5 апреля. Вход Господень в Иерусалим

5 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 5  апреля 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых Никона, Макария, Илии, Василия, Степана, Анастасии, Варвары, Сергия, Лидии.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня  великий праздник, именуемым Входом Господним в Иерусалим, или Вербным воскресением.

История этого праздника такова: последнее перед Пасхой воскресенье Великого поста посвящено воспоминанию торжественного Входа Господня в Иерусалим, одного из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа. Событие, которое описывают все четыре евангелиста, произошло за шесть дней до иудейского праздника Пасхи, предшествовало Его Крестным Страстям и было исполнением древних пророчеств о пришествии в мир Спасителя: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой, грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, седящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».

Событие Входа Господня в Иерусалим происходило в торжественной обстановке. Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев». В славянском тексте пальмовые ветви названы вайями, отсюда и наименование праздника в богослужебных книгах «Неделя ваий». А так как в России пальмы не растут, верующие в этот день приходят с распустившимися ветками верб, поэтому в просторечии этот праздник получил название «Вербного воскресения». Незадолго до того, как Иисус пришел в Вифанию, иудеи стали свидетелями проявления славы Божией: воскрешения четверодневного Лазаря, друга Христа. Поэтому, узнав, что Иисус в Вифании, многие пришли туда, чтобы увидеть Его и воскрешенного Им Лазаря.

Потом евангелист замечает:  «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что многие из иудеев ради него приходили и веровали во Иисуса». Придя в Вифанию, Иисус разделяет вечерю в доме Симона прокаженного, а воскрешенный Лазарь был одним из возлежащих. Во время вечера Мария, сестра Лазаря, помазала драгоценным миром ноги Иисуса и в знак своего глубокого уважения к Учителю отерла их своими волосами. В ответ на роптание Иуды Искариота по поводу такой напрасной траты мира Иисус сказал: «Оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего». Так истинный Агнец, пришедый ради спасения мира, был заранее умащен благовониями и приготовлен для заклания.

На другой день, по дороге в Иерусалим, приблизившись к Виффагии, Иисус посылает двух учеников Своих: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею. Отвязав, приведите ко Мне. Если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу. И тотчас пошлет их». Ученики, выполняя повеление Иисуса, нашли ослицу и молодого осла, на которого никто из людей никогда не садился, и привели к Нему. Положив одежды свои на животного, считавшегося символом мира, ученики посадили на него Иисуса и отправились в Иерусалим. Множество народа постилали одежды по дороге и срезанными с деревьев ветвями устилали Его путь. Народ восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»

Когда Иисус еще только приблизился к городу, то глядя на него, заплакал. О чем плакал Господь? «О, если бы и ты хотя бы в сей твой день узнал, что служит к миру твоему?» Господь плакал о Своем возлюбленном городе и о Своем народе, ибо видел пророчески: «Придут дни, когда враги обложат тебя окопами и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Святитель Иоанн Златоуст, размышляя об этом месте, говорит: «Это были слезы Бога Всевидящего, Который знал не только о предстоящей гибели Иерусалима, и плакал не только о священном городе, а знал все будущее земли, человечества, и плакал». Процессия направилась к храму, в которой Господь нашел всю ту же тяжелую картину, которую Он наблюдал ранее: тех же продавцов жертвенных животных, шум и рев скота. Иисус выгнал всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей и говорил им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Этот торжественный Вход Господень в Иерусалим произошел в 10-й день месяца Ниссана, в тот день, когда народ израильский избирал себе пасхального агнца, чтобы заклать его в первый день Пасхи. Ныне же дщерь Сионова, не замечая того, радостно приветствовала Агнца Божиего, грядущего для искупления грехов всего мира.

Великий пост закончен. Начав его вдохновенно, ревностно, решительно, подходя к его окончанию, вдруг понимаешь, что из того, что очень хотелось сделать, исправить, преобразить, мало что совершилось. Как прежде: леность, нерадение и неусердие, расслабленность, саможаление, самооправдание господствуют в нашей душе. Так часто дьявол, пытаясь вырвать хоть малые результаты духовных трудов, пытается осквернить сердце унынием, отчаянием, чтобы опустились руки, пришла безнадежность. Но нет, дорогие мои, даже если время было проведено нерадиво, даже если  ты не собрался хоть как-то по-честному отказаться от своих прихотей, даже если не нашлось решимости совершить подвиг поста, впереди Страстная седмица: дорога, по которой Господь грядет в Иерусалим, чтобы отдать жизнь Свою для искупления многих. Встаньте на эту дорогу, идите рядом со Христом, постарайтесь максимально быть на богослужениях, которыми пронизана вся Страстная седмица. Пусть эти слова, службы, молитвы безжалостно разбивают окаменелость наших сердец, нашу самозамкнутость. Пусть слово Божие пробуждает наше сердце к сокрушению, состраданию, покаянию.

Первые три дня совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров, на которых читаются евангельские отрывки о событиях, связанных с путем Христа на Голгофу.

В Великую Среду скорбный день памяти, когда «Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, беззаконным судиям Тебя, праведного Судию предает». В этот день вспоминается Мария, принесшая алавастр мира, помазать ноги Спасителя. В этот день последний раз совершается Таинство Соборования.

Великий Четверг — день Тайной Вечери. В этот день все христиане, любящие Господа, собираются за Литургией, чтобы приступить к Телу и Крови Христовым. Процент живых христиан как раз измеряются количеством людей, которые в этот день соберутся в храме. Если человеку что-то важно, он обязательно найдет возможность. Для этого есть отгулы, например.

Вечером в Великий Четверг совершается самое трогательное богослужение - чтение Двенадцати Страстных Евангелий. Нужно обязательно быть на этой службе, заранее организуйте себя.

Великая Пятница - в этот день совершается богослужение погребения Плащаницы. Великая Суббота — суббота покоя, в которую Бог почил от дел Своих, и Христос упокоился во гробе. Если быть внимательным, то в событиях, связанных с жизнью, страданиями, смертию Христа, Его воскресением нет никаких противоречий. Все, что было сказано в пророках, исполняется до самой последней черты. Это удивительное подтверждение истины Православия. То, что было сказано за тысячи лет, — слово в слово, день в день, час в час исполняется Иисусом Христом. Слово Божие непреложно.

Пройдя через все эти дни, мы подойдем ко дню, который начинается в полночь, соберемся в храмах с пасхальными свечами, радостным ликующим сердцем и услышим тихое пение в алтаре, которое разливается по храму: «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

 

Протоиерей Евгений Попиченко

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать