24 февраля. Прп. Димитрий Прилуцкий

24 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Свои именины отмечают христиане, нареченные в честь святых: Димитрия, Всеволода, Гавриила, Феодоры.

 

 

Церковный календарь

24 февраля 2015 г.

 

Сегодня именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Димитрия, Всеволода, Феодора.

 

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом!

 

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Димитрия Прилуцкого, чудотворца.

 

 

Святой Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье в городе Переславле-Залесском. С юности отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из переславских монастырей, Нагорно-Борисоглебском, на берегу Плещеева озера святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

 

 В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию, и с тех пор неоднократно беседовал с и сблизился с ним. Слава о переславском игумене столь распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Иоанновича. Под влиянием радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место. Вместе с учеником Пахомием он направился на север и в вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Местные жители боялись лишиться угодий, и тогда пустынники, не желая никому быть в тяжесть, отправились дальше.

 

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на Русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году был воздвигнут Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля.

 

Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих, голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении. Преподобный любил молиться наедине, постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники он не принимал разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп и до глубокой старости ходил с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил своего угодника даром прозорливости.

 

Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келья была исполнена чудного благоухания. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии его почитание распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 года на основании рассказов ученика Димитрия игумена Пахомия прилуцкий инок Макарий написал его житие.

 

Как и 600 лет тому назад, весь мир и поныне делится на две категории людей: на тех, кто принимают слово Христа и его учеников, и тех, кто больше беспокоятся о посевах, землях, или, как в евангельской истории, о свиньях. Когда Господь исцелил гергесинского бесноватого, изгнав из него легион бесов, жители окрестностей, принадлежавшее которым стадо свиней потонуло в озере, пришли ко Христу и просили, чтобы Он отошел от «предел их». Потому что присутствие Спасителя в их земле оказалось слишком накладным.

 

Так и в жизни каждый человек выбирает сам. Он может пойти путем комфорта и благополучия, хотя говорить об этом можно лишь условно, потому что человеку, созданному для вечной жизни, невозможно быть благополучным, живя лишь биологической жизнью. Человек - это чело, устремленное в вечность, и его душа никогда не сможет насытиться лишь земным. Душа не может жить даже самыми удивительными произведениями искусства, потому что в человеке есть дух ненасытимый и неутолимый ничем, кроме благодати Божией.

Вторая категория людей весьма немногочисленна - это те, кто ищут единого на потребу, стремятся исполнить заповедь Божию. Господь говорит, что тот, кто сохранит душу в этом прелюбодейном и грешном мире, то потеряет ее в вечности, но если, кто «потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот обретет ее в вечности». У святых есть выражение, что если ты умрешь прежде, чем умрешь, то, когда умрешь - не умрешь. Наша душа находится в порабощении у греха и страстей, многие из которых уже стали нашими природными свойствами: привычка - вторая натура. Если человек привык курить, материться или отговариваться, эти привычки стали его природными свойствами. Для того чтобы освободиться от них, надо вырывать их с кровью. У святых отцов так и говорится: дай кровь и прими дух.

 

Чтобы обрести свободу, ожить, необходимо умереть для греха. Само священнодействие Крещения - это погружение в смерть Христову, в землю. Образ воды лишь символ: человек умирает для ветхого и, выходя из купели, воскресает для жизни во Христе и со Христом. Если человек отвечает за свои слова и действия, у него твердые и решительные мотивы, то после Крещения  начинается реально новая жизнь - абсолютно иная по качеству и содержанию, потому что его душа наполнена благодатью Духа Святого. Задача дальнейшей жизни не растерять, сохранить ее, что, к сожалению, бывает непросто. Большинство из нас крестились неосознанно и после крещения вели себя несохранно - раскололи, повредили душу.

 

Мы вошли в удивительный период Святой Четередесятницы, время, когда необходимо собирать и исцелять душу, приводить в порядок свою жизнь, возвращаться в норму, в себя. Это время реабилитации души. Наша задача в этот период - выстроить свою жизнь таким образом, чтобы все дни после Пасхи (а в идеале до следующего Великого поста) мы жили в определенном режиме «войск боевой готовности»: все время были готовыми противостоять врагу, не дать греху войти в сердце.

 

Вычищение этого гноя и скверны из нашей души происходит со слезами покаяния. Люди порой задают вопрос, можно ли креститься второй раз? Можно, но только уже не в Таинстве Крещения, а в Таинстве Покаяния, когда человек слезами сокрушенного сердца омывает всякую нечистоту своей души.

Цель жизни христианина - обожение, то есть достижение подобия Богу по благодати. Это очень серьезная цель, поставленная нам Самим Богом, и чтобы ее достигнуть, необходим целенаправленный и осознанный труд. Как в любой профессии человек должен знать, что и в какой последовательности делать, знать теорию, все время практиковать свои навыки, тогда он становится профессионалом, так каждый из нас должен стать профессиональным христианином: не только называться, но жить, как жил Христос. Для этого необходим ежедневный, систематический труд, очень ясный и четкий, и для этого надо знать, что делать. Если цель жизни - обожение, то средство ее достижения - аскетика. Без нее невозможно достичь очищения души от страстей, поэтому советую всем посвятить время Великого поста изучению труда святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты». Внимательно, вдумчиво, благоговейно вчитываться  в текст, не глотая по десяткам страниц, но не спеша: в день по беседе, чтобы для начала приобрести устойчивый теоретический опыт. Святых отцов мы читаем при этом самой жизнью: необходимо практически внедрять то, что мы понимаем, усваивать в нашу жизнь. Если добросовестно выполнять этот совет, то в конце Четыредесятницы духовное состояние разительно изменится: появится бодрость духа, желание духовной жизни, что будет хорошим результатом Великого поста. Помогай нам всем Господь!

 

 

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать