Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь
24 февраля 2015 г.
Сегодня именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Димитрия, Всеволода, Феодора.
Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом!
Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Димитрия Прилуцкого, чудотворца.
Святой Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье в городе Переславле-Залесском. С юности отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из переславских монастырей, Нагорно-Борисоглебском, на берегу Плещеева озера святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.
В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию, и с тех пор неоднократно беседовал с и сблизился с ним. Слава о переславском игумене столь распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Иоанновича. Под влиянием радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место. Вместе с учеником Пахомием он направился на север и в вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Местные жители боялись лишиться угодий, и тогда пустынники, не желая никому быть в тяжесть, отправились дальше.
Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на Русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году был воздвигнут Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля.
Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих, голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении. Преподобный любил молиться наедине, постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники он не принимал разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп и до глубокой старости ходил с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил своего угодника даром прозорливости.
Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келья была исполнена чудного благоухания. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии его почитание распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 года на основании рассказов ученика Димитрия игумена Пахомия прилуцкий инок Макарий написал его житие.
Как и 600 лет тому назад, весь мир и поныне делится на две категории людей: на тех, кто принимают слово Христа и его учеников, и тех, кто больше беспокоятся о посевах, землях, или, как в евангельской истории, о свиньях. Когда Господь исцелил гергесинского бесноватого, изгнав из него легион бесов, жители окрестностей, принадлежавшее которым стадо свиней потонуло в озере, пришли ко Христу и просили, чтобы Он отошел от «предел их». Потому что присутствие Спасителя в их земле оказалось слишком накладным.
Так и в жизни каждый человек выбирает сам. Он может пойти путем комфорта и благополучия, хотя говорить об этом можно лишь условно, потому что человеку, созданному для вечной жизни, невозможно быть благополучным, живя лишь биологической жизнью. Человек - это чело, устремленное в вечность, и его душа никогда не сможет насытиться лишь земным. Душа не может жить даже самыми удивительными произведениями искусства, потому что в человеке есть дух ненасытимый и неутолимый ничем, кроме благодати Божией.
Вторая категория людей весьма немногочисленна - это те, кто ищут единого на потребу, стремятся исполнить заповедь Божию. Господь говорит, что тот, кто сохранит душу в этом прелюбодейном и грешном мире, то потеряет ее в вечности, но если, кто «потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот обретет ее в вечности». У святых есть выражение, что если ты умрешь прежде, чем умрешь, то, когда умрешь - не умрешь. Наша душа находится в порабощении у греха и страстей, многие из которых уже стали нашими природными свойствами: привычка - вторая натура. Если человек привык курить, материться или отговариваться, эти привычки стали его природными свойствами. Для того чтобы освободиться от них, надо вырывать их с кровью. У святых отцов так и говорится: дай кровь и прими дух.
Чтобы обрести свободу, ожить, необходимо умереть для греха. Само священнодействие Крещения - это погружение в смерть Христову, в землю. Образ воды лишь символ: человек умирает для ветхого и, выходя из купели, воскресает для жизни во Христе и со Христом. Если человек отвечает за свои слова и действия, у него твердые и решительные мотивы, то после Крещения начинается реально новая жизнь - абсолютно иная по качеству и содержанию, потому что его душа наполнена благодатью Духа Святого. Задача дальнейшей жизни не растерять, сохранить ее, что, к сожалению, бывает непросто. Большинство из нас крестились неосознанно и после крещения вели себя несохранно - раскололи, повредили душу.
Мы вошли в удивительный период Святой Четередесятницы, время, когда необходимо собирать и исцелять душу, приводить в порядок свою жизнь, возвращаться в норму, в себя. Это время реабилитации души. Наша задача в этот период - выстроить свою жизнь таким образом, чтобы все дни после Пасхи (а в идеале до следующего Великого поста) мы жили в определенном режиме «войск боевой готовности»: все время были готовыми противостоять врагу, не дать греху войти в сердце.
Вычищение этого гноя и скверны из нашей души происходит со слезами покаяния. Люди порой задают вопрос, можно ли креститься второй раз? Можно, но только уже не в Таинстве Крещения, а в Таинстве Покаяния, когда человек слезами сокрушенного сердца омывает всякую нечистоту своей души.
Цель жизни христианина - обожение, то есть достижение подобия Богу по благодати. Это очень серьезная цель, поставленная нам Самим Богом, и чтобы ее достигнуть, необходим целенаправленный и осознанный труд. Как в любой профессии человек должен знать, что и в какой последовательности делать, знать теорию, все время практиковать свои навыки, тогда он становится профессионалом, так каждый из нас должен стать профессиональным христианином: не только называться, но жить, как жил Христос. Для этого необходим ежедневный, систематический труд, очень ясный и четкий, и для этого надо знать, что делать. Если цель жизни - обожение, то средство ее достижения - аскетика. Без нее невозможно достичь очищения души от страстей, поэтому советую всем посвятить время Великого поста изучению труда святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты». Внимательно, вдумчиво, благоговейно вчитываться в текст, не глотая по десяткам страниц, но не спеша: в день по беседе, чтобы для начала приобрести устойчивый теоретический опыт. Святых отцов мы читаем при этом самой жизнью: необходимо практически внедрять то, что мы понимаем, усваивать в нашу жизнь. Если добросовестно выполнять этот совет, то в конце Четыредесятницы духовное состояние разительно изменится: появится бодрость духа, желание духовной жизни, что будет хорошим результатом Великого поста. Помогай нам всем Господь!
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Слово пастыря. О руке Моисея. Священник Сергий Косых
Канон. Матушка Людмила Кононова
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!