21 марта. Мч. Владимир (Ушков)

21 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 21 марта 2015 года

Сегодня свои именины совершают христиане, нареченные в честь святых Владимира, Иоанна, Афанасия.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память святого новомученика Владимира Ушкова.

Мученик Владимир родился в 1885 году в селе Конобеево Бронницкого  уезда Московской губернии в семье крестьянина Егора Ушкова. В свое время Владимир окончил сельскую школу и, придя в возраст, женился; у них с женой родилось четверо детей. Имея большую семью, Владимир Егорович кроме работы в сельском хозяйстве занимался извозом.

Призванный в 1914 году на Первую мировую войну, он был тяжело ранен, потерял руку и был демобилизован. После революции Владимир в поисках средств к существованию завел мастерскую по выделке пуговиц. В двадцатых годах он был избран старостой в Троицкой церкви в родном селе Конобеево.

В 1930 году все его имущество было описано и отобрано властями. Вслед за  этим ему предложили уплатить налоги, но поскольку налоги ему платить стало нечем, то 2 февраля 1930 года он был арестован и приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и к пяти годам ссылки.

Владимир Егорович обжаловал приговор, и в апреле 1930 года было принято решение о его освобождении на том основании, что если он и занимался торговлей, то «не систематически, а лишь потому, чтобы иметь средства к существованию, так как обременен многочисленным семейством; сам же Ушков, инвалид империалистической войны, работать на постоянной работе не может».

25 апреля 1930 года Владимир Егорович был освобожден из коломенской тюрьмы, вернулся в село и приступил к исполнению обязанностей церковного старосты, а со второй половины тридцатых годов он стал служить в храме псаломщиком.

19 января 1938 года, во время массовых гонений на Русскую Православную Церковь, Владимир Егорович был арестован и после непродолжительных допросов, произведенных в районной тюрьме, заключен в Таганскую тюрьму в Москве. В качестве свидетеля следователь допросил председателя местного колхоза, который показал, что Ушков хотя и состоит в колхозе, но на работу не ходит, говорит, что работать в колхозе грех, ведет религиозную агитацию, говорит, что в церковные праздники на колхозных полях работать нельзя, это великий грех. Председатель колхоза также указал, как на свидетельство преступности Владимира Егоровича, на то, что он служит в церкви.

23 января следователь допросил Владимира Егоровича.

– С какого времени вы являетесь псаломщиком конобеевской церкви? – спросил он.

– Около года. До этого я был членом церковного совета.

– Как часто вы посещали священника конобеевской церкви?

Владимир Егорович ответил, что встречался со священником большей частью в церкви, но бывал и дома, когда священник уезжал из села, и тогда он оставался у него в доме ночевать. На вопрос, не встречал ли он в доме священника кого из посторонних, псаломщик ответил, что никого не встречал.

– На протяжении 1937 года вы занимались в селе Конобеево контрреволюционной деятельностью. Вы это признаете?

– Нет, не признаю.

Следователь стал цитировать показания свидетелей и спрашивать, признает ли  он справедливость их обвинений, но Владимир Егорович все отверг, сказав, что написано ложно.

9 июля 1938 года следствие было закончено, и 19 сентября Особое Совещание при НКВД приговорило Владимира Егоровича к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Псаломщик Владимир Ушков скончался в заключении в Онеглаге 21 марта 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

В начале Великого поста мы говорили, что полезно снабдевать свою душу определенным духовным чтением, потому что внешний пост малополезен, если не сопровождается внутренним деланием. Чтение аскетической святоотеческой литературы, которая говорит о том, как научиться управлять своими страстями, также говорит об определенном умонастроении. Вера, как следование истине, заключается не только в сердечном импульсе, но и в знании духовных законов и правил этого движения, которые позволяют человеку преодолевать трудности, избегать ошибок или вставать, если они были допущены.

Лукавый - глубокий психолог, он знает нашу немощь: и малодушие, и слабость, и порой склонность к унынию. Поставив  подножку, он тут же набрасывается на человека с волной помыслов, которые придавливают его к земле, подобно каменной плите. Человек где-то нарушил пост или его меру, совершил проступок, образно говоря, на «миллиметр», а печаль, которая приходит вслед за этим - «все пропало», «все зря», «пост закончен - так я его и не сохранил» - настолько невыносима, что хочется все бросить. Не надо так легко сдаваться. Понятно, что все мы инвалиды, у всех нас «церебральный паралич» добродетелей, и мы еле-еле ходим, но посмотрите, насколько мужественны и настойчивы дети с таким диагнозом. Даже если их ножки плохо двигаются и они падают, то все равно стараются вставать и идти, а не пребывают в отчаянии: «такие у меня болезни», «ноги никогда не выправятся». Как можешь - ходи, как можешь – вставай и двигай себя вперед.

Очень важно научиться бороться с печалью, ведь Бог не каратель, который ищет, за что бы замучить человека. Бог - любящий Отец, Который искренне сочувствует нам, всегда рядом, всегда готов помочь и поддержать. Как в истории одного подвижника, который видел свою жизнь как следы на песке. Когда жизнь его была безоблачной, он видел свои следы и рядом еще чьи-то. Когда жизнь входила в колею скорбей и испытаний, то оставались лишь одни следы - глубокие, тяжелые. И подвижник взмолился:

- Господи, как же так? Когда у меня было все хорошо, Ты был рядом, а когда было крайне трудно, и была нужна Твоя помощь, Ты меня оставлял.

- Нет, - ответил Господь, - Я не оставлял тебя, а нес на Своих руках.

Не забывайте, дорогие мои, что Господь нас бесконечно любит, и что желание Небесного Отца в том, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины, поэтому Он ждет, поддерживает, всегда рядом и никогда не предает. Поэтому нет никаких поводов для отчаяния.

Первые шаги в узнавании духовных законов и опытов аскетики каждому желающему спастись предлагает святитель Игнатий (Брянчанинов) в I томе «Аскетических опытов». Здесь есть  отдельная «Беседа о посте», очень важно почитать ее и разобраться.

Многие думаю, что пост - это средство против нашего тела. На самом деле это не так. Святитель пишет: «Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума и закон для нашей воли и воспитания послушания». Гордость всегда толкает человека к самоволию: только чего-то захотелось - сразу получи! Пост говорит о том, что есть порядок, поэтому оставим всякое сиюминутное «кусочничество» за рамками положенного устава и принятого на себя обязательства соблюдения режима и порядка. Отказ от прихотей и самоволия - это воспитание послушания, а через него смирения. Пост напрямую связан с борьбой с гордостью.

Чудное соединение поста с молитвой: «Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва». Пост и молитва - два орудия, которым изгоняются бесы изнутри.

«Желание пищи выправляется простой трапезой и воздержанием от пресыщения и наслаждения пищей». Наши чувства извращены, и очень часто тело хочет укрепить свою немощь, а извращенная душа хочет вкусненького: солененького, остренького, зажаренного. Простая пища выправляет извращенные грехом желания. «Сперва должно оставить пресыщение и наслаждение». Очень важно найти свою меру. На самом деле, мера пищи за один прием умещается в одной горсточке: сколько в нее поместится каши или черпачок супа, столько и нужно человеку, чтобы бодро дойти до следующего приема пищи. Попробуйте найти эту меру и стараться мужественно сохранять ее. Чувство голода воспитывает мужество, а внутри у нас столько запасов, что если есть по минимуму, хватит на несколько недель.

«Сперва должно оставить пресыщение и наслаждение: этим и изощряется желание пищи и получает правильность. Когда же желание сделается правильным, тогда оно удовлетворяется простой пищей». Время поста - приведение своих вкусовых извращений к какой-то норме, порядку. «Напротив того, желание пищи, удовлетворяемое пресыщением и наслаждением, притупляется. Для возбуждения его мы прибегаем к разнообразным вкусным яствам и напиткам. Желание сперва представляется удовлетворенным, потом делается прихотливее и наконец превращается в болезненную страсть, ищущую непрестанного наслаждения и пресыщения». Но сколько не корми беса, он будет требовать больше и больше. Чем более мы удовлетворяем хотения, тем сильнее они разрастаются.

«Существенным качеством всякого основания должна быть непоколебимая твердость: иначе невозможно устоять на нем зданию, как бы здание само по себе не было прочно». Твердость в принятых решениях - взял на себя обязательства, терпи, сохраняй мужество и решимость, и очень скоро увидишь плоды.

Будем вдумываться, читая сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), читать его не одними глазам, но своей жизнью, пытаясь на деле исполнять советы своего духовника и те указания, которые дает нам святитель. И помогай нам всем Господь.

 

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать