Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 3 мая 2015 года
В этот день свои именины совершают христиане, нареченные в честь святых Николая, Федора, Феодосия, Александры, Гавриила, Григория.
Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом.
Сегодня святая Церковь совершает память святого Сербской Православной Церкви святителя Николая (Велимировича), епископа Охридского и Жичского.
Совсем недавно - чуть менее 60-ти лет назад - отошел ко Господу этот Божий угодник. Он очень полюбился русским христианам, которые знают его по многим трудам, в том числе по его толкованиям житий святых.
Пару лет назад вышел Церковный календарь, который был полностью основан на кратко изложенных святителем Николаем житиях святых с его комментариями и толкованиями. Очень удобно в переводе на русский язык и современную действительность пользоваться трудами этого удивительного святого.
Никола Велимирович родился в горном селе Лелич, в западной части Сербии, в многодетной крестьянской семье. В детстве был отдан в школу при монастыре Челие. Затем, окончив гимназию в городе Валево и Белградскую духовную семинарию, обучался на Старокатолическом факультете в Берне. После закончил философский факультет в Оксфорде.
Вернувшись в Сербию, начинает преподавать в Белградской семинарии и одновременно печатает свои статьи в сербских церковных журналах. После выздоровления от туберкулёза принимает в монастыре Раковица близ Белграда монашеский постриг под именем Николай.
В 1910 году иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время обучения много путешествовал по России, посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ.
После вновь вернулся в Сербию, где его застала Первая мировая война, во время которой отец Николай на боевых позициях исповедовал и причащал сербских солдат, укреплял их дух проповедью. Всё свое жалование он до самого конца войны перечислял на нужды раненых.
В 1920 году поставлен епископом Охридской епархии. В 1934 году епископ Николай назначен владыкой Жичской епархии.
Во время Второй мировой войны епископ подвергся репрессиям со стороны фашистов и был заключен в концентрационный лагерь Дахау. 8 мая 1945 года был освобождён американскими войсками, но в связи с приходом к власти на его родине коммунистов Тито, владыка принял решение не возвращаться в Югославию и переехал в США.
Последние дни Николая (Велимировича) прошли в русском монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания, где 18 марта 1956 года он скончался. Из монастыря тело владыки было перенесено на кладбище сербского монастыря Святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс).
18 марта 1987 года состоялось прославление Николая (Велимировича) как местночтимого святого Шабачско-Валевской епархии. 12 мая 1991 года мощи святого Николая перенесены в его родное село Лелич. Объявлен святым на заседании Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви в мае 2003 года. Канонизирован в храме святого Саввы в Белграде 24 мая 2003 года.
Недавно услышал, как во время Великого поста один батюшка на вопрос «Как дела?» пожаловался на усталость. На что услышал такой ответ: «Ничего, мы все скоро умрем».
Сразу стало ощутимо легче от осознания того, что какие бы трудности не переживал человек, как бы ему порой не было тяжело, все это временно и рано или поздно все заканчивается.
В свое время Льюис Стивенсон очень точно сформулировал это: «Самую тяжелую болезнь человек может перенести в течение одного дня. Самые трудные обстоятельства, самую лютую скорбь человек может вынести до вечера - в этом и есть смысл жизни». В этом и смысл исполнения заповедей Божиих: живите сегодняшним днем, не заботьтесь о дне завтрашнем, не переживайте и не мучайте себя помыслами, что и как будет. Дожить до вечера, а завтрашний позаботится о себе сам.
Зачем лишать себя радости из-за того, чего нет: ведь будущего нет — вся жизнь проходит в настоящем времени. Мы же часто переживаем из-за того, что, может, просто никогда и не произойдет. Сегодня вечером мы отойдем ко Господу, а мучаем себя вопросами о том, что с нами будет через год или на пенсии или что будет с нашими детьми и внуками. Зачем? Живите в полноте сегодняшним днем - завтрашний позаботится о себе сам.
Сегодня хотелось бы привести размышления митрополита Антония (Сурожского) о том, почему больному нельзя отказываться от помощи здоровых.
«Мне думается, что болезнь и страдание нам даются от Бога для того, чтобы мы могли освободиться от такой привязанности к жизни, которая нам не дает возможности глядеть в будущее с открытостью и надеждой. Если бы все было совершенно, то у нас не хватило бы духа отойти от этого совершенства. Но ведь то совершенство, которое у нас есть на земле, так далеко от той полноты, которую мы можем получить в Боге!
И мне кажется, что людям, которые болеют долго, надо помочь в двух вещах. Во-первых, в том, о чем я только что сказал,—помочь осознать: меня Бог сейчас освобождает от плена, дает мне возможность не привязываться к жизни, которая так мучительна, болезненна, дает мне возможность глядеть в другую сторону,—в сторону, где больше не будет ни боли, ни страдания, ни страха, где распахнется дверь и я окажусь лицом к лицу перед Самим Спасителем Христом, Который Сам через все это прошел. Ведь Христос Своей доброй волей вошел в жизнь, где царствует смерть, и страдание, и потеря Бога, и путем нашей смерти, как бы взяв на Себя всю нашу человеческую природу и смертность, вернулся в область Божественной вечности; это единственный путь, который нас высвобождает от всего того, что нас делает пленниками, рабами.
А второе (и это мне кажется очень важно): когда мы тяжело болеем или идем к смерти, окружающие о нас заботятся, и часто болеющий человек болеет душой о том, что стал обузой для других. Вот в этом болеющего надо разубедить. Он не стал обузой. Он дал каким-то людям счастье, возможность проявить свою любовь, свою человечность, быть им спутником через последний период жизни—в вечность. Болящих надо убедить, что пока они были здоровы, крепки, они заботились о других, помогали им, не обязательно в болезни, просто в жизни; теперь они могут от этих людей получить ту любовь, которую сами посеяли в их душах, и им дать возможность показать свою любовь и свою благодарность. Когда мы отказываемся во время болезни от помощи других, мы их лишаем величайшего счастья — нас долюбить до конца. Это не обязательно наши родные; это всякий человек, который отзывается на нас».
— В этом смысле великая благость - служение сестер милосердия, у которых есть шанс долюбить человека до конца, сопроводить его при последнем переходе в вечность. —
«Я думаю, что если тот, кто заботится об умирающем, мог бы воспринимать происходящее с ним, просто сидеть рядом с ним и не вносить ничего самому, а только быть самому прозрачным, безмолвным, как можно более глубоким, то вероятно, он увидел бы, как этот человек сначала слеп к вечности, как бы закрыт от вечности своей плотью, своей телесностью, своей человечностью. Постепенно все это делается более прозрачно, и умирающий начинает видеть другой мир. Сначала, думаю, темный мир, а затем вдруг свет вечности. Я это однажды пережил: меня просили сидеть с одной старушкой, пока она умирает. Было так явственно, что сначала она отчалила от временной, телесной, общественной жизни (она очень была погружена в земную жизнь; ей было 98 лет, и она из глубин своей постели занималась своими коммерческими предприятиями). А потом постепенно это отошло, и вдруг она увидела темный мир, бесовский… И в этот мир вошел свет Божий—и весь этот бесовский мир разлетелся, и она вошла в вечность. я этого не могу забыть; я тогда был молод, был студентом медицинского факультета второго курса, и это у меня осталось.
Поэтому те молодые люди, которые ухаживают за больными, кроме того, что они дают больному возможность с благодарностью и открытостью принимать любовь, которая им дается—это очень важно—могут с ними сидеть в момент, когда больной уже не может никаким образом им сказать о том, что он сейчас видит или чувствует, но знать, что сейчас совершается переход, и быть с ним все это время, время перехода».
Очень серьезная тема для размышления, потому что мы очень часто боимся этого момента и отдаем своих родных в больницы, или дома престарелых, или в хосписы, чтобы там создали какие-то комфортные условия, для того чтобы человек не заботился и не думал о смерти. Но человеку очень важно осознать момент перехода в вечность, поэтому к нему надо готовиться и с помощью близких, и с помощью Церкви. Всегда надо держать руку на пульсе и успеть вовремя пригласить к человеку священника для исповеди, причастия, соборования - для примирения человека с Богом. Это самое главное событие, которое должно совершиться в жизни тяжело болеющего и умирающего человека. Все остальное отходит на второй план. Главное успеть примириться с Богом в добром уме и твердой памяти. Не забывайте об этом, дорогие мои. Помогай нам всем Господь!
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!