28 июня. Прп. Дула страстотерпец, Египетский

28 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 28 июня 2015 года

Свои именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Григория, Феодора.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь также совершает память преподобного Дулы, страстотерпца.

 

Преподобный Дула был иноком одного из египетских монастырей, отличался кротостью, смирением и послушанием. В течение 20 лет преподобный терпел насмешки, оскорбления и уничижения от некоторых из братии монастыря. Вначале ему было трудно нести подвиг терпения и с кротостью принимать глумления, но постепенно, смиряясь душой и молясь Богу, он достиг такой степени негневливости, что всем сердцем жалел своих обидчиков и молился за них.

В конце жизни преподобного постигло искушение. Один инок, из числа братии, похитил церковные сосуды и спрятал их. Когда игумен и старцы монастыря стали разбирать дело о краже, то недоброжелатели святого стали утверждать, что кражу совершил именно он, так как в день кражи он не явился к полунощнице, хотя раньше всегда приходил первым. На самом деле святой Дула в этот день был болен и поэтому не смог прийти. Преподобного привели к старцам, которым он сказал, что не виноват в краже. Но его враги стали клеветать, утверждая, что они были свидетелями. Убедившись, что его словам не верят, преподобный Дула не стал спорить и сказал: «Простите меня, отцы святые, я грешен». Игумен приказал совлечь с преподобного иноческие одежды и облечь в мирское платье. Горько зарыдав, святой Дула молился: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего святого имени я облекся в образ сей, но ныне, по грехам моим, он совлечен с меня».

На преподобного наложили оковы, эконом жестоко бил его, добиваясь, где спрятаны церковные сосуды, но невинный старец только повторял: «Простите, согрешил я». Тогда его передали на суд гражданским властям и подвергли пытке. Святой все повторял: «У меня нет ни серебра, ни пропавших сосудов». Городской епарх спросил монахов, что ему делать с преданным на его суд человеком. Они ответили: «Сделай с ним то, что повелевают законы». Святой был приговорен к отсечению обеих рук. Перед выполнением приговора правитель сказал преподобному: «Скажи нам, где сосуды, и ты освободишься от казни». Святой ответил: «Хочешь ли ты, правитель, чтоб я сказал на себя то, чего не делал? Не хочу лгать на себя, ибо всякая ложь от диавола». Святого повели на место казни. Тогда наконец действительный виновник кражи почувствовал раскаяние и пришел к игумену, прося остановить казнь.

Преподобного привели обратно в монастырь. Монахи стали просить у святого прощения, но он не только не злобился на них, но и благодарил, что ему дали возможность безвинным страданием изгладить совершенные им прегрешения. Святой просил Господа простить обидчиков. Через три дня преподобного нашли в келье преставившимся к Богу на коленопреклоненной молитве. Погребение было отложено до прихода игумена и братии соседней лавры. Тело святого лежало в запертом на замок соборе. Когда все собрались и вошли в храм, тела безвинного страдальца в соборе не было, остались лишь его одежды и сандалии.

Те, кто считал преподобного Дулу грешником, оказались недостойны предать его тело погребению.

 

Огромное количество людей, скорее всего абсолютное большинство, мучаются из-за того, что на душе нет мира. Душа не на месте, душа болит из-за жизненных обстоятельств, из-за болезней, скорбей, трудностей, из-за окружающих людей, которые причиняют скорби и страдания. Что с этим делать, как быть со своей несчастной душой?

Один прихожанин говорит: «Батюшка, что делать? Все в жизни есть: и семья, и дети, и работа, и достаток, и машина, и квартира, и загородный дом. Все есть, а счастья нет». Нет того благостного мирного состояния души, которое доставляет человеку радость и мир, счастье и покой. Так что можно внешне быть крайне благополучным, а внутренне все время мучиться из-за зависти, обиды, ревности, отчаяния, уныния. В этом состоянии душа будет все время страдать.

Господь говорит в этом случае: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и  Аз упокою вы». То есть «Я дам вам покой сердечный». «Возмите иго Мое на себе и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашым» (Мф. 22, 28–29).

Научить смирению может только Христос, потому что Он — Учитель духовный. Научить не словами, потому что это процесс внутренний, опытный. Можно много знать о смирении, но не знать смирения. Научить Он нас может, только соединив с Собой.  Главная наука всегда происходит в таинстве Причастия, когда душа христианина соединяется с душой Христа, и образ Христов отпечатлевается на душе человека. Но причастие — это и путь, и труд. Кроме того, от человека требуется желание и стремление изучать эту науку. Всякий, кто желает стяжать нрав Христов, может попросить об этом Бога.

У преподобного аввы Дорофея можно почитать замечательную беседу о смиренномудрии, а затем начать целенаправленно молиться: «Господи, научи меня смирению, дай мне смирение!» Просить ежедневно, и Господь не замедлит явить нам эту науку. Но каким образом? Это же не как в сказке «Волшебник Изумрудного города»: взял зеленую жидкость, налил, Лев выпил и вдруг стал храбрым. Это же не магия, а практический, опытный путь.

У святых встречается такая мысль: всякий человек, просящий у Бога смирения, должен понимать, чтó он просит. А просит он, чтобы Господь послал того человека, который его смирит: уничижит, оскорбит, унизит. Потому что лекарством от тщеславия, во исцеление и смирение, часто является позор, несправедливое и неожиданное поношение. Например, человек расслабился, вошел в транспорт, и тут на него: «Что ты сюда встал?», «Смотри под ноги!» или «Куда прешь?» Это настолько мелкое, незначительное укорение…Но и на него мы не готовы по-христиански отреагировать. Если и не начнем зубы скалить, то точно внутри затаим злобу.

И этот удивительный образ святого Дулы. Его мучили, его несправедливо осудили, были готовы совершить казнь. А когда оправдали, он пришел в монастырь и не имел злобы на тех, кто был причиной его тяжелейших скорбей. У нас в жизни все гораздо легче, и то мы ропщем, возмущаемся, не довольствуемся.

Но без смирения невозможно спасение. Только смиренным Господь дает благодать. Конечно, Он всегда дает испытание по силам. Если дает испытание, то дает и утешение. Вот такая наука, дорогие мои.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (как раз это действие смирения), и возьми крест свой (доверие Мне) и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Куда следовать? Конечно, к воскресению! Но через Голгофу. Потому что в Царствии Божием нет людей нераспятых. Те, которые Христовы, распяли себя, плоть свою со страстьми и похотьми. Если живем духовно, то духовно и поступаем. Так, как жил Христос.  Опять же, это только для тех, кто захочет быть с Ним. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Елена Клевцова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать