25 мая. Прп. Дионисий Радонежский

25 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 25 мая 2015 года

 

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Дионисия, Германа, Петра, Симеона, Иоанна.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

 

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Дионисия Радонежского.

 

В миру Давид Зобниновский, родился около 1570 года в городе Ржеве. Постриженик, а затем настоятель Старицкого Успенского монастыря, во время событий Смутного времени был ближайшим помощником святителя Ермогена, Патриарха Московского.

 

С 1610 года преподобный Дионисий - архимандрит Троице-Сергиевой Лавры. При нем в монастырских слободах были открыты дома и больницы для страждущих, раненых и оставшихся бездомными во время польско-литовского нашествия. Во время голода по его настоянию братия Лавры питались овсяным хлебом и водою, чтобы сберечь пшеничный и ржаной хлеб для больных.

 

В 1611-1612 годах совместно с келарем Троице-Сергиевой обители иноком Авраамием (Палицыным) он писал окружные послания с призывом присылать ратных людей и денежные средства для освобождения Москвы от поляков, а также к князю Димитрию Пожарскому и ко всем ратным людям с призывом ускорить поход на Москву.

 

Иноческая школа помогла преподобному в самых тяжелых обстоятельствах лихолетья сохранить неугасимым свой внутренний свет заповедей Христовых. Высокая ступень иноческого подвига, достигнутая преподобным через непрестанную молитву, сообщила ему и дар чудотворений. Но он тщательно хранил тайны духовной жизни от людей, которым это знание могло послужить лишь во вред. «Не спрашивайте инока о делах иноческих, - говорил преподобный Дионисий, - потому что для нас великая беда - открывать тайны мирянам. Есть писано о том, что делается в тайне, да не увесть шуйца твоя... Нам следует укрываться, чтобы делание наше было неведано, дабы этим диавол не ввел нас во всякое небрежение и в леность». О глубоких внутренних испытаниях и постигнутых им тайнах Богопознания можно судить только по тем делам, которые проявлялись, когда обстоятельства принуждали преподобного Дионисия к активной деятельности.

 

Одним из таких значительных событий было привлечение его к исправлению богослужебных книг. С 1616 года преподобный Дионисий возглавил работы по исправлению печатного Требника на основе сличения древних славянских рукописей и различных греческих изданий. Во время работы справщики обнаружили существенные расхождения и в других книгах, изданных в период междупатриаршества (1612-1619). Однако ответственные за эти упущения люди обвинили на Соборе 1618 года преподобного Дионисия в еретичестве.

 

Лишенный права священнослужения и отлученный от Церкви, он был заточен в Новоспасский монастырь, где его хотели умертвить голодом. Вмешательство в 1619 году иерусалимского Патриарха Феофана IV и вернувшегося из польского плена патриарха Филарета прекратило его заточение, и он был оправдан.

 

Преподобный Дионисий известен строгим соблюдением монастырского устава, личным участием вместе с братией в монастырских работах и устроением обители после осады Лавры. Житие и канон преподобного написаны келарем Троице-Сергиева монастыря Симоном Азарьиным и дополнены священником Иоанном Наседкой, сотрудником преподобного Дионисия в деле исправления богослужебных книг.

 

Преставился преподобный Дионисий 25 мая 1633 года и погребен в Троице-Сергиевой Лавре.

 

 

Помимо огласительных бесед, занятий в воскресной школе для взрослых, примерно раз в месяц мы с прихожанами собираемся  для обсуждения той или иной темы. В последний раз состоялся разговор на тему «Смерть стоит того, чтобы жить». Цена жизни всегда измеряется тем, за что человек готов ее отдать. У святых отцов встречается такой парадоксальный тезис: «Если ты умрешь, прежде чем умрешь, то когда умрешь, не умрешь». В том смысле, что каждый человек, для того чтобы родиться в вечность, должен умереть для греха. Об этом говорит и Евангелие, и Крещение. Всякий человек, желающий принять Таинство Крещения, должен уготовить себя к смерти.

 

Славянское по происхождению слово «крещение» в русском языке перекликается и с «крестом», и с Христом, но на самом деле означает погружение. Вода в нем -  образ земли: человек погружается в землю, умирая; восходя из воды, как из гроба, человек воскресает для новой жизни. Погружение в смерть Христову: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Те, кто со Христом умерли, со Христом и воскреснут. У каждого человека, если он относится ко Крещению в здравом уме и твердой памяти, должно быть понимание того, что с этого момента начинается новая жизнь. Старая жизнь - в служении греху, ветхому человеку - умирает, и начинается новая.

 

Господь говорит: «Кто хочет сохранить свою душу в этом мире - то есть сохранить жизнь, для того чтобы есть, пить и веселиться, - тот в вечности теряет ее». «А кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот в вечности обретет ее». «Что толку, если человек приобретет весь мир, а душе своей навредит. Какой выкуп даст человек за душу свою?» Очень важные слова, которые принципиально меняют курс и цель жизни человека. Они обозначают, что мы живем, не для того чтобы увлекаться разными земными вещами, но для того чтобы максимально приблизиться к Богу или, другими словами, наследовать жизнь вечную, спасти свою душу, достигнуть обожения, то есть духовного совершенства,  и оно возможно исключительно в то время, пока человек находится в теле. Развитие души происходит внутри тела.

 

Один священник, разговаривая о смерти, пояснял примерами из опыта переживших клиническую смерть: душа, выйдя из тела, входит в некий тоннель (или коридор) и идет к свету. Одна из врачей-акушерок задумалась и сказала: «То, что Вы рассказываете - очень точный образ родов, когда ребенок, чтобы появиться на свет, должен пройти через темный тоннель, идя к свету, где у него начинается другая жизнь». Внутри каждого из нас есть зародыш, который должен развиться, приобрести жизненные способности, навыки и вовремя родиться в вечную жизнь. День смерти –  всегда день рождения в вечности. Поэтому дни памяти святых - это не дни рождений или памятных событий их жизни, а день их смерти, разрешения в вечность.

 

Ребенок может родиться недоношенным, может произойти выкидыш, если не заботиться о здоровье, вести себя небрежно и беспечно, позволять себе запрещенные действия в момент ношения под сердцем ребенка. Так и душа может быть извергом - родиться недоношенной, неспособной. От того, как развивается жизнь младенца внутри мамы, полностью зависит жизнеспособность ребенка после родов, его физическое и психическое здоровье, его способность к жизни. Так и душа: если она не получила необходимого развития, не будет способна к жизни вечной. Как сказала  Марина Цветаева: «Господи! Душа сбылась: умысел твой самый тайный».

 

У каждого из нас душа должна сбыться, созреть, достигнуть духовного успеха. В словах «успех», «спелость», «успение» слышится общих корень. Антонимом слова «смерть» является  слово «успение», а не «жизнь», потому что смерть - это часть жизни. Жизнь не заканчивается со смертью человеческого тела, она продолжается, но в другом качестве. Успение - когда человек засыпает, достигнув определенной спелости, для того чтобы проснуться в тот момент, когда Господь призовет его к воскресению.


Это очень ответственный период, и очень важно не пропустить его. Поразмышляйте, как прожить жизнь, чтобы не прожить ее впустую. Помогай нам всем Господь.

 

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать