21 июля. Священномученик Феодор Распопов

21 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 21 июля 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Александра, Феодора.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика, иерея Феодора Распопова.

Священномученик Феодор родился 7 февраля 1891 года в селе Покровском Тобольской губернии в семье крестьянина Ивана Ферапонтовича Распопова и его супруги Дарьи Яковлевны. Мальчика крестили в местной церкви 9 февраля.

В родном селе Федор жил до 1906 года, а в пятнадцать лет поступил в первый класс Тобольской Духовной семинарии. Учился Федор хорошо и в июне 1912 года закончил семинарию с отличием, заняв по результатам выпускных экзаменов второе место в табеле успеваемости. При семинарии работал проповеднический кружок, в котором Федор с удовольствием занимался, и ему часто доверяли выступать с проповедями в храмах города Тобольска.

Закончив семинарию, Федор поступил в Казанскую Императорскую духовную академию. Но проучился всего год и в сентябре 1913 года подал ректору прошение об увольнении из числа студентов «в связи с желанием служить в Тобольской епархии».

Он женился на сестре однокурсника по Тобольской семинарии — Марии Родионовне Марковой, в 1914-м году у них родился первый сын Александр, а в 1915-м — второй, Антонин.

5 ноября 1913 года Федора Ивановича определили на священническое место к церкви села Гаевского Верхотурского уезда. 15 ноября того же года во время Божественной литургии в Скорбященской церкви Ново-Тихвинского женского монастыря его рукоположил в сан диакона преосвященный Митрофан (Афонский), епископ Екатеринбургский и Ирбитский. А через два дня во время Божественной литургии в крестовой церкви Екатеринбурга Федор Иванович был рукоположен в сан священника и получил назначение в Николаевскую церковь села Елкинского Верхотурского уезда. Одновременно он стал преподавать Закон Божий в Елкинском и Глубоковском училищах.

Через три с половиной года, 12 мая 1917 года, батюшку назначили священником в Михаило-Архангельскую церковь села Туринская Слобода Туринского уезда, а в марте 1918 года он занял должность благочинного и председателя благочиннического совета 4-го благочиния Туринского уезда. Тогда же прихожане церкви Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда выразили желание иметь вторым священником в храме в честь Трех Святителей именно отца Феодора. Согласие Тобольской Духовной консистории было получено, и отец Феодор вновь был принят на службу в Екатеринбургскую епархию с определением на священническое место при Нижне-Туринской церкви в честь Трех Святителей. Однако на новом месте батюшке служить не пришлось.

В июле 1918 года к отцу Феодору обратился житель села Туринская Слобода крестьянин Федот Малышев с просьбой обвенчать его, предъявив полученное в Туринске свидетельство о расторжении брака с законной женой. Отец Феодор отказался совершить таинство Венчания, объяснив Малышеву, что расторгнуть брак может лишь церковная власть. Преподав наставление о браке, батюшка посоветовал просителю с миром идти домой, забыв о незаконной женитьбе. Малышев обратился с жалобой на отца Феодора к красноармейцам, заявив им, что отец Феодор не признает советской власти. Вооруженные солдаты вломились в квартиру священника. Отрядом командовал прихожанин Туринской церкви Николай Обросов.

- Теперь жизнь твоя в моих руках, - злорадно говорил он своему духовному отцу. - Что хочу, то с тобой и сделаю.

- Ошибаешься, - отвечал ему отец Феодор, - все мы во власти Божией, и без воли Его не падет даже волос с головы нашей.

Отца Феодора арестовали. Первое время он находился в помещении волостного правления, терпя там всевозможные насмешки и издевательства. Вскоре батюшку перевели в Туринскую тюрьму, где он просидел четверо суток. Все время после ареста отец Феодор был спокоен, даже утешал других.

СИХ

- Не печальтесь обо мне и не бойтесь, - говорил он своим близким, - дело скоро выяснится, и я вернусь к вам живой и невредимый.

По словам очевидцев, отец Феодор до последней минуты не терял бодрости и спокойствия духа, рассеивая этим тревогу и волнение.

20 июля в 23 часа в камеру к заключенным ввалились девять пьяных большевиков во главе с комиссаром Обросовым. Схватили восемь человек, вывели их в тюремный двор и поставили у стены. Намерение представителей советской власти было ясно, потому что некоторые из них исступленно кричали: «Крови, крови!»

Из всех несчастных один отец Феодор сохранял душевное равновесие и утешал других: «Не бойтесь, надейтесь на Бога». Когда заключенные стояли у стены и ожидали своей участи, батюшка вполголоса прочел им всем отходную.

После первого выстрела упал старик еврей, забившись в предсмертной агонии, его добили прикладами. Вторым стоял отец Феодор. Убийцы потребовали выкуп, сказав: «Даешь тысячу рублей?»

«Я верю, что на небе есть Бог, а на земле справедливость, жизнь за деньги себе покупать не буду. Телом я не торгую, а над душой моей вы не имеете власти», - ответил отец Феодор.

Некоторые из очевидцев утверждают, что выкупа со священника не просили, но истязали побоями. Шесть раз в него стреляли, но пули попадали в наперсный крест. После каждого выстрела он осенял себя крестным знамением, спокойно говоря: «Да будем живы».

«Этот поп - какой-то, видно, святой, и пуля его не берет», - злились красноармейцы. Тогда к батюшке подскочил Обросов, ударил по щеке и крикнул: «Вот ты Богу молился, но Он тебе не поможет, а я бы мог спасти». Палачи, богохульствуя и ругаясь, сорвали с мученика крест; прицеливаясь в свою жертву, кощунствовали: «А ну, посмотрим теперь, спасет ли тебя твой Бог!» Отец Феодор вместо ответа благоговейно перекрестился.

Грянул седьмой выстрел и батюшка упал на землю, одежду залила кровь. Его смерть была мгновенна. Это случилось в ночь на 21 июля 1918 года.

«Так кончил жизнь свою достойный пастырь отец Феодор, уважаемый и почитаемый всеми. Ему было всего лишь двадцать семь лет, и при его дарованиях (он был прекрасный проповедник) и образовании (вышел со второго курса Казанской духовной академии) он мог бы много потрудиться на пользу Христовой Церкви и на благо своего прихода. Но Господь судил иначе. Отец Феодор умер мучеником, пострадав за правду, за Церковь Православную, охраняя и защищая ее уставы», - писали «Тобольские Епархиальные ведомости».

28 июля тело убиенного отца Феодора из тюремной могилы было перенесено в собор; народа было много, его отпели по чину и погребли в соборной ограде. Из всех речей, прозвучавших в тот день, самую проникновенную произнес священник Александр Буров, тоже немало пострадавший от красноармейцев и прошедший тюрьму.

 

7 июля мы праздновали день рождения Иоанна Предтечи. Вновь перечитывая Евангелие на день памяти Божиего Пророка, обратил внимание на то, как Архангел Гавриил, явившийся пророку Захарии, отцу Иоанна, благовествовал о том, кем будет этот ребенок, и открывал, какие Божественные дары будет иметь сей Божий ангел на земле, небесный человек, «в рожденных женами больше которого несть».

Часто приходят люди с разными нуждами, например дети неверующие или пребывают в каких-либо страстях, или муж пьет, или у самих духовная жизнь в застойном состоянии: нет крепкой веры, нет стремления к покаянию – все это признаки духовного омертвения, потому что живая душа алчет и жаждет праведности. Как человек, желая пить, ищет, где бы найти источник, чтобы утолить жажду, так и нормальное состояние нашей души - все время искать духовный источник. Как подсолнух все время тянется за солнышком, так и христианин все время ищет, где бы удобнее стяжать дар Духа Святого. Если этой жажды нет, человеку с трудом дается подготовка к Причастию, он вынужден все время себя каким-то образом сподвигать, хотя на самом деле это и неплохо, ведь чтобы вырасти в сына, нужно сначала пройти путь рабства, ради страха выполняя доброе и разумное, затем наемничества – трудиться за награду и только потом прийти в сыновство.

Если есть благословение от духовника причащаться, например, один раз в две недели, попробуй относиться к этому так же добросовестно, как относишься к работе. Мы же работу не прогуливаем, не опаздываем, стараемся относиться к ней ответственно. Почему? Потому что там есть определенные обязательства или методы наказания. Хотя бы так же относись и к духовному деланию: раз в две недели за послушание, добросовестно, вдумываясь и вглядываясь в свою жизнь, готовься к Причастию и получишь великую пользу. Потихонечку этот период будет пройден, и ты войдешь в другую стадию развития своей души.

Отсутствие покаяния, переживания о грехах, их невидение - что с этим делать? Молитесь Иоанну Крестителю, ибо он предыдет пред лицем Мессии, чтобы вернуть сердца отцов детям и сердца детей отцам и выправить пути: всякий холм да понизится, всякая рытвина да возвысится, исправьте пути Господни. Он учитель покаяния, знал, как обличать и открывать грехи. Если он открыл их царю, то разве, при нашем желании и молитве к нему, не откроет и нам наших немощей? Он учитель веры, обращал сердца людей к Господу Богу, поэтому может выправить и окаменевшие сердца детей, запутавшихся в этой жизни, если мы будем просить его об этом.

В любом молитвослове есть канон Иоанну Крестителю. Если встречается духовная проблема в своей жизни или жизни окружающих людей, за которую вы сердечно переживаете, благословитесь у своего духовника, чтобы какое-то время, например 40 дней, помолиться каноном Иоанну Крестителю. Это займет всего десять минут в день, но делать это надо по послушанию, внимательно, с искренним желанием и верою получить просимое. При этом всегда нужно иметь в виду: «Господи, аще Ты хощеши. Не как я хочу, но да будет воля Твоя». Потому что мы часто просим чего-то своего и думаем, что Господь нам это даст, например заказываем молебен о здравии и надеемся, что здравие будет вечное и мы всегда будем крепки несмотря на свои 94 года. Приходит бабушка и удивляется: «Что-то я стала себя плохо чувствовать». Спрашиваю: «Сколько вам лет?», отвечает: «Восемьдесят четыре». Я говорю: «Было бы вам 18, можно было бы удивляться, а в 84 года плохо себя чувствовать - это естественно. Нужно просто терпеть».

Задача Господа спасти душу, а мы почему-то думаем о том, чтобы организовать здесь комфортное бытие. Для спасения души часто нужны не легкие условия жизни, а, напротив, трудности, скорби, болезни, всевозможное сжатие нашей жизни, тогда душа обостряется, открывается. «Как тревога, так до Бога» – таков духовный закон. Поэтому, молясь о здравии своих близких, имейте в виду, что раз мы просим Бога войти в нашу жизнь, Он обязательно в нее войдет, но Своим образом, как это видится Ему Самому.

«Святый Пророче Божий, Иоанне, моли Бога о нас!» Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Нина Кирсанова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать