Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 25 марта 2015 года
Сегодня свои именины совершают христиане, нареченные в честь святых Симеона, Александра, Константина, Владимира, Сергия, Григория.
Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Однажды к отцу Иоанну Крестьянкину подошел молодой человек и, представляясь, сказал: «А я — богослов». Отец Иоанн говорит: «Как? Четвертый?» Молодой человек говорит: «Не понял?» «Ну, мы в Церкви знаем трех богословов: Иоанн Богослов, апостол и евангелист, Григорий Богослов, учитель Вселенский и Симеон Новый Богослов. А ты получается четвертый?» - ответил старец.
Сегодня мы вспоминаем одного из трех богословов, явленных в Церкви: святая Церковь празднует память преподобного Симеона Нового Богослова.
Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но, достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на Литургии стоял отдельно от братии и часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.
Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.
Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.
Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после Литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.
Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения - сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, «Деятельные и богословские главы», «Слово о трех образах молитвы», «Слово о вере». Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом, ему принадлежат «Гимны Божественной любви» - около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.
Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.
Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них - чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником преподобным Никитой Стифатом.
Хочется заранее предупредить всех о том богослужении, которое будет совершаться сегодня вечером и называется «Стояние Марии Египетской». Во время него будет полностью прочитан Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это уникальная служба, она совершается раз в год на Пятой седмице Великого поста в среду на вечернем богослужении. Поэтому заранее настройтесь и выберитесь в храмы Божии, чтобы напитаться сокровищем от источника благодати Духа Святого — богослужения Православной Церкви.
Покаянный канон, который мы читали на Первой седмице в первые четыре вечера, будет прочитан целиком. Составлен он преподобным Андреем Критским. История этого святого удивительна: до 7 лет он был немым и обрел речь, когда впервые причастился Святых Христовых Тайн. Став епископом Крита, он по заблуждению подписал анафему VI Вселенскому собору. Но когда Православие восторжествовало, преподобный Андрей осознал свое заблуждение и искренне покаялся. Плодом этого и стал Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Преподобный был очень любим народом, ревновал о Православии, подавлял ереси и творил многие чудеса.
Покаяние начинается в нашем уме. Изначально человек умом отступает от Бога, увлекаясь ложью, помыслами, соблазнами, всевозможными отклонениями от истины. Главная победа дьявола над душой человека — увлечь его ум в послушание себе, что он очень умело делает. Поскольку обычно человек не может управлять своим умом, но все время пребывает в рассеянии, даже во время молитвы, когда предстоит перед Богом. Он не думает о Боге, витая, где угодно, но не сосредоточиваясь на словах, которые сам же обращает к Богу. Каждому из нас было бы неприятно, если бы мы пришли к уважаемому человеку или другу, не говорю, президенту, царю, стали бы рассказывать серьезные вещи, а «товарищ», позевывая, смотрел на часы, всем видом показывая, что ему это интересно. Обычно именно так мы и предстоим перед Богом.
Мы приходим сказать что-то важное - и Господь приходит к нам на встречу. Он никогда не избегает этого, когда бы мы Его не позвали, но всегда присутствует рядом. Господь по природе Вездесущ: только позови - и Он услышит. Мы Бога зовем, а сами не можем ни минуты управлять своим умом, который порабощен другими сущностями. Через ум они владеют и нашим сердцем, и волей. Это состояние погибели - в таком состоянии человек не может наследовать жизнь вечную: Бог ему не интересен. Одно из важнейших духовных упражнений — умение приходить в себя.
Преподобный Симеон Новый Богослов является наставником этого удивительного делания. Его «Слово о трех образах молитвы» разумно и осмысленно доносят, какой должна быть наша молитва. Как правило, то, как мы молимся, является не молитвой, а уклонением от пути к Богу. Нельзя молиться рассеянно - это презрение к Царю Небесному. Нельзя молиться в голове - это путь к прелести, гордости, ложным духовным состояниям. Преподобный так и называет «головная молитва». Мы о молитве ничего не знаем, не читаем, «вывалились» в духовную жизнь «с морозу», то есть из мирской жизни, берем тексты и читаем. Но ведь это же искусство. Вслепую, без четкой теории, без изучения гениев молитвы — святых отцов молитва сама появится. Если мы усвоим неверные навыки, искривим этот опыт, то наша молитва будет прелестной - как деревце, неправильно привитое, вырастает кривым. Дурные привычки человек приобретает, и сколько потом нужно сил, чтобы их исправить.
Конечно же, дорогие мои, преподобный Симеон писал свои труды не «в стол», чтобы их убрали и не доставали. Нужно обязательно изучать его труды, нам необходима определенная степень зрелости, церковного взросления, и мы должны к этому стремиться. Помогай нам всем Господь.
Протоиерей Евгений Попиченко
Расшифровка: Наталья Маслова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!