20 мая. Преподобный Нил Сорский

20 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 20 мая 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Иоанна, Антония, Давида, Иосифа, Михаила, Стефана.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Нила Сорского. Великий подвижник Русской Церкви происходил из рода бояр Майковых. Иночество принял в обители преподобного Кирилла Белозерского. Здесь он пользовался советами благочестивого старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Преподобный много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратясь на Русь, он удалился на реку Сору в Вологодской земле, поставил келию и часовню, где вскоре возникла обитель с новым в то время у нас скитским уставом, заимствованным преподобным Нилом на Афоне.

 

По завету преподобного Нила иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви; женщины в скит не допускались, монахам не разрешалось выходить из скита ни под каким предлогом, владение вотчинами отрицалось. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келиях по одному, два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к богослужению, причем всенощная, на которой за каждой кафизмой предлагалось два-три чтения из святоотеческих творений, продолжалась всю ночь. В прочие дни каждый молился и трудился в своей келии.

 

Главным подвигом иноков была борьба со своими помыслами и страстями, в результате чего в душе рождается мир, в уме - ясность, в сердце - сокрушение и любовь. В своих письменных трудах  «Предание ученикам своим, хотящим жити в пустыне» и «Уставе» преподобный Нил подробно излагает ступени этого спасительного мысленного делания. Первая ступень - отречение от мира, в частности всяких мирских развлечений; вторая - непрестанная молитва, сопровождаемая памятью о смерти. В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи.

 

Преподобный участвовал в Соборах 1490 и 1503 годов. Избегая почестей и славы мира сего, он перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей на месте его подвига. Скончался святой на 76-м году жизни 20 мая 1508 года. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Русская Церковь причислила его к лику святых.

 

 

На днях прихожанка во время исповеди обратилась с такой просьбою: «Батюшка, скажите что-нибудь духовно-полезное о моей жизни, о моих страстях». На что я ответил, что не могу исполнить ее просьбы, поскольку, для того чтобы сделать какие-то заключения, нужно посмотреть на человека со стороны. Приходя в храм, мы заранее настраиваемся, и то, что человек говорит о себе на исповеди, бывает только малой верхушкой айсберга, который, может быть, человек сам не осознает, потому что для него многие вещи естественны, они в его природе.

 

Недавно я со стороны наблюдал за разговором по телефону одного человека (которого попросил сориентировать шофера). Он разговаривал крайне дерзко и грубо, словно с неким одолжением. Когда же ему было указано на это, он сказал: «А что такого? Я всегда так разговариваю». Для него это обычная форма общения с человеком: он его не знает, тот человек ему ничего не должен – и такое пренебрежение и хамство. Но ведь это только маленькая часть, кусочек той гнойной язвы, которая есть внутри, потому что если человек так позволяет себе общаться с чужими людьми, то можно только предположить, как он общается со своими. Потому что дома-то мы вообще никого не стесняемся. Если перед людьми у нас правила приличия, мы боимся нарушить свое комильфо, то дома нас все терпят – они же нас все равно простят, примут, поймут.

 

Этого очень не хватает в духовной жизни - чтобы человек научился смотреть на себя со стороны. Смотреть без сочувствия и сожаления, а строго, с взысканием. Потому что многие вещи - в нашем навыке, мы их делаем привычно, естественно – естественно хамим, естественно орем друг на друга, естественно нагло и дерзко ведем себя на дороге, не уступая и считая себя совершенно вправе так поступать. Бывает, конечно, что по закону ты поступаешь правильно, но кроме закона есть еще милость. Как христиане, мы должны уходить от фарисейства и законничества, должны быть примером, ведь это всегда заразительно.

 

Например, на дороге ты против закона пропустил автомобиль вперед – да, он заехал с другого ряда, а ты смирился и пропустил. И через несколько метров видишь, как тот водитель делает такой же жест внимания и заботы о другом участнике движения, потому что добро заражает. И наоборот, всякое до абсурда доходящее выполнение правил, делает человека гордым, и он начинает судить о других, брать на себя Суд Божий: «Этот неправильный, этот такой, этот “чайник”» и так далее. И кроме зла ничего не выходит. Даже аварии на дороге в основном происходят по гордости. Проезжаешь мимо и по положению машин видишь, что здесь проявилась гордость, что это столкновение именно потому, что один не захотел по своим понятиям, по закону пропустить другого. В результате разбитые машины, потрачено огромное количество здоровья, времени, средств, переломанные руки, ноги – и все из-за гордости.

 

Духовная жизнь христианина предполагает самоконтроль, самосознание, строгость и неснисходительность к себе, отсутствие саможаления, самоотречение. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя», - говорит Господь. Только научившись правильно смотреть на себя: критически укоряя себя и оправдывая других, человек может приобрести этот навык – навык в`идения своего состояния души.

 

Священник не прозорлив, он не может проникнуть в то, что происходит внутри человека. Снаружи все очень симпатичные: в храм приходят нарядные – юбки в пол, платок намотан в несколько раз – истинно монашеский образ. Но что с человеком происходит, когда он выходит из храма: как он общается с людьми, как относится к своей работе, например, к опозданиям? «Опоздал на 10 минут, а что такого?» Если ты опоздал, останься на столько же после работы или сделай калькуляцию и верни в кассу те деньги, которые тебе заплатили за то, что ты опоздал, что по пять раз в день пьешь чай на работе или просто халтуришь. Как христианин может халтурить на работе, как он может быть вором? Ведь для Бога неважно, украл ты триллион рублей или две бумажки, или получил деньги за то, что ты не сделал, отсидев на работе положенное время. Для Бога важен принцип согласия человека на грех, Он это видит, видит состояние сердца. Если человек в сердце своем допускает спокойно совершать маленькие, как ему кажется, отступления, то для Бога нет ничего незначительного: с небольшого ручейка всегда начинается река и с маленького отступления - большие предательства. Иуда ведь тоже не сразу стал Иудой. Он сначала по грошику крал, пока никто не заметит, потом больше, потом втянулся и наконец стал Иудой.

 

Для того чтобы духовная жизнь приносила результаты, необходимо учиться видеть и безжалостно прижигать всякое проявление лукавства, хитрости, обмана, воровства, халтуры и прочих наших немощей, тогда и исповедь будет приносить результаты. Когда ты будешь произносить не формально выписанные из пособия для покаяния грехи  (которые батюшка по десять раз от тебя слышал), но говорить то, что есть на самом деле, с искренним, открытым покаянием, то обязательно получишь какой-то духовный совет и сделаешь следующий шаг к очищению себя от грехов.

 

Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка:  Нина Кирсанова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать