20 марта. Прмцц. Ксения (Петрухина), Анна (Горохова)

20 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 20  марта 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых Ксении, Анны, Василия, Евгения, Николая, Матроны, Марии, Евдокии, Екатерины, Антонины, Надежды, Павла.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомучениц, преподобномучениц Ксении и Анны.

Не так часто мы вспоминаем именно новомучениц, поэтому особое внимание хочется уделить этим святым, которые, несмотря на женскую слабость, немощность, выдержали издевательства, пытки, остались верными Христу.

Преподобномученица Ксения родилась в 1897 году в селе Чанки Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Семена Петрухина. В 1913 году Ксения поступила послушницей в Успенский монастырь в Коломне. В 1919 году, после того как монастыри стали закрываться безбожной властью, вернулась в родное село и стала помогать при Введенской церкви; сначала она жила в сторожке при храме, а затем у знакомых, зарабатывая себе на пропитание шитьем одеял.

Преподобномученица Анна родилась в 1896 году в селе Чанки в семье крестьянина Ивана Горохова; в 1914 году поступила послушницей в Успенский Брусенский монастырь, а затем, как и Ксения, в 1919 году вернулась в родное село и стала помогать престарелому отцу по хозяйству.

Во время гонений на монашествующих в начале 30-х годов обе послушницы были арестованы и 22 мая 1931 года заключены в коломенскую тюрьму. На допросах они подтвердили, что ходили вместе с другими верующими в Введенскую церковь, собираясь около церкви, вели между собой разговоры о продовольственном снабжении, урожае, говорили, что Господь за грехи не дает ни урожая, ни продуктов, ни товаров, и все это происходит за безбожие и за насмешки над Святой Церковью.

10 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила послушниц к трем годам ссылки в Казахстан, и они были этапом отправлены в Караганду.

В 1934 году, по окончании срока ссылки, они вернулись на родину, и Ксения стала трудиться санитаркой на врачебном участке при станции Голутвино, а Анна поступила работать в колхоз. Но при этом они не оставили и своего рукоделия – шитья одеял и, так же как и раньше, ходили в храм; вскоре их настигла очередная волна гонений на Русскую Церковь. Послушницы Ксения и Анна были арестованы 5 марта 1938 года и заключены в коломенскую тюрьму.

Вызванные дежурные свидетели показали, «что хотя послушницы после возвращения из ссылкисами почти ни к кому в гости не ходят и даже для конспирации поступили на советскую работу, однако по-прежнему общаются с местным священником и у них бывает много народа не только из этого села, но и из других деревень, и дома они ведут антисоветскую пропаганду».

Через несколько дней после ареста следователь допросил послушниц. Расспросив, чем они занимались и за что были арестованы раньше, он спросил, знают ли они таких-то людей из числа местных жителей. Получив ответ, что они знают названных, следователь заявил, что послушницы занимались контрреволюционной деятельностью среди колхозников и зачитал им показания дежурных свидетелей. Ксения и Анна эти показания категорически отвергли, сказав, что ни антисоветской деятельностью, ни агитацией против правительства среди населения не занимались.

10 марта следствие было закончено. 12 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушниц к расстрелу, и они были отправлены из Коломны в Таганскую тюрьму в Москву, где 17 марта тюремный фотограф снял с них фотографии для палачей. Послушницы Ксения Петрухина и Анна Горохова были расстреляны 20 марта 1938 года и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Недавно мы с сотрудниками побывали на выставке, посвященной новомученикам и исповедникам российским, которая располагается в епархиальной библиотеке по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 63. Одним из экспонатов  была жуткая таблица по дням и месяцам 1937-1938 года, в которой были указаны совершаемые в эти дни и месяцы расстрелы. Цифры просто ужасали. В Екатеринбурге в застенках НКВД по 200-300 человек в день убивали, казнили, расстреливали. Это был целый конвейер: нужно расстрелять, вывезти, похоронить. Это была огромная машина, направленная на уничтожение христиан. Чего так боялись крепкие, молодые, вооруженные до зубов нквдешники? Слабых женщин, которые отбыв в ссылке, работая и никого ни к чему не призывая, просто жили христианской жизнью? Самим фактом существования они являлись невыносимой угрозой для огромной машины Советского Союза. Другого способа защититься от них, кроме как расстрелять, никто не придумал. Чего же так боялись эти солдатики, офицерчики? Боялись света Христова, которые несли в себе слабые по человеческому естеству, но сильные духом христианки. Нечистый дух злобы поднебесной, который держал в своей власти слабеньких, трусливеньких работников органов, очень боялся света, который несли в себе христиане. Иного пути избавиться от них, кроме как через жестокость, пытки и смерть, не нашлось. Но свет Христов, который является в новомучениках, передается и другим, и невозможно его уничтожить, даже убив носителя этого света. Навстречу встают новые носители. Как и в языческих цирках и театрах первых веков, когда убивали христиан, тут же выходили еще совсем недавно закоренелые язычники из солдат или зрителей и говорили: «Я тоже хочу быть христианином. Я верю в Того Бога, Которого исповедуют эти мученики». Вставали и передавали свет Христов от сердца к сердцу.

Надо обязательно знать и чтить память новомучеников и исповедников российских. Мы с вами живем в более-менее благополучных условиях, когда нет явных гонений. Нет такого века в истории христианства, когда Церковь жила без гонений. Это затишье временное, но и нельзя сказать, что гонений нет: идет война в информационной сфере. Все, что обычно говорят о Церкви с экранов телевизоров, всегда носит оттенок издевательства, насмешек, кощунства, хулы. Так что у обывателей формируется определенное стереотипное мышление. У светского человека вопрос всегда один: «А вот у священников мерседесы?» Как будто, шарманка заведена, в голове одно и то же. В общественно-массовом сознании формируется уничижительное отношение к Церкви. Гонения никуда не делись, просто перешли в иную сферу. Но, тем не менее, живем, не голодаем, все одеты, в тепле, в достатке, часто в сверхдостатке. Столько хлеба, сколько выбрасывается сейчас, никогда не было. Столько продуктов, которые человек не успевает съесть, столько одежды и обуви, которые не успевает сносить, товары народного потребления просто выбрасываются, когда выходят из моды. Человек живет в благополучии, и это возможно только лишь потому, что когда-то кто-то за нас умер, пролил кровь, стал жертвой.

Мы живем и имеем возможность ходить в Церковь, учить вере своих детей исключительно благодаря подвигу новомучеников. Ради их крови Господь призирает милостиво и долготерпит о нашей расслабленной жизни в надежде, что она когда-то изменится, и человек поймет, что главное — это не сытый желудок, а душа: напоена она Божией благодатию или мучается в голоде и умирает?

Изучайте труды новомучеников, читайте свидетельства очевидцев, протоколы, книги игумена Дамаскина (Орлова), которые собрал свидетельства о жизни этих удивительных людей, наших недалеких предков. Помогай нам всем Господь.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать