24 июня. Прп. Варнава Ветлужский

24 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 24 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Варнавы, Ефрема, Варфоломея.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Варнавы (Ветлужского).



Родился святой в Великом Устюге, до ухода в пустыню был священником одной из городских церквей. В 1417 году преподобный поселился на берегу реки Ветлуги на Красной горе, где подвизался в уединении в течение 28 лет, «Богу работая в псалмопении и молитвах, питаясь былием и вершием дубовым». По словам автора жития преподобного, к святому Варнаве приходили и «дикии звери, медведи многи, живуще близ келлии его... он же хождаше между ними, аки между скотами, зря на них и утешашеся; благодаря великаго Бога, тии звери кротки ему быша».

В окрестностях горы Красной, даже в 50 верстах, не было человеческого жилья. Изредка посещали пустынника люди, «бласловения ради», которым он предсказал, что по преставлении его на берегу реки Ветлуги «умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить иноки».

По преданию, в 1439 году, перед тем, как поселиться на реке Унже, сюда приходил за наставлениями и поучениями преподобный Макарий. Преподобный Варнава скончался в глубокой старости 24 июня 1445 года. По кончине святого подвижника на место его подвигов приходили на жительство «от разных стран» многие монахи «и к ним земледельцы» и «размножашеся по всей той реке народ мног даже до великия реки Волги». На Красной горе иноки построили две церкви - одну в честь Пресвятой Троицы, а другую - над гробом преподобного - во имя святителя Николая Чудотворца, и основали общежительный монастырь, получивший название «Варнавинской пустыни». Житие святого Варнавы написано в 1639 году иноком Варнавинской пустыни - «честнейшим иеромонахом Иосифом, иже бысть последи в царствующем граде Москве книжнаго печатнаго управления главнейший управитель». Для удостоверения в действительности чудес, совершавшихся при гробе преподобного, в том же 1639 году, были свидетельствованы его святые мощи по распоряжению Патриарха Иоасафа.

Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы.

 

Как трудно, дорогие мои, спастись хорошему человеку. Господь в Евангелии неоднократно обращает на это наше внимание.  «Мытари и блудницы предваряют вас», - говорил Он фарисеям, а слово «фарисей» в переводе на русский язык означает «праведный». Фарисеи - люди, которые всем своим служением стремились к праведности, но застревали на праведности внешней. Мы же во многом не дотягиваем даже до внешней праведности. Например заповедь «чти отца и мать», никогда ни в одной еврейской семье детям не было позволено открывать рта против своих родителей, это строго регулировалось законом Божиим: «злословящий отца и мать смертью да умрет». Прежде эта заповедь свято сохранялась в семьях разных народов. Теперь же сплошь и рядом - хамство, повышение голоса, оскорбления, у детей не привито почтение ни к родителям, ни вообще к старшим себя по возрасту.

«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5,20). «…Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17), - говорил Господь. Особенно трудно спастись хорошему человеку, который знает, что он не плохой человек. Почему он так и считает? Потому что никогда не встречался с самим собой и оценивает себя слишком поверхностно, сквозь «розовые очки», сравнивая себя, например с коллегами по работе, на фоне которых очень неплохо выглядит. Или у него такой подход: «Все так живут, но я-то живу получше, чем все, значит я человек, достойный уважения и Царства Небесного». К сведению, в Царствии Небесном вообще нет ни одного праведника, там только кающиеся грешники, которые, осознав свою немощь, от всего сердца обратились к единственному источнику святости и праведности - Господу. К Спасителю человек может обратиться только в случае, если осознает себя погибающим, или умирающим, или смертельно больным. «Господи, спаси мя, погибаю!» - закричал апостол Петр, когда начал тонуть. «Господи, аще хощеши, можеши меня очистить», - воскликнул прокаженный. «Хочу, очистись», - сказал Господь, и он исцелился. Но для этого человек должен осознать себя прокаженным, а осознав, смириться таким образом, чтобы призвать Господа таким глубоким обращением, чтобы Он захотел прийти. «Если хочешь, Господи...» - это призыв, обращенный от всего сокрушенного сердца. Чтобы так воскликнуть, человек должен понять, что вся наша  праведность перед Богом, как говорит Священное Писание, как «грязные порты жены», не стоит вообще ничего.

В математике есть понятие  «ничтожно малая величина». Вся наша самая великая праведность по сравнению с праведностью Божией и есть ничтожно малая величина. Такой образ: если среди семи миллиардов жителей Земли найти самого праведного и самого грешного и поставить их рядом, то между собой они будут различаться, как спичечный коробок и пятиэтажное здание. Если же подняться до уровня МКС (международной космической станции), то хотя это всего 200 км, с этой высоты уже не будет видно не только пятиэтажного здания, но и городов, все будет смотреться как сплошная «полированная» поверхность Земли. Если бы Господь не любил нас Своей особой Божественной любовью, все наши потуги вызывали бы одну улыбку. Но Господь любит нас и хочет, чтобы эта любовь достигла нашей жизни. Происходит это, когда человек по своей вере и любви к Богу начинает выстраивать свою жизнь по божественным законам. В этом  состоит и изменение жизни, и исцеление, и радость.

«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, - то есть заповеди Божии, - дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19). Но для того чтобы начать исполнять заповеди Божии, надо понять их ценность и необходимость, осознать, что сам я не могу выполнить ни одной заповеди. Ведь так и есть на самом деле, просто мы пребываем в глубокой иллюзии, что можем сами сделать в жизни что-то хорошее. Вся наша «хорошесть» проверяется очень просто: поставь человека в ситуацию неожиданного испытания, крикни на него, прояви хоть какое-то непочтение, и сразу вся эта мишура и шелуха «хорошести» отвалится, и проявится истинное лицо - раздражительное, гневное, возмущенное. Но не может из одного источника течь горькая и сладкая вода. Не может дерево приносить одновременно и горькие, и сладкие плоды. Мы, как гробы покрашенные: снаружи вроде и приглядно, а внутри - всяческая нечистота.

Когда человек увидит все это, осознает собственную немощь, тогда он начинает всерьез призывать Бога. И Господь приходит и исцеляет нашу болезнь и вычищает нашу скверну. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Дай Бог, чтобы мы как можно скорее осознали свою немощь и из нее стали призывать Спасителя. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать