4 мая. Сщмч. Иоанн (Пригоровский)

4 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 4 мая 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Федора, Дионисия, Алексия, Иоанна, Николая.

Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом.

 

Сегодня святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Иоанна (Пригоровского).

 

Священномученик Иоанн родился 4 января 1875 года в семье пономаря Черниговской епархии Емельяна Пригоровского. В 1897 году Иван окончил Черниговскую духовную семинарию и был направлен служить псаломщиком в храм в селе Мостовое Кубанской области. 28 февраля 1898 года он был рукоположен во диакона ко храму пророка Божия Илии в станице Незамаевская Ейского отдела Кубанской области, а 19 мая того же года – во священника к церкви хутора Кугоейского той же области и назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы хутора. С 1898-го по 1903 год он заведовал открытой им вечерней школой для взрослых и учительствовал в ней.

6 июня 1903 года отец Иоанн был переведен служить в храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в село Винодельное Ставропольской губернии и назначен законоучителем двух училищ Министерства народного просвещения и церковноприходской школы.

В 1905 году съездом духовенства 6-го благочиннического округа Ставропольской губернии он был избран депутатом на епархиальные и окружные съезды, и эту должность исполнял до 1908 года.

В 1908 году отец Иоанн стал служить в церкви во имя Сошествия Святаго Духа в станице Шкуринская и был назначен заведующим и законоучителем церковной школы станицы и законоучителем двух училищ Министерства народного просвещения.

17 августа 1916 года отец Иоанн возвратился служить в храм пророка Божия Илии в станице Незамаевская и 30 сентября того же года был назначен настоятелем этого храма.

После прихода безбожников к власти началась гражданская война и станицы Кубанской области по нескольку раз стали переходить то к Белой, то к Красной армии.

В конце Страстной седмицы 1918 года станица Незамаевская была захвачена большевиками. В Великую Субботу, 4 мая, в храм, где совершалось богослужение, ворвался отряд красноармейцев и отец Иоанн был арестован и выведен большевиками на площадь перед храмом. Убийцы с бранью набросились на священника. Отца Иоанна жестоко избили, изуродовали ему лицо и, окровавленного и едва живого, вытащили за околицу и здесь зверски убили, запретив жителям станицы его хоронить.

 

Часто наблюдаешь такое явление, когда в жизни христиан отсутствует подвиг. Вместо него вольготное движение по руслу реки жизни. Когда-то человек пришел в храм на решимости, энергии, а потом, освоив некие правила поведения, научившись читать утренние и вечерние молитвы и акафисты, бывая время от времени на церковных таинствах, успокаивается: «Вроде сильно не грешу, смертных грехов нет, веду добропорядочный образ жизни, исправно плачу налоги, шестой день вроде посвящаю Богу». Из жизни уходит напряжение, уходит подвиг, и человек превращается в болотце, затянувшееся бурой тиной. Но Царство Небесное силой берется, и употребляющий усилие восхищает его. Путь в Царствие Небесное всегда вопреки, всегда против течения, он узкий, тернистый, и на нем до крови обдираешь руки о те колючки и тернии, что встречаются на пути. Сбиваешь в кровь ноги, падаешь – и встаешь и снова карабкаешься. Это путь постоянного напряжения. Господь говорит: «Кто веру имеет и крестится, тот спасен будет. А кто не имеет веры, тот осужден будет».
 

Контраст становится наиболее заметным и ярким при переходе от времени постного подвига на пост-постное состояние. За время поста мы более или менее собрались и настроились с духовным чтением, вниманием к себе,  молитвой и  регулярностью исповеди и причастия - появилось ощущение жизни, когда душа освобождается от оков плоти. Конечно, она по-прежнему остается в теле, но начинает пытаться телом управлять, а не находиться у него в порабощении из-за тяжести в желудке, расслабленности и прочих телесных удовольствий. Наоборот, появляются бодрость, решимость, радость от возможности почитать духовные книги, сходить в храм и вновь приступить к причастию - появляются жажда, алчба духовная, праведность.

Пост заканчивается, на первой, второй неделе еще сохраняется какое-то оживление, а потом душа вновь входит в русло привычной стоячей воды и замирает. Но ведь смерть не всегда приходит на Страстной неделе; так Господь устраивал только своим угодниками, чтобы взять их на пике. Если человек живет в «желеобразном» состоянии: в его жизни нет подвига, нет жажды спасения, то, что он посеет, то и пожнет.

Мы говорим, что цель жизни - спасение, но если кто-то из вас бывал на пожаре, то видел, как ведет себя человек, когда слышит крики «пожар!», «спасайтесь!» или «убегайте от опасности!». Тогда человек собирает всю свою энергию, чтобы двигаться в сторону, противоположную опасности. Но когда мы слышим о спасении души, это не вызывает у нас таких реакций. Это говорит о том, что у нас потеряна вера, и мы не верим ни в спасение, ни в вечную смерть, мы не ощущаем ее, хотя она живет в нас. Живет и потерей духовной жажды, и атрофией духовных чувств, мыслей и действий - все это признаки смерти. Наше телесное тление,  болезни и старость - все это признаки надвигающейся смерти, а человек как укушенный клещом, находится в анабиозе, не чувствуя боли. Что делать?

Вера зависит и от наличия или отсутствия благодати Божией. Поэтому целью жизни, как говорил преподобный Серафим Саровский, нам положено стяжание благодати Духа Божиего. С одной стороны, вера – это энергия души человека, направленная навстречу Богу. Воля человека, соединенная с волей Божией, есть синергия,  спасение. С другой стороны, вера - это и знание, и подчинение тем духовным законам, которые человек принял за истину, то есть доверие, верность. Когда мы родились - обрели, встретили Бога, Церковь - это вызвало огромную реакцию в нашей душе, но потом она стала «приличной», а затем замороженной, уставшей  - и вообще остановилась.

Одним из средств борьбы с унынием, которое есть апатия, отсутствие внутренней собранности и внутреннего движения, является дисциплина, порядок. Верность, в том числе проявляется в том, что даже если нет внутреннего импульса, горения, человек все равно, доверяя пути, который указывает Церковь, идет и живет этим путем.

Например, если благословлено молиться утром, вечером и в течение дня, то трудись над этим, не сокращай, не ленись, а относись серьезно. Относись к своей духовной жизни хотя бы так, как относишься к своей работе. Если положено раз в неделю бывать в храме на богослужении, найди в себе силы, соберись, приди и побудь с Богом. Если благословением духовника тебе положено раз в две недели бывать на исповеди и причастии, приготовься добросовестно: вникни в слова молитвы, настройся. Не выпадай из этого режима, относись к нему так, как относишься к дыханию. Бывает, что какой-то воздух тебе неприятен, но ведь ты не останавливаешь дыхания, понимая, что умрешь, если не будешь дышать 5-7 минут.

Почему же мы позволяем себе прекращать дыхание души, прекращать молитву? Пусть мы и устали, и не хочется, «неинтересно». Какое отношение все это имеет к дыханию? Для того чтобы жить, надо дышать всей полнотой того, что дает нам Церковь для жизни души. Если человек настроится таким образом, то постепенно душа отогреется, и то уныние, которое захватывает ее от какого-либо расслабления, будет изгнано из нее постоянством, усердием и верностью. Пробуйте - обязательно получится. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко


Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать