3 мая. Свт. Николай (Велимирович), еп. Охридский и Жичский

3 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 3 мая 2015 года

 

В этот день свои именины совершают христиане, нареченные в честь святых Николая, Федора, Феодосия, Александры, Гавриила, Григория.

 

Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом.

 

Сегодня святая Церковь совершает память святого Сербской Православной Церкви святителя Николая (Велимировича), епископа Охридского и Жичского.

 

Совсем недавно - чуть менее 60-ти лет назад - отошел ко Господу этот Божий угодник. Он очень полюбился русским христианам, которые знают его по многим трудам, в том числе по его толкованиям житий святых.

 

Пару лет назад вышел Церковный календарь, который был полностью основан на кратко изложенных святителем Николаем житиях святых с его комментариями и толкованиями. Очень удобно в переводе на русский язык и современную действительность пользоваться трудами этого удивительного святого.

 

Никола Велимирович родился в горном селе Лелич, в западной части Сербии, в многодетной крестьянской семье. В детстве был отдан в школу при монастыре Челие. Затем, окончив гимназию в городе Валево и Белградскую духовную семинарию, обучался на Старокатолическом факультете в Берне. После закончил философский факультет в Оксфорде.

Вернувшись в Сербию, начинает преподавать в Белградской семинарии и одновременно печатает свои статьи в сербских церковных журналах. После выздоровления от туберкулёза принимает в монастыре Раковица близ Белграда монашеский постриг под именем Николай.

 

В 1910 году иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время обучения много путешествовал по России, посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ.

 

После вновь вернулся в Сербию, где его застала Первая мировая война, во время которой отец Николай на боевых позициях исповедовал и причащал сербских солдат, укреплял их дух проповедью. Всё свое жалование он до самого конца войны перечислял на нужды раненых.

В 1920 году поставлен епископом Охридской епархии. В 1934 году епископ Николай назначен владыкой Жичской епархии.

 

Во время Второй мировой войны епископ подвергся репрессиям со стороны фашистов и был заключен в концентрационный лагерь Дахау. 8 мая 1945 года был освобождён американскими войсками, но в связи с приходом к власти на его родине коммунистов Тито, владыка принял решение не возвращаться в Югославию и переехал в США.

 

Последние дни Николая (Велимировича) прошли в русском монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания, где 18 марта 1956 года он скончался. Из монастыря тело владыки было перенесено на кладбище сербского монастыря Святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс).

 

18 марта 1987 года состоялось прославление Николая (Велимировича) как местночтимого святого Шабачско-Валевской епархии. 12 мая 1991 года мощи святого Николая перенесены в его родное село Лелич. Объявлен святым на заседании Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви в мае 2003 года. Канонизирован в храме святого Саввы в Белграде 24 мая 2003 года.

 

Недавно услышал, как во время Великого поста один батюшка на вопрос «Как дела?» пожаловался на усталость. На что услышал такой ответ: «Ничего, мы все скоро умрем».

Сразу стало ощутимо легче от осознания того, что какие бы трудности не переживал человек, как бы ему порой не было тяжело, все это временно и рано или поздно все заканчивается.

 

В свое время Льюис Стивенсон очень точно сформулировал это: «Самую тяжелую болезнь человек может перенести в течение одного дня. Самые трудные обстоятельства, самую лютую скорбь человек может вынести до вечера - в этом и есть смысл жизни». В этом и смысл исполнения заповедей Божиих: живите сегодняшним днем, не заботьтесь о дне завтрашнем, не переживайте и не мучайте себя помыслами, что и как будет. Дожить до вечера, а завтрашний позаботится о себе сам.

 

Зачем лишать себя радости из-за того, чего нет: ведь будущего нет — вся жизнь проходит в настоящем времени. Мы же часто переживаем из-за того, что, может, просто никогда и не произойдет. Сегодня вечером мы отойдем ко Господу, а мучаем себя вопросами о том, что с нами будет через год или на пенсии или что будет с нашими детьми и внуками. Зачем? Живите в полноте сегодняшним днем - завтрашний позаботится о себе сам.

 

Сегодня хотелось бы привести размышления митрополита Антония (Сурожского) о том, почему больному нельзя отказываться от помощи здоровых.

 

«Мне думается, что болезнь и страдание нам даются от Бога для того, чтобы мы могли освободиться от такой привязанности к жизни, которая нам не дает возможности глядеть в будущее с открытостью и надеждой. Если бы все было совершенно, то у нас не хватило бы духа отойти от этого совершенства. Но ведь то совершенство, которое у нас есть на земле, так далеко от той полноты, которую мы можем получить в Боге!

 

И мне кажется, что людям, которые болеют долго, надо помочь в двух вещах. Во-первых, в том, о чем я только что сказал,—помочь осознать: меня Бог сейчас освобождает от плена, дает мне возможность не привязываться к жизни, которая так мучительна, болезненна, дает мне возможность глядеть в другую сторону,—в сторону, где больше не будет ни боли, ни страдания, ни страха, где распахнется дверь и я окажусь лицом к лицу перед Самим Спасителем Христом, Который Сам через все это прошел. Ведь Христос Своей доброй волей вошел в жизнь, где царствует смерть, и страдание, и потеря Бога, и путем нашей смерти, как бы взяв на Себя всю нашу человеческую природу и смертность, вернулся в область Божественной вечности; это единственный путь, который нас высвобождает от всего того, что нас делает пленниками, рабами.

 

А второе (и это мне кажется очень важно): когда мы тяжело болеем или идем к смерти, окружающие о нас заботятся, и часто болеющий человек болеет душой о том, что стал обузой для других. Вот в этом болеющего надо разубедить. Он не стал обузой. Он дал каким-то людям счастье, возможность проявить свою любовь, свою человечность, быть им спутником через последний период жизни—в вечность. Болящих надо убедить, что пока они были здоровы, крепки, они заботились о других, помогали им, не обязательно в болезни, просто в жизни; теперь они могут от этих людей получить ту любовь, которую сами посеяли в их душах, и им дать возможность показать свою любовь и свою благодарность. Когда мы отказываемся во время болезни от помощи других, мы их лишаем величайшего счастья — нас долюбить до конца. Это не обязательно наши родные; это всякий человек, который отзывается на нас».

— В этом смысле великая благость - служение сестер милосердия, у которых есть шанс долюбить человека до конца, сопроводить его при последнем переходе в вечность. —

 

«Я думаю, что если тот, кто заботится об умирающем, мог бы воспринимать происходящее с ним, просто сидеть рядом с ним и не вносить ничего самому, а только быть самому прозрачным, безмолвным, как можно более глубоким, то вероятно, он увидел бы, как этот человек сначала слеп к вечности, как бы закрыт от вечности своей плотью, своей телесностью, своей человечностью. Постепенно все это делается более прозрачно, и умирающий начинает видеть другой мир. Сначала, думаю, темный мир, а затем вдруг свет вечности. Я это однажды пережил: меня просили сидеть с одной старушкой, пока она умирает. Было так явственно, что сначала она отчалила от временной, телесной, общественной жизни (она очень была погружена в земную жизнь; ей было 98 лет, и она из глубин своей постели занималась своими коммерческими предприятиями). А потом постепенно это отошло, и вдруг она увидела темный мир, бесовский… И в этот мир вошел свет Божий—и весь этот бесовский мир разлетелся, и она вошла в вечность. я этого не могу забыть; я тогда был молод, был студентом медицинского факультета второго курса, и это у меня осталось.

 

Поэтому те молодые люди, которые ухаживают за больными, кроме того, что они дают больному возможность с благодарностью и открытостью принимать любовь, которая им дается—это очень важно—могут с ними сидеть в момент, когда больной уже не может никаким образом им сказать о том, что он сейчас видит или чувствует, но знать, что сейчас совершается переход, и быть с ним все это время, время перехода».

 

Очень серьезная тема для размышления, потому что мы очень часто боимся этого момента и отдаем своих родных в больницы, или дома престарелых, или в хосписы, чтобы там создали какие-то комфортные условия, для того чтобы человек не заботился и не думал о смерти. Но человеку очень важно осознать момент перехода в вечность, поэтому к нему надо готовиться и с помощью близких, и с помощью Церкви. Всегда надо держать руку на пульсе и успеть вовремя пригласить к человеку священника для исповеди, причастия, соборования - для примирения человека с Богом. Это самое главное событие, которое должно совершиться в жизни тяжело болеющего и умирающего человека. Все остальное отходит на второй план. Главное успеть примириться с Богом в добром уме и твердой памяти. Не забывайте об этом, дорогие мои. Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

 

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать