24 мая. Сщмч. Михаил (Белороссов)

24 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 24 мая 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Кирилла, Мефодия, Ростислава, Михаила, Александра.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

 

Особенно хочется поздравить в этот день главного именинника Русской Православной Церкви, ее Ангела-Хранителя, владыку и отца, Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с днем тезоименитства. Многая лета, Ваше Святейшество! Пусть радость, мир и праведность о Духе Святом исполняют Ваше сердце. Пусть Царство Божие, которого мы все ищем, в полноте пребывает в Вашей душе, чтобы Вы щедро делились им со всей Вашей богоспасаемой паствой.

 

 

 Сегодня память священномученика, новомученика протоиерея Михаила.

 

Отец Михаил родился 11 мая 1869 года в городе Романове-Борисоглебске Ярославской губернии (ныне это город Тутаев) в семье дьякона Павла Белороссова. В 1890 году Михаил окончил Ярославскую Духовную семинарию и служил псаломщиком в церкви Николы на Меленках в Ярославле. В январе 1893 года он был рукоположен во священника ко храму села Кардинского Романово-Борисоглебского уезда и назначен заведующим и законоучителем Кардинской школы грамоты, а также катехизатором при церкви.

 

В августе 1896 года отец Михаил был переведен в храм Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске, где прослужил более двадцати лет, исполняя многие послушания на педагогическом поприще – он был законоучителем городского земского начального училища, низшей ремесленной школы, начального училища при льняной мануфактуре, воскресной школы при том же училище, законоучителем на уроках для взрослых при земском начальном училище, катехизатором при Воскресенской церкви; кроме того, он был постоянным членом и казначеем Романово-Борисоглебского уездного отделения епархиального училищного совета и сотрудником попечительства о бедных духовного звания города Романова-Борисоглебска.

 

После прихода к власти безбожников, в 1919 году Воскресенский храм был закрыт, и в 1920 году священник с семьей решил переехать в Ярославль к родственникам. Сначала уехала супруга с детьми, затем отправился отец Михаил. Между Романовом-Борисоглебском и Ярославлем он был арестован местными коммунистами как священник, обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян.

 

 

В день именин Его Святейшества Святейшего Патриарха Кирилла хочу поделиться отрывком из интервью, в котором он искренне, просто и серьезно рассказывает о себе.

 

«Святые отцы говорят: если Господь не посещает в скорби и болезни, значит Он от вас отвернулся. Но если в ответ на молитву и веру Бог соучаствует в вашей судьбе, то Он корректирует и ваши жизненные движения. Многие люди хорошо это чувствуют. Может, в данном случае не очень правильно, что буду говорить о себе, но в моей жизни случались такие сверхъестественные вмешательства, связанные со скорбью, переживанием и страданием.

 

- Поделитесь, Ваше Святейшество (говорит корреспондент).

 

- Позвольте всего не рассказывать, но это относится к советскому периоду. В какой-то момент у меня возникли сложности с тогдашними властями Ленинграда, пришлось очень и очень не просто. В светских категориях это можно было бы охарактеризовать как безнадежный срыв карьеры. В декабре 1984 года меня освободили от должности ректора ленинградских духовных академии и семинарии, перевели на провинциальную кафедру в Смоленск. Ладно бы, только перевели! В весьма влиятельном по тем временам учреждении под названием Совет по делам религий мне сказали: «Вам следует хорошенько запомнить, что вы ─ самый последний, самый плохой архиерей Русской Православной Церкви. Таким и останетесь. Ваша задача заключается в том, чтобы тихо сидеть в Смоленске и брать пример с остальных, учиться строить отношения с властью в обществе, которое не связывает будущее с религиозной верой». Примерно такое вот наставление я получил.

 

─ Вняли?

 

─ Задумался: за что же подобное испытание? Вроде бы старался делать, что мог… Почему же Господь так меня наказал? В Смоленске я столкнулся с очень тяжелыми условиями жизни, быта. Если называть вещи своими именами, поначалу жить было негде. Рассказываю иногда коллегам, особенно молодым архиереям, они этого понять не могут, верят с трудом. Один эпизод, зарисовка с натуры. Первую ночь я спал в комнате, в которую меня определил местный приходской сторож. Утром он спрашивает: «Как отдыхалось?» Отвечаю: «Нормально. Правда, кошка до самого утра по одеялу бегала, будила». Он говорит: «Владыка, у нас нет кошек. Это крысы»…

 

Такой вот новый опыт для человека, который считал, что приносит церкви определенную пользу, возглавлял духовную академию, ездил по заграницам… Словом, по-человечески момент оказался весьма непростым. И я спрашивал Господа: за что? для чего? Иногда бывает так, что Бог отвечает твоими же мыслями. Я подумал: сейчас ты не узнаешь, почему и зачем это, истина откроется после. И вот спустя какое-то время мне понадобилось приехать в Москву на встречу с тогдашним управляющим Московской патриархии по делам епархии, каковым был митрополит Алексий, будущий Патриарх всея Руси. И вдруг он произносит ровно те же слова: «Мы не знаем, владыка, почему так произошло с вами. Нам всем это станет известно позже».

 

Если бы меня не отправили в Смоленск, вряд ли бы я познал глубинную Россию, почувствовал реалии приходской и епархиальной жизни Русской православной церкви. Надо было пройти по этому бездорожью и грязи ─ в прямом смысле слова, прикоснуться к жизни бедных приходов, которые открылись во время Великой Отечественной войны, да так и прозябали в полуразрушенных зданиях, увидеть быт нашей деревни со всеми ее многочисленными проблемами, чтобы понять, казалось бы, очевидное: Россия ─ это не Москва и не Ленинград. Точнее, не только эти два столичных города. Бог открыл мне эту реальность и обогатил опытом, который я никогда не получил бы, если бы остался в прежней жизненной траектории».

 

Еще одна выдержка из интервью Его Святейшества:

 

«Мы часто говорим об опасности превращения свободы в произвол. Это возможно, если нет сдерживающего фактора и отсутствует критерий истины. Когда же есть Божественная правда, с ней можно соотнести человеческую. Это дает право сказать: «Стоп! Так делать нельзя». Именно нравственный закон заставляет нас испытывать угрызения совести.

Да, совесть можно пропить или убедить себя, что другие поступают еще хуже. Есть много способов саморазрушения. Поэтому мы и говорим о религиозном образе жизни. От него зависит будущее цивилизации. Не более и не менее. Атеистическая картина мира нежизнеспособна, поскольку разрушает главное ─ абсолют, в том числе, нравственный. А вслед за этим прахом идет система права, людских взаимоотношений...

 

Если человек не способен отличить добро от зла, он духовно болен. Божественный закон ясен и понятен. Он был записан при Моисее, но и прежде люди старались жить по нему. Замечательно сказал апостол Павел: «Язычники естеством законное творят». Бог вложил нравственный закон в природу человека. Люди и на заре цивилизации, и в язычестве, и в прочих исторических эпохах не сомневались, что хорошо и что плохо.

 

─ Можно опоздать с покаянием?

 

─ Есть замечательная мысль, выраженная в VII веке преподобным отцом Исааком Сириным: ад — это и есть запоздалое раскаяние. Когда уже все, конец, нет выхода из ситуации, человек не верит, но знает, что его ждет. Вера предполагает очень сильную внутреннюю работу, чтобы принять определенный факт или явление, а знание этого не требует, оно актуализирует то, что является предметом веры, вы видите этот предмет, образно говоря, можете его пощупать. Так вот, ад и будет актуализацией внутренней катастрофы человека, который не прошел через раскаяние. Земная жизнь и дана, чтобы мы могли приносить покаяние. Вопрос времени… Если человек живет в системе самоконтроля, это его счастье. А некоторым подобное не дано. По разным причинам и обстоятельствам. У одних из-за воспитания и окружения, у других из-за неспособности сконцентрироваться на себе…

 

Но раскаяться никогда не поздно. Мы же помним, что разбойник, висевший по правую сторону от Спасителя на Голгофе, в последний момент жизни принес покаяние, исповедуя свою веру, и был прощен, принят в Царствие Божие. Только очень важно, чтобы покаяние не превращалось в некий бездушный и формальный обряд. Иногда приходится с этим сталкиваться в церковной практике, когда священник ─ есть у некоторых такая привычка ─ называет пришедшим на исповедь грехи по перечню. Это связано еще и с тем, что многие люди не умеют каяться. Вот им и зачитывают весь список. В результате благочестивейшие люди, особенно пожилые старушки, нередко говорят: грешна… грешна… грешна… В том числе, после упоминания о таких грехах, о существовании которых прежде не подозревали и в страшном сне не могли совершить.

 

Знаете, с чем я сравниваю раскаяние? Человек, утративший эту способность, похож на пианиста, лишившегося музыкального слуха. В принципе, можно попробовать исполнить произведение по нотам, но это будет ужасная игра. Покаяние ─ постоянная самонастройка, возможность критически оценивать поступки и не допускать ошибок. Если человек перестает раскаиваться, в нем нет и самосовершенствования, развития. Фигурально выражаясь, он теряет слух, начинает путаться в звуках, шорохах, шумах, громких словах и литаврах, которые иногда разрушительно сопровождают нашу жизнь.

 

В религиозной традиции покаяние связано с совершенно конкретными действиями. В христианстве ─ это Таинство Исповеди, которое помогает человеку развивать в себе покаянное чувство, а значит, держать руку на пульсе, контролировать свое духовное состояние».

 

Хочется пожелать всем нам словами Святейшего Патриарха: быть внимательными к себе, никогда не терять бдительности, быть настроенными на внимательный самоконтроль, покаянный труд, деятельное развитие своей души. Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать