21 мая. Вознесение Господне

21 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 21 мая 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Иоанна, Арсения.
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает великий праздник - Вознесение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Очень быстро пролетели сорок дней Святой Пасхи, в которые мы приветствовали друг друга пасхальным целованием, делились радостью и жили в молитвенном пасхальном обращении к Богу. В богослужениях неизменно присутствовали молитвы и песнопения Светлому Христову Воскресению. И вот вчера совершилось Отдание Пасхи: последний раз пастыри приветствовали христиан пасхальным восклицанием - наступает Вознесение.
В сороковой день по Своем воскресении Господь собрал Своих учеников на горе Елеонской. Евангелист Лука в «Деяниях святых апостолов» повествует об этом событии:
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути».
(Деян. I, 1-12)

Если человеку интересно быть человеком, он должен решить главный вопрос. Могу предположить, что многим людям не интересны и никак не лежат на душе человеческие устремления. В основном они хотят лишь есть, пить, веселиться, удовлетворять свои биологические - животные инстинкты. Человек - это тот, кто стремится к вечности. Для этого у него должны быть совершенно иные ценности и ориентиры, нежели те, что нам предлагают по телевидению и с рекламных плакатов. Все эти призывы и лозунги можно соединить в один - «Бери от жизни все». Человека расчеловечивают и превращают в потребителя, который ориентирован только на получение удовольствий. Выбраться из всего этого очень непросто, потому что к комфорту, сытости, внешнему благополучию привыкаешь быстро. Для того чтобы начать жить человеческой жизнью, неизбежно требуется пройти через испытания и скорбью, и сердечной болью. Только так душа начинает пробуждаться и рождать духовные чувства, например, чувство нужды в Боге, чувство жажды Бога, осознанной и целеустремленной Его необходимости. Ведь Иисус - наш Спаситель, а спаситель нужен, когда ты погибаешь. Погибать - всегда неприятно и болезненно, и человек все время пытается от этого отвратиться.
Самый главный вопрос - что такое человек? Самая главная встреча - встреча с самим собой. Но для этого необходимо заглянуть внутрь себя, а значит изменить угол зрения, оторвавшись от внешнего. Также необходимо и определенное внутреннее состояние. Все это не так просто.
Вопрос о человеке - это главный вопрос в том числе и Священного Писания, которое не столько открывает, как живет Бог в Своем Царстве, сколько говорит нам о человеке. Что такое человек? В чем смысл и цель его жизни? Почему он страдает и как может прийти к радости и блаженству?
На протяжении веков все лучшие умы искали ответ на эти вопросы. Греческие философы рассуждали: «Человек - это мерило всех вещей». Советские писатели сформулировали: «Человек! Это звучит гордо!» Писатели постсоветского периода говорили, что человек может звучать иногда горько.
«Что же такое человек, что Ты, Господи, помнишь его, и что Ты, Сын Человеческий, посещаешь его?» - вопрос, который несколько раз звучит в Священном Писании. Первый раз он появляется в устах пророка Давида в его Книге псалмов, гимнов, ликований и хвалений, хотя в ней достаточно и нот скорби и покаяния. Давид восклицает: «Господи! я так мал и ничтожен! я так слаб и немощен! А Ты, Всевышний, помнишь о мне, посещаешь, спасаешь. Почему? Что такое человек, что Тебе есть дело до него?»
За несколько веков до Давида другой ветхозаветный праведник Иов теми же самыми словами обращается к Богу: «Господи, что такое человек, что Ты помнишь его?» Книга Иова совершенно иная по интонации. Господь любит Иова, но эта любовь оказывается обжигающей, как это и бывает: кого Бог любит, того и наказывает, «биет же всякого сына, которого желает принять». Потому что Бог Свят, а человек грешен, болен смертельной болезнью. Самое печальное, что человеку нравится это состояние, он привык к нему, а для того чтобы выйти из этой болезни, необходима мобилизация всех жизненных сил. Обычно человек начинает оживать, лишь когда что-то происходит. Если все в порядке, то он лежит в луже греха и радуется поросячьей радостью рожцам, которые ему достаются. А как тревога, так до Бога. Потому наказания в этом скорбном мире неизбежны, но это наказания с любовью. Как говорил епископ Гавриил, в прошлом наместник Псково-Печерского монастыря: «Не бойтесь наказания Господня, потому что Бог  наказывает не как каратель, но как любящий Отец». Такое наказание - научение. Оно не для того чтобы мучить человека, но чтобы пробудить его от сна греховного и вернуть к высшей небесной радости.
Такая любовь опаляет все вокруг Иова Многострадального, и в своей скорби он восклицает к Богу: «Господи, почему Ты вновь и вновь посещаешь меня, ведь я не преступник, никогда не хулил Тебя». Даже когда жена настоятельно требовала от него: «Похули Бога и умри», Иов отвечал: «Безумные слова слышу от тебя. Если от Бога принимаем доброе, неужели злое не можем принять? Бог дал, Бог взял. Буди Имя Господне благословенно отныне и до века».
Между двумя этими крайностями - вершиной радости и глубиной скорби - и кроется ответ на вопрос, «что такое человек, что Ты, Господи, помнишь его?».  Святитель Иоанн Златоуст говорит больше: «Если вы хотите увидеть величие человека, то не стоит искать его среди царских палат и знатных мира сего, но вознесите ваши очи выше - к Престолу Божиему, и там, одесную Бога Отца вы увидите Человека, Богочеловека Иисуса Христа». Вот где место человека: человеческая природа вознесена в Святую Троицу. Каждый из нас призван быть наследником Царства, уготованного Господом любящим Его, и для каждого из нас это возможно: не копаться в земном и думать, что в этом величие и призвание человека, но стремиться к небесному и достигать его. Помогай нам всем Господь.

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка:  Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать