5 июля. Священномученик Гавриил Архангельский

5 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 5 июля 2015 года
 

Свои именины в этот день отмечают христиане, нареченные в честь святых: Гавриила, Геннадия, Феодора, Иулиании, Григория.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика диакона Гавриила Архангельского.

Родился святой в 1885 году в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика.

В 1906 году по увольнении из 4-го класса Волоколамского духовного училища был назначен псаломщиком к Петропавловскому храму, что при реке Клязьме в селе Петропавловское Богородского уезда.

В 1909 году переведен псаломщиком к Михаило-Архангельскому храму в селе Архангельском.

В 1911 году – к Петропавловскому храму при Мариинской больнице в Москве.

С 1907 года был учителем пения в Старо-Псарьковской церковно-приходской школе,  с 1910 года – в Михаило-Архангельской церковно-приходской школе.

28 сентября 1915 года был рукоположен во диакона к Петропавловской церкви при Мариинской больнице в Москве.

С 1934 года диакон Гавриил стал служить в Преображенском храме на Преображенской площади. Здесь его и застали гонения конца 1930-х годов.

11 декабря 1937 года были арестованы некоторые члены причтов Преображенского и Богоявленского, что в Елохове, храмов и заключены в Таганскую тюрьму. Среди них был и диакон Гавриил Архангельский. На следующий день отец Гавриил был допрошен. Узнав, кто еще служил с ним в храме, часто ли собирались вместе служившие и по какому поводу, следователь спросил, не велось ли между ними разговоров на политические темы, когда они собирались у архиепископа Дмитровского, викария Московской епархии Сергия (Воскресенского).

– При посещении нашим причтом архиепископа Сергия никаких разговоров на общественно-политические темы мы не вели. Помню только, что, когда была опубликована новая Конституция, архиепископ поздравил нас с получением гражданских прав, – сказал диакон.

20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Гавриила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 5 февраля 1938 года он с этапом заключенных прибыл в город Лесозаводск, в 19-е отделение Бамлага НКВД. Почти сразу же после прибытия в лагерь против него и духовенства, находившегося в лагере и собранного в 145-й колонне, было начато новое дело.

В начале марта 1938 года осведомители донесли в оперчасть НКВД, что собравшиеся в лагере священники поют вслух молитвы и обсуждают грядущие церковные праздники. 12 марта в качестве обвиняемого был допрошен один из священников Московской епархии, признавший себя виновным в том, что участвовал в контрреволюционных разговорах, которые велись среди заключенных. Был допрошен еще один священник, который также признал себя виновным, что контрреволюционные разговоры духовенством велись. Затем стали допрашиваться свидетели. Всего по делу привлекли тридцать одного человека, из них четверо признали себя виновными, остальные, в том числе и диакон Гавриил, виновными себя не признали.

31 марта 1938 года тройка НКВД на основании показаний свидетелей и некоторых обвиняемых приговорила священнослужителей к расстрелу. Однако они не были сразу убиты, продолжали ходить на общие работы, иные же страдальчески скончались до исполнения приговора.

5 июля 1938 года все арестованные, кто дожил до этого последнего для них дня на земле, были расстреляны. Среди них мученическую кончину  принял и диакон Гавриил Архангельский.

 

Одна из сестер задала вопрос: «Когда жизнь церковная только начинается, всё кажется в новинку, всё так впечатляет, вдохновляет… а потом привыкаешь к службам, молитвам, духовному чтению, проповедям. Все кажется таким привычным. Как избежать этого состояния, как не превратиться в застойную болотную жижу?»

С одной стороны, духовная жизнь – это ежедневная, кропотливая работа. Наверное, одно из самых непростых послушаний – постоянство. Постоянство в намеченной цели, постоянство в маленьких ежедневных делах. Но оно и награждается Богом терпением, за терпением и смирением. А с другой стороны, может быть и не нужно постоянных развлечений.

Относиться к этому послушанию надо как к работе, добросовестно. Положено выполнить определенную задачу на день – выполняй. Новизну дают внимание, внимательность к жизни: к людям,  птицам, которые поют за окном, к лицам, которые встречаешь на улице, и желание видеть прекрасное. Но прекрасное человек видит изнутри. Следовательно, выход – сделать свое око чистым, потому что чистое око на все смотрит ясно, кривое око все видит криво. Сколько бы вокруг человека ни было красоты, он в белом найдет черное, все время будет чем-то недоволен, потому что внутри тяжело, невыносимо.

Недавно на экраны страны вышел мультфильм «Головоломка». Я бы посоветовал посмотреть родителям, что происходит в душе у детей, да, собственно, и у взрослых. Там живут эмоции, которые управляют нашей жизнью. Эмоции радости, печали, страха, гнева, от которых зависит настроение человека, его психика. Одна эмоция конкурирует с другой, радость с печалью. В детстве у девочки такая беззаботная, бездумная радость, как у поросенка, который бегает по травке и ни о чем не думает. Не думает и о том, что через годик попадет на шашлык.

Как человек, когда жизнь с ее внешними обстоятельствами начинают меняться, не может научиться в них жить и управлять своими чувствами и эмоциями. Удивительный мультфильм, заставляющий задуматься… Он и о том, как обрушиваются фундаментальные отделы нашей психики, как память уходит в небытие - то, на чем базировались радостные детские воспоминания. А потом, в какой-то момент, печаль встает у управления, и рождается покаяние, которое рождает более глубокую радость, созидающую новые, совершенно иного качества радостные воспоминания - радостотворная печаль, радостотворный плач.

Одна из сотрудниц церковной лавки поделилась своими наблюдениями. Привезли на отпевание двух женщин, достаточно преклонного возраста – 88 и 93 года. В записке для священника указано «невоцерковленные», что весьма удивило. Существует такая классификация: христиане номинальные и христиане реальные, которые живут христианской жизнью. Как, дожив до 90-летнего рубежа, не подумать о вечности? Неужели они так и не задумались о том, что Бог существует? Неужели обе думали, что у них еще достаточно времени, чтобы покаяться? Люди уже в 40 лет с трудом меняются, а здесь два по 40 с хвостиком.

Когда бабушки приходят в библиотеку, они не просят почитать преподобного Иоанна Лествичника или Никодима Святогорца, а просят детские книжки с картинками: если не запомнить, то хотя бы по картинкам понять, что происходит. И сокрушаются до слез, что жизнь у них впустую прошла, хотя есть и семьи, и внуки, и правнуки.

Жизнь – очень серьезная вещь. Наше пребывание здесь очень ограничено. С годами наше тление становится заметно не только нам, но и всем окружающим. Не укладывается в голове, как в 90 лет не увидеть своего тления, что не доживешь ни до 200, ни до 400 лет. Неужели они в этом возрасте еще что-то планировали на будущее?

Один раб Божий, которому исполнилось 40 лет, просил у митрополита Московского Филарета благословения жениться. А тот ему резолюцию написал: «Пора уже думать о вечной жизни». То есть пора уже думать больше о смерти, о переходе в вечную жизнь. Ему было дико, что человек в таком возрасте думает о какой-то женитьбе. Ведь женитьба – дело временное, в 40 лет пора заниматься серьезным вещами, тем, о чем  человек должен думать в первую очередь, а не устройством здесь, на земле.

Поразили эти женщины: видимо, смерть для них была как некая неприятность, нелепый несчастный случай. Как будто этого с ними никогда не должно было произойти. Серьезные вопросы, дорогие мои. 40 лет, по мысли святителя Филарета, это возраст, когда нужно думать уже очень серьезно. А у нас мужчины в 40 лет сидят за компьютером и играют в «Танчики». Жмет на кнопки, слюни изо рта текут, а он все воюет, завоевывает империи. Жениться – это хотя бы серьезный шаг, а иные сидят перед телевизором, лузгают семечки и смотрят бесконечный «мыльный» сериал.

Надо меняться, дорогие мои, время очень быстро пройдет. Помогай нам всем Господь!
 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Елена Клевцова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать