23 июля. Преподобный Антоний Киево-Печерский

23 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 23 июля 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Антония, Леонтия, Даниила, Александра, Петра, Стефана, Георгия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Антония Киево-Печерского. Родился святой в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любеч. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.

Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: «Антоний, пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков».

Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой привык на Афоне.

По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом. Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского.

Святая жизнь преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Антоний с любовью принимал стремившихся к иночеству. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и кельи для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.

Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и кельи, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской - как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились - были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. Мощи преподобного Антония, по Божию смотрению, остаются сокрытыми.

 

Одной из важнейших добродетелей в духовной жизни является трудолюбие. Когда Господь сотворил Адама, то назвал ему одну из первых заповедей: хранить и возделывать рай - то есть дана была заповедь об определенном труде. Понятно, что возделывание рая не состояло в ведении сельского хозяйства, потому что все было весьма хорошо и не требовалось никаких усилий, чтобы рай украшать внешне. Эдемский сад и его внешняя красота полностью зависели от внутреннего состояния человека. Именно об этом говорила заповедь - возделывай рай своего сердца, и это приведет к украшению и внешнего мира. В этом закономерность. Хотя мы по своему недоумию надеемся изменить внешний мир и думаем, что от этого зависит наше благополучие, счастье, радость, мир сердечный. Это иллюзия. А процесс совершенно обратный: очисти внутреннее - тогда и внешнее будет чистым. «Ищите прежде всего Царствия Небесного, и тогда все остальное приложится вам» - вот духовный закон. Когда человек сосредоточивается на внутреннем, то внешнее развивается особым образом и под специальным Божьим присмотром.

Адам, изменив своему призванию, нарушив послушание, увлекся в соблазн («Будете яко бози») - без труда, магическим образом достигнуть богоподобия , и Господь выбирает одно из наказаний  -  труд. Теперь труд становится тягостью. «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой; проклята земля за тебя; терние и волчцы принесет она тебе» - труд становится воспитательным упражнением, для того чтобы человек вновь стал человеком.

Именно это упражнение, которое по замыслу Божиему должно помочь человеку прийти в себя, остается в небрежении. Наблюдая за многими и многими прихожанами, особенно за молодежью, отмечаю с горечью, что трудолюбие не в чести. Вот одно из наблюдений: ребенок увидел живую курицу - он был настолько удивлен… Говорит: «Я думал, что курица в холодильнике, в упаковке». Вот так многие люди о жизни имеют очень суженное представление: открыл холодильник - и все уже есть; или пришел в магазин - все есть на полках: и хлеб, и картошка, и всевозможные фрукты. Поэтому основной целью жизни для человека становится не приобретение каких-то навыков - и как можно больше… Одна девочка-подросток некоторое время назад поставила для себя задачу: подготовиться к войне. Для того чтобы быть к ней готовой, нужно приобрести как можно больше навыков: нужно обязательно научиться шить, прясть, готовить еду, сажать картошку, доить корову и прочие навыки, которые пригодятся в голодное время. У современного молодого человека, поскольку он ничего этого не умеет, одно желание и жизненная цель - найти место, где зарабатывать бы побольше денег, потому что деньги - это гарантия  всевозможных благ. Если есть деньги, можно все купить - и то, и это. Вот такая пожизненная цель, которая перекрывает все остальные.

Многие недоумевают: зачем учиться тому, другому, третьему, когда можно просто найти теплое место - и жизнь будет в шоколаде. Трудно представить, что случится с молодым человеком, девушкой, если вдруг они окажутся в ситуации, подобной той, как в детской песенке из фильма «Красная Шапочка»:

- А если ты на остров необитаемый попадешь, как же ты там будешь без повара, без няни?

Мальчик в фильме рассуждает:

- Я пойду топор найду!

- Да ты размахнешься по сосне, а ударишь по ноге!

Мы настолько порой не приспособлены к жизни, что, если изменить немного ситуацию, человек оказывается совершенно беспомощным, чтобы выжить в тех или иных условиях. Конечно, во многом виноваты сами родители. Понятно, что мы, строя общество потребления, максимально сосредоточены на потреблении, на обеспечении себе комфорта, атрофировали у собственных детей жизненно важные навыки. Мы все время куда-то торопимся, и нам гораздо проще все сделать самим: не приучаем, например, ребенка зашнуровывать или завязывать ботинки, потому что это не только требует времени, но и крепких нервов, ребенок же все время сопротивляется, ему хочется вообще без ботинок идти на улицу. А поставить себе задачу и довести до конца педагогический урок, чтобы ребенок во что бы то ни стало выполнил волю родителей, не можем - все жалеем, думаем, что детки бедные, несчастные, перенапрягутся из-за лишней физкультуры, лишнего труда, поэтому делаем все сами, за них. И дети растут абсолютно неготовыми ни к какому преодолению самих себя. Любая прихоть: «хочу сладенького», «хочу попить» - пожалуйста! «Хочу развлечься» - и на три часа «ушел» в компьютер, в телевизор. А так, чтобы сделать «от» и «до» (и чтобы так: сказано - сделано), не получается, нужно себя преодолевать. Это один из важнейших навыков, который нужно целенаправленно развивать в своих детях - добиваться воспитанием. А мы наивно думаем, что у нас есть какой-то более-менее неплохой пример, который мы для детей показываем своим трудолюбием, стремлением заработать деньги... Не получается. Дети на нас вроде смотрят, а сами стремятся к развлечению. Потом мать приходит и плачет: «Что делать с двадцатилетним оболтусом, который по восемь часов в день (рабочая смена!) проводит перед компьютером, развлекается?» Или достигает сорока лет и по-прежнему играет в «танчики»… Это же безумная недоразвитость, инфантилизм, застревание в детстве.

Есть еще такое заблуждение, что нужно обязательно ребенка развивать, чтобы он выучил все языки, освоил скрипку, рисование, посещал всевозможные секции, нужно его этим загружать. Что важнее для человека - выучить английский язык или научиться заправлять свою кровать? Конечно, заправлять кровать, потому что этот навык будет сопровождать его всю жизнь. Мы часто оставляем важное в погоне за какой-то иллюзией, за воздушными замками. Ребенка нужно учить элементарным вещам: убирать за собой, помогать родителям, не уклоняться от своих домашних обязанностей. Эти навыки жизненно важны, здесь не нужно жалеть, нужно быть строгими, последовательными и доводить свои требования до конца. А не так, когда сказал что-то сделать, а ребенок ответил: «Сейчас» - и прошло два часа после «сейчас»… проще самой все перемыть и переделать. Проще, но не полезно ни тебе, ни твоему чаду.

Тема трудолюбия очень важна для рассмотрения, подумайте об этом. Давайте будем воспитывать детей трудолюбивыми, потому что когда они войдут в духовную жизнь, это качество для них будет крайне важным - умение преодолевать себя и делать то, что надо, а не то, что хочется. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка:  Нина Кирсанова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать