29 июня. Священномученик Петр Карелин

29 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 29 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Тихона, Моисея, Михаила, Петра, Константина.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика Петра Ивановича Карелина.

 

Родился святой в 1864 году. В 1883 году окончил Пермскую духовную семинарию, и был назначен учителем и был назначен учителем в Новопышминское училище.

13 июля 1886 года Петр был рукоположен во священника к Сретенскому храму в селе Иленское Ирбитского уезда Пермской губернии.

12 апреля 1888 года переведен в Богоявленскую церковь в селе Кочневское Камышловского уезда.

С 14 ноября 1904 года он стал служить в Свято-Троицком соборе Каменского завода того же уезда.

В 1914 году был назначен исполняющим должность благочинного второго округа Камышловского уезда.

В начале XX века повсюду начала ощущаться недостаточная активность приходской жизни. Стали предприниматься меры для ее оживления, в частности на поприще просвещения народа. Отец Петр выписывал книги и брошюры для раздачи народу, организовал благочинническую окружную библиотеку, куда выписывалось семь периодических изданий, устраивал собрания духовенства, на которых обсуждалось прочитанные книги.

Но все предпринимаемые им средства в силу начавшегося социально-духовного кризиса могли помочь лишь немногим.

В 1918 году был арестован и заключен в тюрьму в Екатеринбурге. Затем вместе с епископом Гермогеном, заключен в грязный и темный трюм парохода «Ока». Отец Петр предварил мученическую кончину святителя.

Около полуночи 29 июня 1918 года он бы выведен на палубу и утоплен в реке.

 

Сегодня мы также совершаем память святителя Феофана, Вышенского Затворника, удивительного духовного наставника. Многие ныне живущие христиане настраивают свою духовную жизнь по словам святителя. Сегодня отмечается перенесение мощей свт. Феофана, поэтому хочется вновь поделиться сокровищем, которое, как медоточная пчела, собрал с цветника духовной жизни этот великий русский святой.

Святитель Феофан Затворник много наставляет в практике духовной жизни, и сегодня, поскольку идет Петров пост, а одним из важнейших духовных упражнений является духовное чтение, мы вновь поразмышляем над словами святителя о том, как необходимо читать духовную литературу.

Святитель Феофан пишет: «Хорошо читать или слушать, плодоноснее - слово Божие, а за ним - отеческие писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития лучше для начинающих...»

Начинающие - это мы с вами; даже если человек в Церкви 10-15 лет, он все равно еще новоначальный.

«... писания Отеческие - для средних...»

Все-таки у нас уже есть попытки читать и святоотеческие писания, и аскетические опыты и труды; понятно, что мы еще мало воспринимаем и усваиваем, но пытаемся.

«… и слово Божие -  для совершенных».

Читая Священное Писание, Евангелие, выполняя послушание Церкви, мы напитываем свою душу этими удивительными словами жизни, но понимать Евангелие в полноте может только духовно совершенный человек.

«Все эти источники истин способствуют духу ревности».

В каждого из нас заложен дух ревности. Правда, пользуемся мы им извращенно, ревнуя к собственной славе, считая, что меня не замечают, не ценят, не любят, как других, а ревновать надо о славе Божией, то есть о том, чтобы лично ты оставался в тени, а через тебя являлась сила Божия. Чтобы люди, видя ваше доброе, не вас прославляли и не вам пели оды хвалебные, а прославляли Отца, Который на небесах. Величайшее искусство - делать добро и оставаться в тени.

Как преподобный Симеон Верхотурский, который оказывая милость, шил шубы. Конечно, ему давали за это ночлег, но как оплата, это несопоставимо с затратами его труда. Он нарочно что-то не доделывал и уходил - люди были рассержены, но на самом деле они получили гораздо больше, нежели, как им казалось, потеряли от недоделки. Величайшее искусство - остаться в тени, чтобы вся слава была Богу.

Далее святитель пишет: «Часто один текст возгревает дух не на один день: есть жития, о коих одно воспоминание восставляет жар ревности  - то есть душа воспламеняется желанием к духовным упражнениям (коммент. иер. Е.П.). - Есть места у святых отцов сильно впечатляющие, посему доброе правило - выписывать такие места и хранить на случай нужды, для возбуждения духа».

Когда душа истощевается, запустевает, у человека под рукой будут те или иные тексты, цитаты, которые возгревают ревность духовную. Тем более в современной жизни и писать много не надо, всё есть в электронном виде. Выделил курсором, сохранил в папку, а в нужный момент открываешь файл, читаешь и укрепляешься. Можно сфотографировать понравившийся текст на мобильный телефон, и он всегда будет под рукой. Душа затосковала, засуетилась, затрепетала - открыл текст, укрепляющий в мужестве, решимости, надежде на Бога, и подпитал свою душу.

«Часто ни внутреннее, ни внешнее делание не помогают - дух остается в усыплении. Спеши читать что-нибудь. Если и это не поможет - беги к кому-нибудь на беседу. Последняя с верою редко остается без плода».

Удивительное средство для людей, ищущих духовной жизни, - это беседа. Не сплетни и не слухи, а беседа о духовной жизни: вместе почитать какой-то текст, разобрать его. Великое счастье, если у человека есть духовник, и можно пятнадцать минут в две-три недели поговорить с ним на беспокоящие темы. Не пустословить - потому что время очень драгоценно и надо крайне уважительно относиться к чужому времени, -  а подготовиться и буквально несколькими вопросами укрепить себя. Хорошо, когда есть близкий по  духу брат или сестра, с которыми можно поговорить не о суете, а о главном, духовном.

«Есть два рода чтения: одно — рядовое, почти механическое…»

Это то, как мы обычно читаем. Напомню, что в Петров пост хорошо почитать Толкования блж. Феофилакта Болгарского на Священное Писание, хотя бы на одного из евангелистов, потому что важно не просто читать Евангелие, но и знать святоотеческое толкование.

По послушанию человек читает просто по порядку. А бывает избирательное чтение, когда возникает проблема, например гнев одолевает или печаль поразила душу, и как средство от обострения этой болезни он находит тот или иной текст на эту тему, тогда чтение производит гораздо больший эффект.

Правила для чтения, которые дает святитель Феофан: «Перед чтением должно возбудить потребность знать то, о чем читается».

То есть заранее, как перед молитвой, подумать о том, что ты сейчас будешь делать. Не просто открыть, прочитать, ничего особо не понять, закрыть и «поставить галочку» - «молодец, выполнил». Но подумать, что ты будешь читать и о чем, настроиться, чтобы получить из текста максимальную пользу.

Второе - «обратиться молитвенно к Богу». Очень важно молиться и Богу и тому святому, книгу которого ты открываешь, чтобы наш дух в соединении с духом праведника был вознесен к Престолу Божиему, и Господь через святого может открыть нам даже не написанное в книге, но имеющееся в опыте Церкви.

«Читаемое следить вниманием и все слагать в отверстое сердце; что не дошло до сердца, на том стой, пока не дойдет».

Внимательное и благоговейное чтение святые отцы причисляют к молитвенному труду. Если человек читает внимательно, с желанием все слагать в отверстое сердце, то по факту и содержанию это тот же молитвенный труд.

 «Очевидно, что читать должно весьма медленно».

Не нужно все время смотреть, сколько осталось до конца. Внимательно, вдумчиво прочитать страницу или две и воспринять прочитанное.

«Прекратить чтение, когда душа не хочет уже читанием питаться, — сыта, значит. Если, впрочем, поразит душу какое место, стой на нем и не читай более».

Очень важный совет - когда душа дочитается до истины и поймет, что именно здесь Господь посетил ее откровением, остановиться. Здесь точно так же, как в молитве, когда в какой-то момент пришло умиление, не нужно дальше вычитывать текст: цель достигнута - душа соприкоснулась с благодатью Божией. Постой в этом состоянии - это самое главное в молитвенном делании или в духовном чтении.

«Лучшее время для чтения слова Божия — утро, житий — после обеда, святых отцов — незадолго перед сном».

Такие духовные наставления предлагает нам святитель Феофан. Дай Бог, чтобы за молитвы этого угодника Божия мы были усердными, ревностными христианами. Чтобы душа была горным ручейком, бьющимся по камушкам, но чистым и бегущим вперед, а не стоячим прудом, затянувшимся бурой тиной, где гади всевозможные, их же несть числа. Избави нас от этого, Господь.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать