22 марта. Сорок Севастийских мучеников

22 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 22  марта 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых Александра, Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Николая, Наталии, Александры, Тарасия.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память одного из больших праздников, который выпадает на период Великого поста, вспоминая подвиг 40 мучеников Севастийских.

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторились, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду, и сказав им «И я - христианин!», и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Слово о Кресте для погибающих — безумие, юродство есть, а для нас, спасаемых, по слову апостола, - сила Божия. С точки зрения здравого смысла, отношение к жизни, поведение матери самого юного воина кажется безумным. Любая современная мать воспользовалась бы  ситуацией, чтобы отнести сыночка в сторону и выходить его, чтобы он потом жил на утешение, заботился о маме. Но здесь мы видим иное отношение к жизни и смерти: «Нет, подождите, я его донесу, он тоже хочет умереть христианином». И несла женщина на своих хрупких плечах еле живого, очень любимого сына, чтобы он испустил дух воином Христовым. Очень многое изменилось в нашей жизни из-за изменения отношения к смерти. Конец — всему делу венец, к нему надо готовиться и понимать: а что дальше, там, по ту сторону. Но редкий человек всерьез задумывается над этим вопросом, ищет на него ответ. Так много всего интересного вокруг, зачем об этом заморачиваться, об этом мы подумаем завтра. Язычники, к которым пришел в ареопаг апостол Павел и стал говорить о воскресении мертвых, ответили: «Об этом послушаем тебя в другое время». Они не восприняли, не поняли.

Так и многие, когда речь заходит о жизни после смерти, всерьез это не воспринимают. Поэтому жизнь приобретает скотский оттенок. Человек интересуется исключительно душевно-плотскими вопросами: поесть, попить, справить нужды, развлечься. Духовные вопросы, вопросы отношения с Богом, Божиего Суда, посмертной участи — неприятная тема, лучше об этом не думать. Но как об этом не думать, когда это самые главные вопросы? Однажды преподобный Серафим сказал: «Нельзя назвать человеком того, кто ни разу в жизни не задавался вопросом: «Господи, а как мне умирать-то будет?»  Слово «человек» - вечная личность, чело, устремленное в вечность, на встречу с Богом.

Когда человек отрекается от этого призвания, он сначала оскотинивается, потом приобретает свойства бесовские. Зло не стоит на месте, оно все время направлено к экспансии, стремится занять свободное место. Если сердце не стяживает благодать Святого Духа, оно не остается в пустоте, природа пустоты не терпит. Место Святого Духа занимает дух нечистый, и человек постепенно приобретает его образ  и свойства. Поэтому так часто сейчас происходят страшнейшие трагедии, когда человек не находит иного выхода, как наложить на себя руки. Это крайняя степень отчаяния, вызова Богу, одержимость души. Это уже ад, он уже здесь: когда не видно выхода, когда не видит человек ни Бога, ни света, ни радости, только тьма, мрак и злоба, сковывающая все движения души. Выход из этого состояния отчаяния, которое возникает не на пустом месте, но часто бывает от безделия, праздности - есть. В нашей бухгалтерии висит картинка: дерево, ветка, на ветке срезанная веревка, под веткой человек с петлей на шее, мимо проходит смерть с косой и надпись: «Иди работай, тряпка». Очень многие безумные поступки происходят из-за того, что человек ничем не занимается. От пустого времяпрепровождения дьявол находит доступ к сердцу и занимает его всецело. Элементарный труд для начала создания чего-либо полезного прогоняет мрак. Труд — это благословение Божие. Выполняя любую заповедь Божию, в сердце человека проникает лучик света, который разгоняет кромешную мглу. Не забывайте об этом, дорогие мои. Как бы не было в жизни тяжело, выход всегда есть. Не позволяйте себе приходить в отчаяние, это гибель души. Выход есть всегда. Помогай нам всем Господь.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать