26 июня. Преподобномученица Пелагия (Жидко)

26 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 26 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Александра, Алексия, Димитрия, Пелагии, Антонины, Анны, Иоанна.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученицы, преподобномученицы монахини Пелагии (Жидко).

Мученица Пелагия родилась в 1897 году в селе Кучеряевка Бобровского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Степана Степановича Жидко. Она выросла, и сердце ее уже не находило полного удовлетворения в мирской жизни, она решила всецело посвятить свою жизнь служению Господу. В двадцатых годах были уже закрыты все монастыри в Воронежской области, монахи разошлись по селам, многие из них служили в приходских храмах, и вокруг них стали собираться христианские общины. Люди давали монашеские обеты и принимали постриги, как в христианских общинах древности во время первых гонений; поселялись в сельских домах по два-три единомысленных человека, вели монашеский образ жизни. После того как были закрыты все ближайшие храмы, они стали приглашать священников домой для совершения богослужений.

 Гонения на Русскую Церковь не прекращались, карательные органы безбожного государства арестовывали все новых и новых людей, и к концу 1937 года уже не осталось вовсе в Бутурлиновском районе священников, но ищущие монашеской жизни по-прежнему собирались вместе для общей молитвы, выбирая себе в качестве руководителя старшего и в духовном отношении более грамотного и опытного человека.

 В 1937 году сотрудники Воронежского УНКВД приступили к уничтожению последних христианских общин. «Управлением НКВД по Воронежской области, — писали они, — вскрыта и ликвидирована контрреволюционная церковно-монархическая организация на территории пяти районов Воронежской области... по которой арестовано 127 человек». Среди других 27 ноября 1937 года была арестована и Пелагия. Следователь в тот же день допросил ее.

 — Вы арестованы за проводимую вами контрреволюционную пропаганду. Признаете себя в этом виновной? — спросил он.

 — Нет, — ответила Пелагия, — виновной себя в этом не признаю, так как никакой контрреволюционной деятельностью не занималась.

 — Следствие располагает данными, что вы на своих сборищах, кроме пения церковных песен, ведете контрреволюционную пропаганду. Признаете ли вы это?

 — Нет, я этого не признаю, так как никакой пропагандой мы там не занимались.

 — Вы продолжаете врать следствию. Настаиваю на даче правдивых и исчерпывающих показаний.

 — Я уже вам говорила, что никакой пропагандой не занималась; я виновата только в том, что выказывала недовольство колхозной жизнью, говоря, что если бы не было колхозов, то жизнь была бы лучше. Больше я ничего не говорила.

 — Вам зачитываются показания свидетелей... уличающие вас в том, что вы в сентябре 1937 года среди колхозников вели антиколхозную пропаганду, при этом возводили контрреволюционную клевету на руководителей партии и советского правительства. Признаете себя в этом виновной?

— Нет, в этом я себя виновной не признаю.

Были вызваны штатные свидетели; одна из свидетельниц показала, что Пелагия во время разговора заявила ей, что вы, мол, детей рожаете, трудитесь, мучаетесь, а мы мучаемся тем, что нас треплет советская власть, коммунисты.

Несмотря на отвержение вины обвиняемыми, следствие, опираясь на показания лжесвидетелей, сочло доказанным, что обвиняемые «являются активными членами ликвидированной контрреволюционной церковно-монархической организации... которые проводили контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти вооруженным путем, путем организации террора над вождями ВКП(б) и советского правительства».

15 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Пелагию к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

В это время она начала слепнуть и, когда 16 января 1942 года после многих тюрем прибыла в Карлаг в Казахстане, то была уже совершенно слепой. Внешний мир померк для нее, и перед ревностной христианкой открылся простор для очей внутренних. Пелагия Жидко скончалась 26 июня 1944 года на участке Карлага Джартас и была погребена в безвестной могиле на лагерном кладбище.

 

На днях одна сестра милосердия спросила: «Служение в сестричестве и вообще деятельность сестры милосердия - это работа на какое-то время или навсегда?» Такой непростой и интересный вопрос. Служение врача - это работа, или врач по призванию остается врачом, даже когда снимает халат. Видимо, то же самое можно сказать о милиционере или военном. Они работают с 8-ми утра до 5-ти вечера и в это время защищают слабых, или это такое состояние души, которое сохраняет человека воином, защитником на протяжении всей его жизни? Наверное, этим и отличается работа от служения. Или священник? Он «поработал» и перестал быть священником или остается им и в семье, и в огороде? Ведь это зависит не от формы, но от внутреннего содержания.

Наверное, ремесленники - те, кто тем или иным образом зарабатывают деньги, - есть во всех сферах деятельности. Но служение предполагает такой внутренний настрой, когда человек сохраняет свое отношение к призванию, где бы он ни оказался, в форме или без нее. Сестра милосердия - если это осознанный шаг по вере и по душе, а не потому, что человеку некуда податься, - остается сестрой, даже если выходит на пенсию, потому что это состояние души.

Слава Богу, что в современных условиях существует возможность развивать сестринские общины. Потому что есть огромное количество жен, и замужних, и одиноких, в которых нет достаточной решимости оставить жизнь в миру и всецело посвятить себя служению Господу в монастыре. Многие хотели бы сделать больше, чем ходить на богослужения и вести обычную христианскую жизнь. Если есть решимость сделать шаг из ряда вон, для таких жен организуется сестринское служение милосердия.

На днях прошел очередной экзамен у группы сестер, которые окончили начальное обучение по специальности «младшая медицинская сестра». Группа была собрана из сестер нескольких приходов, но за время обучения они настолько сплотились, что стали единым коллективом.

На заключительной встрече мы говорили, что когда посвящают в сестру милосердия, ей на главу одевают плат с крестом, а всякий крест – это печать Божия. Господь по этим печатям видит Своих, потому так важно носить на груди крестик - это и Божия отметка на Своих, и защита от демонических сил. Сестра носит крест на апостольнике, на платье, и становится заметной в первую очередь для Бога, потому что Господь стремящимся к Нему дает особую благодать. Служение милосердия - это дополнительная возможность приблизиться к Богу.

Крест становится заметным и для дьявола. Когда человек выходит «на вы», на вызов, с одной стороны, он становится более крепким воином, с другой, подвергается б`ольшим испытаниям. Если дьявол уже не подступает к такому человеку с грубыми грехами, то начинаются испытания по «классической схеме»: через родных и домашних, которые порой не понимают, порой не принимают и противятся. Здесь надо с любовью терпеть, особо не демонстрируя своей церковной жизни, но служа ближним смирением и кротостью.

Наконец, этот крест на главе сестры становится заметным и для людей, потому что многие, глядя на сестру милосердия, видят Церковь и Христа (сразу возникает такая проекция) и начинают оценивать ее по-другому. Поэтому служение сестры всегда миссионерское: даже если она ничего не говорит, сам образ женщины в сестринском облачении, само служение любви и милости являются лучшим средством проповеди. Потому что мир устал от слов, мы научились красиво и складно говорить, а миру нужны дела, дела любви, которые больше всех пленяют сердце и обращают его к Богу.

Можно очень долго говорить о сестрах милосердия. Слава Богу, что в условиях нынешних церковно-государственных отношений есть такая возможность. Конечно, может быть, через какое-то время сестры милосердия, которые сейчас несут свое служение, подобно мученице Пелагии, пойдут своим чередом отвечать за «контрреволюционную» или «антигосударственную» деятельность, которая выражается в простой христианской жизни. Рано или поздно обязательно придет время, когда принадлежность к Церкви Христовой будет считаться государственным преступлением, а пока, слава Богу, сестры несут служение, и помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать