22 июля. Святитель Феодор, епископ Едесский

22 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 22 июля 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Константина, Кирилла, Александра, Феодора.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память святителя Феодора, епископа Едесского. Он родился в сирийском городе Едессе. Вся жизнь святого угодника была ярким свидетельством великих дел Божиих, прославляющего Своих святых.

В двадцать лет, лишившись родителей и раздав свое имение нищим, он отправился в Иерусалим, где в Лавре преподобного Саввы Освященного принял постриг. Через 12 лет усердного иноческого послушания и 24 года полного затвора и великого воздержания Господь призвал мужественного подвижника к епископству, чтобы он светил миру. После смерти епископа Едессы не нашлось преемника более достойного, чем Феодор, и по общему согласию Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, а также духовенства и мирян этот дивный муж был избран во епископа. Нелегко было святому Феодору покидать свое безмолвие, но он покорился воле Божией и вступил в управление Едесской Церковью. Это произошло во время царствования греческого императора Михаила и матери его Феодоры. Во время совершения над преподобным Феодором епископской хиротонии произошло великое чудо. Народ увидел белоснежного голубя, парившего над куполом храма, который затем опустился на главу поставляемого.

Вступив в управление паствой, святитель Феодор отдал своему служению все свои духовные дарования. Он был образцом для верных в слове, в жизни, в любви, примером своей святой подвижнической жизни наставлял врученную ему Богом паству на путь спасения. Много сил положил Феодор в борьбе с еретиками, твердой рукой ограждая Церковь от соблазнов и разномыслия. Утешением и поддержкой святителю Феодору служило духовное общение с прозорливым старцем и столпником преподобным Феодосием, который подвизался недалеко от города близ монастыря святого великомученика Георгия.

С благословения старца святитель Феодор предпринял путешествие в Багдад к халифу Мавию с жалобой на несправедливые притеснения православных. Придя к Мавию, святитель нашел его тяжело больным. Призвав в помощь Господа, святой епископ бросил в сосуд с водой немного земли от Гроба Господня и дал халифу испить; больной исцелился. Благодарный Мавий, расположившись к святому, с удовольствием слушал его поучения и, наконец, вместе с тремя приближенными принял святое Крещение с именем Иоанн.

Вскоре за открытое исповедание перед мусульманами своей веры во Христа, халиф Иоанн был убит вместе со своими приближенными. Явившись во сне одновременно святителю Феодору и столпнику Феодосию, он поведал о том, что сподобился пострадать за Христа, причислен к лику мучеников и вскоре встретится с ними в Царстве Небесном. Это было указанием угоднику Божию, что кончина его приближается. Через три года, уединившись снова в Лавре святого Саввы Освященного, он мирно отошел ко Господу.

Святитель Феодор Едесский оставил христианам свои назидательные творения. Житие святителя было излюбленным чтением на Руси в XVI-ХVII веках и сохранилось во многих рукописях.

 

Недавно в общении с сестрами коснулись такой важной духовной темы как отношение к духовнику. Всякий раз, когда общаешься с человеком, который хочет найти себя в Церкви, в служении милосердия, одним из первых вопросов к нему - есть ли у человека духовник, потому что это некоторая гарантия церковной зрелости. Если у человека есть кормчий, то есть тот, кто управляет на руле на корабле, или можно назвать его якорем, или тормозом, потому что мы зачастую стремимся улететь в космос, нам все время хочется каких-то подвигов или совершить те или иные поступки, которые просто очень сильно захотелось совершить, но когда у человека есть духовный собеседник, с кем он может посоветоваться, когда у человека есть духовный авторитет, то любые наши устремления, пожелания, попытки к сверхмерным подвигам, могут быть, по крайней мере, обсуждены с доверенным духовным лицом.

Схиархимандрит Иоаким (Парр) однажды очень точно подметил, что «человек, который не имеет духовника, управляется дураком, который есть он сам». Всякий раз, когда сталкиваешься с тем, что человек, например 10 лет в Церкви, а все блуждает из храма в храм, от батюшки к батюшке – это характеристика неосновательной духовной жизни: неустойчивой, незрелой, неоформившейся и соответственно не приносящей духовных плодов. Духовная жизнь – это целенаправленное движение на пути, который имеет определенные этапы развития. Наличие в жизни духовного руководителя – это обязательное условие правильного развития души.

Обретение духовного руководителя – это величайшее сокровище и величайшая милость Божия. Слава Богу, что сейчас достаточное количество священников внимательных, неравнодушных, стремящихся - это характеристики, которые можно приложить при размышлении, поиске. Священник должен быть неравнодушным, то есть не формально исполняющим священническое служение; должен быть внимательным, но внимательным не душевно, не сентиментально, а с духовной строгостью, то есть внимателен к процессам развития души. Хорошо, когда священник строгий, потому что часто мы ищем ласкателей для нашего настроения, чтобы они льстили слуху нашему. Так, к сожалению, бывает очень часто, когда человек как бы в поиске духовного совета сходил к одному старцу, к другому, к третьему (есть у него некоторый набор, с кем он советуется), и себе еще и объясняет, что «польза - в совете многом». В совете многом, но не в совете со многими – здесь нужно понимать и не передергивать Священное Писание. Человек обойдет, спросит, найдет обязательно того, кто скажет по душе, и сделает по своей воле, то есть выберет из трех-четырех ответов самый для себя оптимальный (для своего хотения) и выполнит благословение с чувством долга и серьезной ответственности. Но в следующий раз, когда этот священник, давший благословение, которое понравилось человеку, скажет что-то немного вопреки желанию, он пойдет к другому. Такое хождение в поисках воли Божией, а на самом деле – своей воли, может быть бесконечным. Все-таки очень важно определиться. Как доктор, лечащий врач в идеале должен быть один на протяжении долгого времени, потому что постоянное хождение по разным врачам, как есть такое выражение «дерево часто пересаживаемое – бесплодно», в этом смысле тоже не принесет результата.

Священник должен быть стремящимся, то есть ищущим самому искренне желающим спасти свою душу, читающим, молящимся, двигающимся в духовном пути, экспериментирующим над собой в первую очередь, потому что духовная жизнь – это всегда интереснейший творческий эксперимент, творческий поиск, поиск согласия своей жизни с волей Божией.

В рассуждении о духовнике мы почитали некоторые слова схиигумена Саввы (Остапенко), который был опытным духовником, наставником. Он оставил некоторые заветы своим духовным чадам:

В первую очередь о появлении духовника нужно молиться искренне, горячо, со строгим постом. И когда сердце открывается тому или иному священнику, конечно, не сразу, а после длительного общения, это отношение возрастает в процессе узнавания друг друга, в процессе родства душ. Поэтому, конечно, очень важно определяться с храмом, со священником, внимательно прислушиваясь к своей жизни, наблюдая за пользой – есть она или нет. Когда человек определяется, очень важное качество – это послушание, детское доверие. И даже если кажется что-то непонятно или неприятно, за послушание Господь дает огромную пользу в духовной жизни.

Обязательно нужно быть откровенным, не скрывать то, что на душе, потому что всякое недоверие дает лукавому повод сплести сети и вбить клин в отношения между духовником и духовным чадом.

Если возникает на сердце какое-либо смущение, нужно также об этом поговорить, не укрывать, потому что смущение может вырасти в неприязнь, в недоверие и, оторвав от духовника, погубить душу. Господь часто за смиренное желание исправить свою душу через священника дает особую благодатную помощь.

Нужно обратить особое внимание на то, чтобы мы не возлагали ореола святости на священников, не накладывали ожидания сверх ожидания. Надо понимать трезво, что традиция церковной духовнической преемственности была прервана на многие десятилетия. Даже если священнослужитель или монашествующий имеет вид седовласого старца, то по возрасту он все равно достаточно молодой священник: 20 лет в сане – это средний духовный возраст, еще на такой опытный, а если 5-10 - так это вообще человек начальный. Пророческого служения ожидать не стоит и не стоит на батюшку возлагать это ожидание, что «он сейчас проречет всю мою судьбу». Очень важен личный духовный труд, поиск воли Божией через молитвы, через духовное чтение и через совет, но не нужно ожидать совершенной идеальности, потому что священники тоже люди, тоже имеют свои немощи. Но видя немощь отца, не нужно уподобляться хаму, не нужно раздувать немощные стороны, а покрыть их своей любовью, своей молитвою. Нужно обязательно молиться за духовника.

Очень хочется молитвенно пожелать, чтобы эта сторона духовной жизни была правильно устроена. Необходим кораблю якорь, чтобы он не разбился о рифы подводные от сильного ветра. Духовная жизнь – это житейское море, духовник – это крепкий якорь. Дай Бог, чтобы у каждого был духовный советчик, духовный авторитет, чтобы когда, как сказано у преподобного Иоанна Лествичника, «молодой подвижник захочет взлететь на небо, чтобы кто-то схватил его за полы рясы и одернул: потихонечку, постепенно, не надо лететь». Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Нина Кирсанова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать