебны, раз в год говели, приглашали на дом приходских священников, но ироничное отношении к религии и Церкви, непристойные насмешки над духовенством разлагающе воздействовали на впечатлительную детскую душу.

Часто подвергаемый несправедливым наказаниям нелюбящей матери, маленький Пушкин тянулся к прислуге и рано узнал из разговоров в лакейской и девичьей о взрослой «любви», научился сквернословию, проникся ядом кощунства и цинизма. А добрые впечатления «первоначальных чистых дней» связаны у поэта с прославленной им любимой няней, которая посеяла в сердце отрока нетленные семена веры, научила креститься и молиться:

Она духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня.

 

Затем лицейская вольница, о которой он с горечью восклицал позже: «Проклятое мое воспитание». Неопытное сердце Пушкина, незрелый ум оказались во власти вольнодумных идей, антихристианских взглядов, отдавая дань духу своего века не более, чем другие его современники. Сам поэт сопоставлял себя с евангельским блудным сыном:  «Ум ищет божества, а сердце не находит».

«Лишенный всех опор, отпадший веры сын» болезненно искал выхода из тяжкого духовного кризиса. Интересно, что Господь посылает кажущуюся скорбь, чтобы привести к себе свое чадо - Михайловская ссылка. Пушкин впервые вошел в живое, непосредственное общение с Церковью через братию Святогорского монастыря и окрестное духовенство. После чтения житий святых Пушкин удивлялся людям, не имеющим никакого понятия о жизни святого, имя которого они носят от купели до гроба.

В 1835 году Пушкин принимал участие в составлении «Исторического словаря о святых, прославленных в Российской Церкви». Библия покорила сердце поэта внутренней всепобеждающей силой, он прочитал ее, по собственному признанию, от доски до доски.

- Мои дети будут читать Библию в подлиннике.

- По-славянски? - спросил Хомяков.

 

- По-славянски, - подтвердил Пушкин, - передавать этот удивительный текст пошлым современным языком - кощунство.

Многие священные тексты Пушкин заучивал наизусть, особенно любил покаянную великопостную молитву Ефрема Сирина, которую переложил стихами:

Владыка дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей;

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

 

Однажды Смирнова передавала слухи о неверии поэта, на что Пушкин расхохотался: «Разве они считают меня совершенным кретином?» Покаянным чувством переполнено сердце, желающее изменить строй своей жизни, чтобы приблизиться к блистающему чистому идеалу: «сердцу больно: мне стыдно идолов моих». На такой высокой чистой ноте заканчивалось вдохновенное творчество Пушкина.

Он умирал в муках наложенного им на себя креста, как евангельский разбойник умирал на заслуженном им кресте. На вопрос доктора Спасского, кого он хочет, он ответил: «Возьмите первого ближайшего священника». Послали за отцом Петром из Конюшенной церкви. Священник был поражен глубоким благоговением, с которым поэт исповедовался и причастился Святых Таин. Это было начало его духовного обновления и достойного приготовления к вечности, для чего и было оставлено ему Богом еще два дня.

- Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть, - обратился обновленный Пушкин к Данзасу. - Прощаю ему и хочу умереть христианином.

Утром поэт приказал позвать жену и детей (их было четверо), каждого крестил и благословлял, потом попросил: «Перекрестите меня». А когда душа его уже была готова оставить телесный сосуд, осенив себя крестным знаменем, он произнес: «Господи Иисусе Христе».

Наверное, очень уместно будет в этот день нам  воздохнуть к Богу от всего сердца: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего приснопамятного Александра, прости ему всякое согрешение, вольное и невольное, и даруй ему Царствие Небесное».

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка:  Юлия Подзолова

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать