Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 4 мая 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Федора, Дионисия, Алексия, Иоанна, Николая.
Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом.
Сегодня святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Иоанна (Пригоровского).
Священномученик Иоанн родился 4 января 1875 года в семье пономаря Черниговской епархии Емельяна Пригоровского. В 1897 году Иван окончил Черниговскую духовную семинарию и был направлен служить псаломщиком в храм в селе Мостовое Кубанской области. 28 февраля 1898 года он был рукоположен во диакона ко храму пророка Божия Илии в станице Незамаевская Ейского отдела Кубанской области, а 19 мая того же года – во священника к церкви хутора Кугоейского той же области и назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы хутора. С 1898-го по 1903 год он заведовал открытой им вечерней школой для взрослых и учительствовал в ней.
6 июня 1903 года отец Иоанн был переведен служить в храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в село Винодельное Ставропольской губернии и назначен законоучителем двух училищ Министерства народного просвещения и церковноприходской школы.
В 1905 году съездом духовенства 6-го благочиннического округа Ставропольской губернии он был избран депутатом на епархиальные и окружные съезды, и эту должность исполнял до 1908 года.
В 1908 году отец Иоанн стал служить в церкви во имя Сошествия Святаго Духа в станице Шкуринская и был назначен заведующим и законоучителем церковной школы станицы и законоучителем двух училищ Министерства народного просвещения.
17 августа 1916 года отец Иоанн возвратился служить в храм пророка Божия Илии в станице Незамаевская и 30 сентября того же года был назначен настоятелем этого храма.
После прихода безбожников к власти началась гражданская война и станицы Кубанской области по нескольку раз стали переходить то к Белой, то к Красной армии.
В конце Страстной седмицы 1918 года станица Незамаевская была захвачена большевиками. В Великую Субботу, 4 мая, в храм, где совершалось богослужение, ворвался отряд красноармейцев и отец Иоанн был арестован и выведен большевиками на площадь перед храмом. Убийцы с бранью набросились на священника. Отца Иоанна жестоко избили, изуродовали ему лицо и, окровавленного и едва живого, вытащили за околицу и здесь зверски убили, запретив жителям станицы его хоронить.
Часто наблюдаешь такое явление, когда в жизни христиан отсутствует подвиг. Вместо него вольготное движение по руслу реки жизни. Когда-то человек пришел в храм на решимости, энергии, а потом, освоив некие правила поведения, научившись читать утренние и вечерние молитвы и акафисты, бывая время от времени на церковных таинствах, успокаивается: «Вроде сильно не грешу, смертных грехов нет, веду добропорядочный образ жизни, исправно плачу налоги, шестой день вроде посвящаю Богу». Из жизни уходит напряжение, уходит подвиг, и человек превращается в болотце, затянувшееся бурой тиной. Но Царство Небесное силой берется, и употребляющий усилие восхищает его. Путь в Царствие Небесное всегда вопреки, всегда против течения, он узкий, тернистый, и на нем до крови обдираешь руки о те колючки и тернии, что встречаются на пути. Сбиваешь в кровь ноги, падаешь – и встаешь и снова карабкаешься. Это путь постоянного напряжения. Господь говорит: «Кто веру имеет и крестится, тот спасен будет. А кто не имеет веры, тот осужден будет».
Контраст становится наиболее заметным и ярким при переходе от времени постного подвига на пост-постное состояние. За время поста мы более или менее собрались и настроились с духовным чтением, вниманием к себе, молитвой и регулярностью исповеди и причастия - появилось ощущение жизни, когда душа освобождается от оков плоти. Конечно, она по-прежнему остается в теле, но начинает пытаться телом управлять, а не находиться у него в порабощении из-за тяжести в желудке, расслабленности и прочих телесных удовольствий. Наоборот, появляются бодрость, решимость, радость от возможности почитать духовные книги, сходить в храм и вновь приступить к причастию - появляются жажда, алчба духовная, праведность.
Пост заканчивается, на первой, второй неделе еще сохраняется какое-то оживление, а потом душа вновь входит в русло привычной стоячей воды и замирает. Но ведь смерть не всегда приходит на Страстной неделе; так Господь устраивал только своим угодниками, чтобы взять их на пике. Если человек живет в «желеобразном» состоянии: в его жизни нет подвига, нет жажды спасения, то, что он посеет, то и пожнет.
Мы говорим, что цель жизни - спасение, но если кто-то из вас бывал на пожаре, то видел, как ведет себя человек, когда слышит крики «пожар!», «спасайтесь!» или «убегайте от опасности!». Тогда человек собирает всю свою энергию, чтобы двигаться в сторону, противоположную опасности. Но когда мы слышим о спасении души, это не вызывает у нас таких реакций. Это говорит о том, что у нас потеряна вера, и мы не верим ни в спасение, ни в вечную смерть, мы не ощущаем ее, хотя она живет в нас. Живет и потерей духовной жажды, и атрофией духовных чувств, мыслей и действий - все это признаки смерти. Наше телесное тление, болезни и старость - все это признаки надвигающейся смерти, а человек как укушенный клещом, находится в анабиозе, не чувствуя боли. Что делать?
Вера зависит и от наличия или отсутствия благодати Божией. Поэтому целью жизни, как говорил преподобный Серафим Саровский, нам положено стяжание благодати Духа Божиего. С одной стороны, вера – это энергия души человека, направленная навстречу Богу. Воля человека, соединенная с волей Божией, есть синергия, спасение. С другой стороны, вера - это и знание, и подчинение тем духовным законам, которые человек принял за истину, то есть доверие, верность. Когда мы родились - обрели, встретили Бога, Церковь - это вызвало огромную реакцию в нашей душе, но потом она стала «приличной», а затем замороженной, уставшей - и вообще остановилась.
Одним из средств борьбы с унынием, которое есть апатия, отсутствие внутренней собранности и внутреннего движения, является дисциплина, порядок. Верность, в том числе проявляется в том, что даже если нет внутреннего импульса, горения, человек все равно, доверяя пути, который указывает Церковь, идет и живет этим путем.
Например, если благословлено молиться утром, вечером и в течение дня, то трудись над этим, не сокращай, не ленись, а относись серьезно. Относись к своей духовной жизни хотя бы так, как относишься к своей работе. Если положено раз в неделю бывать в храме на богослужении, найди в себе силы, соберись, приди и побудь с Богом. Если благословением духовника тебе положено раз в две недели бывать на исповеди и причастии, приготовься добросовестно: вникни в слова молитвы, настройся. Не выпадай из этого режима, относись к нему так, как относишься к дыханию. Бывает, что какой-то воздух тебе неприятен, но ведь ты не останавливаешь дыхания, понимая, что умрешь, если не будешь дышать 5-7 минут.
Почему же мы позволяем себе прекращать дыхание души, прекращать молитву? Пусть мы и устали, и не хочется, «неинтересно». Какое отношение все это имеет к дыханию? Для того чтобы жить, надо дышать всей полнотой того, что дает нам Церковь для жизни души. Если человек настроится таким образом, то постепенно душа отогреется, и то уныние, которое захватывает ее от какого-либо расслабления, будет изгнано из нее постоянством, усердием и верностью. Пробуйте - обязательно получится. Помогай нам всем Господь!
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!