27 июля. Священномученик Николай Порецкий

27 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 27 июля 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Николая, Константина, Стефана, Иоанна.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика протоиерея Николая Порецкого. Родился святой в 1865 году в селе Поречье Тверской губернии в семье псаломщика. Детей в семье было пятеро: три брата и две сестры. Все три брата стали впоследствии священниками. Николай Порецкий закончил Духовную Семинарию и женился на Любови Дмитриевне Зверевой – дочери священника храма Влахернской иконы Божией Матери в селе Кузьминки. Село располагалось в красивейшей местности близ Москвы и принадлежало князю Голицыну. Став священником, отец Николай принял приход, где до него служил его тесть, протоиерей Дмитрий Зверев.

Отца Николая Порецкого уважали и любили все – от простого крестьянина до владельца имения князя Голицына. Господь дал ему истинный дар священнослужителя мудрого, доброго, и если нужно строгого. Одновременно со служением в церкви, отец Николай был инспектором школ и ездил туда с проверками. Его ждали с волнением и трепетом, он был строг, но всегда справедлив. Отец Николай был награжден митрой, двумя церковными орденами и тремя медалями.

В 1910 году скончалась матушка Любовь Дмитриевна, и отец Николай остался вдовцом с пятью детьми, до этого похоронив еще троих, умерших в младенческом возрасте. В это время он нашел в себе силы закончить книгу «Село Влахернское, имение князя Голицына», которая вышла в свет в 1913 году. Книга впоследствии стала настольной книгой для краеведов.

В том же году был торжественно отпразднован 25-летний юбилей служения отца Николая в храме. Вслед за этими событиями отца Николая постиг тягчайший удар: трагически погиб его старший сын Николай. Услышав это страшное известие в церкви, отец Николай, потеряв сознание, упал и ударился головой о мраморный пол, что не прошло бесследно и потом тяжело отразилось на его здоровье.

Начавшиеся после революции гонения на Церковь и священнослужителей коснулись всей семьи священника. В 1922 году отца Николая вместе с детьми выселили из дома причта, через год скоропостижно умерла средняя дочь отца Николая Валентина. Через неделю после ее похорон скоропостижно скончался зять – муж старшей дочери Марии. И отец Николай остался жить с младшей дочерью Еленой. Младший сын священника Дмитрий стал военным и жил отдельно, от него потребовали публично отказаться от отца – «попа-лишенца». Дмитрий был вынужден пойти на такой шаг и больше с отцом никогда не виделся. Отец Николай очень это переживал и тосковал о сыне.

В 1928 году постановлением Моссовета церковь, где служил отец Николай, была закрыта, а 64-летний священник арестован и приговорен к пяти годам высылки в Северный край, на лесоповал. В городе Шенкурске, где проходила ссылка священномученика, старого и немощного отца Николая вскоре освободили от работ на лесоповале ввиду невозможности использовать его на тяжелых работах. Тогда его приютили две ссыльные монахини, сестры Таисия и Рафаила Пышкины.

Отец Николай был лишен права переписки, так что его родным писала одна из сестер. Боясь преследований по отношению к своему ребенку, дочь отца Николая Мария после ареста отца переехала туда, где никто не знал, что ее отец – репрессированный священник. Она отправляла отцу скромные посылки на имя приютивших его монахинь. Не отвернулся от отца и младший сын Дмитрий, который в свое время перед лицом советской власти от него отказался, он тайно отправлял отцу посильную помощь. В 1933 году отец Николай скончался в городе Шенкурске и был похоронен ухаживавшими за ним монахинями.

 

В жизни нашего прихода существует семейный клуб «Подсолнухи». С периодичностью раз в один или полтора месяца в клуб приглашается приходская семья - многодетная или много лет прожившая в браке - и по определенному плану идет знакомство с ней: как супруги встретились, как складывалась жизнь семьи, какие были трудности, какие традиции, какой опыт. Потому что одно из самых важных знаний – как строить семейную жизнь. Очень часто у нас нет такого опыта ни в теории, ни на практике. И посмотреть порой некуда: бывает, что и у родителей не все благополучно в семейной жизни, в школе об этом не говорят, и по телевизору не показывают о том, как правильно. Как разрушать семью и как для этого жить – это сплошь и рядом: надо устроить «Санта-Барбару». А вот как строить семью? В Семейном клубе задают вопросы, всей семьей выступают, детишки говорят – просто, но всегда душевно и интересно - и каждый раз из этого выносится собственный маленький опыт.

На последней встрече была семья Вячеслава и Елены. Им уже за сорок, сын вырос, у него собственная самостоятельная жизнь, и на сегодняшний день у них послушание: в детском семейном приюте они воспитывают семерых приемных мальчишек. Придя в Церковь, в служение милосердия, они восприняли на себя такое послушание. Со стороны смотришь и понимаешь: если бы молодость знала, если бы старость могла. Когда родителями становятся в 20 лет абсолютно незрелые: без какого-либо опыта, без ясного понимания того, что важно, а что нет, с клубком всевозможных страстей, то, конечно, дети переживают огромное испытание, смирение от таких родителей.

Первому ребенку вообще всегда нужно в ножки поклониться, потому что это ребенок проб и ошибок, экспериментов молодых родителей, особенно, если в этот период начался процесс воцерковления. Как ребенка постить, как его воспитывать в церковной традиции, чтобы это было живо, а не фарисейски, не формально? Ведь этого опыта нет, мы сами не были церковными детьми, не знаем, как должно быть, и начинаем взрослые мерки прикладывать к детям, а они маленькие: у них своя психика, свое восприятие мира. Порой мы требуем, чтобы они были святыми во что бы то ни стало. Сами теоретики, а от детей требуем практики.

Папе уже за сорок, он «работает папой» - воспитатель в приюте - и все свое время тратит на организацию воспитательного процесса. И подход совсем другой, чем к собственному сыну: ставит конкретные задачи, добивается конкретного исполнения. Несмотря на то, что детки при отрицательной генетической особенности (кто-то из теплотрассы, кто-то из крайне неблагополучной семьи, кто-то из больницы), тем не менее, в этом семейном доме потихонечку выстраивается порядок, прививаются свои традиции, и детки каким-то образом взращиваются, воспитываются. Дай Бог, чтобы это принесло добрые плоды и они смогли передать детям самое драгоценное сокровище – веру привить не лицемерную, не показную, научить их быть хорошими людьми: добрыми, щедрыми, кроткими, терпеливыми, дружелюбными.

Воспитание - это огромный тяжелейший труд, которому почти не уделяется внимания. Мы всегда воспитываем детей по остаточному принципу: у нас не пяти-, а шестидневка, мы на работе вкалываем, а с детьми вечерами урывками, с криком, с шумом, с «наездом». Но воспитание детей – это работа. Почему у нас в законодательстве нет такой профессии как мама? Если мама воспитывает четверых-пятерых детей, она же делает самое важное дело - воспитывает и будущих воинов, и будущих врачей, и будущих священников. В детском садике с этим гораздо сложнее: там нет задачи воспитать, а только задача, организовать детей так, чтобы с ними было меньше шума и проблем. А мама всю себя вкладывает, но это никак не оценивается и в материальном плане, хотя она работает не 8-ми часовой рабочий день, а 12-ти часовой. Кто скажет, что это не сложно, - попробуй побыть с четырьмя детьми в одном доме, приготовь завтрак, обед, полдник, ужин, позанимайся с ними! Иван Охлобыстин однажды остался со своими шестью детишками на целый день, а на следующий сказал: «Нет, Оксаночка, давай лучше ты, а я лучше на войну пойду». Потому что это тяжелейший труд – и психический, и физический. Женщина, которая занимается домашним хозяйством с детьми – об этом говорят научные исследования – затрачивает энергии в три раза больше, чем мужчина на производстве, и это у нас никак не оценивается. Даже пенсию женщине-маме никто не организует. Это серьезнейшая проблема, которую нужно решать и решать весомо, чтобы в этот труд люди входили с радостью.

Очень хочется пожелать всем нам не забывать об этой величайшей ответственности, потому что Господь с нас обязательно об этом спросит. Он, может быть, не спросит, какими мы были токарями, фрезеровщиками, санитарками, шоферами – это хорошо, интересно и по душе, но принесите свои плоды и покажите: по плодам вашим узнают вас. Ваше зеркало – это дети. Посмотрим, вглядимся и увидим. Вот за это мы обязательно будем Богу отвечать. Дай Бог, чтобы ответ был добрым. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Нина Кирсанова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать