4 апреля. Мц. Дросида Антиохийская

4 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 4  апреля 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых Василия, Исаакия.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня  Святая Церковь совершает  память святой мученицы Дросиды.

Святая мученица Дросида была дочерью императора Траяна, жестокого гонителя христиан. В 99 году он возобновил существовавший ранее закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся христиан, а в 104 году издал специальный закон против христиан. Начиная с этого года гонения продолжались до конца его правления. В то время тела убитых христиан часто оставались непогребенными для устрашения других. Пять дев-христианок: Аглаида, Аполлинария, Дария, Мамфуса и Таисия взяли на себя подвиг погребать христиан. Они тайно уносили тела мучеников, помазывали их благовониями, обвивали пеленами и хоронили. Узнав об этом, царевна Дросида, тайная христианка, еще не принявшая крещения, попросила святых дев взять ее с собой, когда они пойдут совершать погребение христиан. По совету жениха святой Дросиды, придворного сановника Адриана, возле убитых была выставлена стража, чтобы схватить тех, кто их погребает. В первую же ночь святая Дросида и пять дев были схвачены. Узнав среди узниц свою дочь, Траян велел содержать ее отдельно в надежде, что она одумается. Остальные святые девы были приговорены к сожжению в медеплавильной печи. Они мужественно приняли казнь и сподобились мученических венцов. Из меди, смешанной с прахом мучениц, сожженных в печи, были выкованы треножники для новой бани Траяна. Однако пока в бане стояли эти треножники, ни один человек не мог туда войти: каждый, переступавший порог, падал замертво. Когда жрецы поняли, почему так происходит, они дали совет унести треножники.

Тогда Адриан предложил императору расплавить треножники и сделать из них пять статуй нагих дев, похожих на казненных мучениц, и для поношения и поругания поставить эти статуи перед входом в императорскую баню. Траян согласился. Когда статуи были поставлены, император увидел во сне пять чистых агниц, пасущихся в раю, и пастуха, который сказал ему: «О, беззаконнейший и нечестивейший царь! Тех, изображения которых ты задумал выставить для поношения, Добрый и Милосердый Пастырь отнял у тебя и поселил здесь, куда со временем прибудет и чистая агница Дросида, дочь твоя». Проснувшись, беззаконный Траян пришел в неистовство и повелел затопить две огромные печи и топить их ежедневно. На печах было вывешено царское повеление: «Мужи галилеяне, поклоняющиеся Распятому, избавьте себя от великого множества мучений, а нас от трудов - принесите жертвы богам. Если же сделать этого вы не желаете, то пусть каждый из вас добровольно, каким хочет способом, ввергает себя в эту печь». Многие христиане добровольно шли на мучения.

Узнав об этом, святая Дросида решила также принять мученическую смерть за Христа. В своем заключении она вознесла молитвы о том, чтобы Господь помог ей незаметно выйти из темницы. И Бог услышал ее молитву - стражи уснули; оказавшись на свободе, святая Дросида направилась к печи, но стала размышлять про себя: «Как я пойду к Богу, не имея на себе брачной одежды (то есть не приняв Крещения), ведь я нечиста. Но, Царь царствующих, Господи Иисусе Христе, ради Тебя я оставила мое царственное положение, чтобы Ты удостоил меня быть хоть привратницей в Царствии Твоем. Крести же меня Ты Сам Духом Твоим Святым». Помолившись, святая Дросида помазала себя святым миром, которое захватила с собой, и, трижды погружаясь в воду, произнесла: «Крещается раба Божия Дросида во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Семь дней скрывалась святая, предаваясь посту и молитве. В это время ее нашли христиане и из ее рассказов узнали обо всем происшедшем. На восьмой день святая мученица Дросида пошла к раскаленной печи и бросилась в огонь.

Одна за другой пролетают седмицы Великого поста. Четыредесятница почти закончена, нас ждет Страстная седмица с особым уставом богослужения и поста. Мы уже стоим в преддверии. Через несколько часов мы соберемся в храмах, чтобы встречать Господа, грядущего в Иерусалим и возносить вербовые ветви со словами: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне». Некогда дети и другие жители Иерусалима приветствовали Христа этими словами, во многом не понимая, что происходит и для чего Господь грядет, наивно думая, что пришло спасение израильскому народу от гнета римских оккупантов, мечтая, что воцарится Тот, Который повелевает жизнью и смертью, воскрешает умерших, за Которым идет огромная толпа людей, и она волной сметет тех, кто много лет мучает израильтян рабством.

Прошло несколько дней, и в народе возникло огромное разочарование, которое выразилось, в первую очередь, в поступке Иуды, который осознал, что никакого земного благополучия Господь не обещал, что Он — Царь, но Царство Его не от мира сего. Произошла страшная перемена. Те, которые сегодня громче всего кричат «Осанна!», через несколько дней будут этими же устами с таким же надрывом просить у Пилата распятия: «Не имамы царя, токмо кесаря». «Кровь Его на нас и на детях наших», - отрекся еврейский народ от первородства.

Сегодня и завтра храмы будут наполнены прихожанами. Так часто бывает, что на Вербное воскресенье в храмы приходит народа больше, чем на Пасху, по крайней мере, это видно по причастникам. Что за феномен? Служба закончилась, но в течение всего дня люди приходят освящать вербочки. Зачем? Ведь это только  символ, образ участия христиан в том событии, которое совершилось при Понтии Пилате, выражение своей любви и почтения к Богу, входящему в Иерусалим на осле. Через определенное действие человек соучаствует в событии, в самих веточках нет чего-то особенного, это выражение нашего соучастия событию.  Страстная седмица проходит без внимания, и те же люди, которые опоздали на Литургию в Вербное воскресенье, также опаздывают на службу в Пасху, но приходят освящать куличи и яйца. Какое отношение куличи имеют к Воскресению Христову? При чем здесь куличи? Понятно, что это снедь, которой человек разговляется после подвига поста и молитвы, сочувствия и соучастия в жизни, страданиях, смерти и Воскресении Христовом. Но никак Пасхальный день без перечисленных мною событий сам по себе с куличами не связан, если ты не был со Христом в Его Страстях. Поэтому, дорогие мои, пожалуйста, заранее спланируйте дни Страстной седмицы так, чтобы максимально быть со Христом, а не изображать из себя христиан, которые соблюдают все традиции: и вербочки освятили, и куличи окропили. Дело в том, насколько сердце человека принимает Христа, сострадает Ему, насколько человек готов ради Христа изменить свою жизнь.

Впереди самые страшные дни -  дни Страстей Христовых, страданий Богочеловека, когда все, кроме мироносиц, отвергнутся, разбегутся, когда Иуда льстивым лобзанием предаст Сына Человеческого, а Пилат  скажет: «Не вижу в Нем никакой вины, умываю руки, не повинен я в крови Его» и отдаст на распятие, когда народ израильский во главе с первосвященниками клеветой и лжесвидетельствами вынудят правительство к исполнению своих желаний: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю». Для Пилата самое страшное — потерять расположение кесаря, даже если перед ним невинный человек.

Все это будет происходить  в наших храмах. Постарайтесь найти время, чтобы быть в центре этих событий, не струсить, не убежать, не увлечься бытовыми делами, потому что никакая работа, никакие деньги не стоят того, что будет происходить на Страстной седмице. Постарайтесь пройти сквозь эти дни рядом со Христом, чтобы Пасха была не фальшивой, чтобы ваше участие в ней было оправдано. Кто со Христом постраждет, - с Ним и прославится. И помогай нам всем Господь.

 

Протоиерей Евгений Попиченко

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать