20 июня. Сщмч. Лев Ершов

20 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

 

Церковный календарь. 20 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Феодота, Александра, Алексия, Вениамина, Виктора, Павла, Владимира, Игнатия, Льва, Михаила, Николая, Григория, Афанасия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Льва Ершова.

 

Отец Лев родился 12 февраля 1867 года в городе Красноуфимске Пермской губернии в семье купца-старообрядца. В 1881 году он окончил двухклассное городское училище и сам начал заниматься торговым делом.

Кроме того, Лев Евфимиевич обладал большими познаниями в вероучении раскольников, пользовался среди них уважением и был начетчиком в федосеевской секте. Однако серьезные духовные искания, стремление найти истину постепенно привели его к убеждению в том, что именно Русская Православная Церковь сохраняет в чистоте апостольское учение.

В возрасте 27 лет, в праздник Сретения Господня, он «по личном искреннем убеждении в истинности, святости и Православии Греко-Российской Православной Церкви и собственному желанию» был присоединен к Православной Церкви через святое Таинство Миропомазания.

В 1896 году Лев Евфимиевич был рукоположен во иерея и получил назначение на служение в Свято-Троицкий собор города Красноуфимска. Незадолго до этого он женился на девице Надежде Михайловне; и в 1897–1902 годах у них родилось трое детей: сын Сергей и дочери Лидия и Елена.

В 1901 году отец Лев за заслуги по духовному ведомству был награжден набедренником.

Вместе с исполнением своих пастырских обязанностей батюшка начал трудиться и на миссионерском поприще: сначала он стал противораскольническим миссионером по Красноуфимскому и Кунгурскому уездам, а в 1904 году был назначен на должность епархиального миссионера.

В 1914 году «во внимание к выдающейся миссионерской деятельности» его избрали почетным членом братства святителя Стефана и святых его преемников: Герасима, Питирима и Ионы.

Будучи прекрасно знаком с понятиями старообрядцев и сознательно присоединившись к православию, батюшка занимался миссионерской деятельностью столь успешно, что был награжден за это бархатной фиолетовой скуфьей. Кроме того, советом Пермского епархиального братства святителя Стефана отцу Льву на общем собрании была объявлена «глубокая благодарность за выдающуюся деятельность на миссионерском поприще».

В 1914 году во внимание к выдающейся миссионерской деятельности его избрали почетным членом братства святителя Стефана и святых его преемников: Герасима, Питирима и Ионы.

Не менее активной и успешной была деятельность отца Льва как педагога. В течение более чем десяти лет он являлся заведующим церковно-приходской школой Красноуфимска. «За пожертвования на нужды Красноуфимской церковно-приходской школы» отцу Льву в 1905 году было преподано архипастырское благословение с выдачей грамоты. Некоторое время он преподавал Закон Божий в этой школе, в Красноуфимском Кирилло-Мефодиевском училище и в училищах двух соседних сел. В 1910-1914 годах батюшка преподавал Закон Божий также в двухклассном женском училище Красноуфимска.

Помимо своих неординарных способностей к миссионерской и преподавательской деятельности отец Лев отличался, вероятно, духовной рассудительностью, благодаря чему духовенство Пермской епархии неоднократно избирало его на должность духовника: так, в 1904 году он стал духовником 1-го благочиннического округа, а через несколько лет, в 1910 году, единогласно был избран на должность духовника благочиннического округа Красноуфимска.

Наступил 1917 год, переломный в русской истории. В то время отец Лев был 50-летним пастырем, известным своей духовнической и миссионерской деятельностью, успешным преподаванием и активной общественной работой. Он имел многие церковные награды и пользовался уважением духовенства и паствы Пермской епархии. Кто знает, сколько пользы Церкви Христовой принес бы еще этот священник, но всего через год его жизнь оборвалась: он принял мученическую смерть от рук большевиков в смутное время гражданской войны.

Летом 1918 года, помимо военных действий, которые шли во многих городах и поселках Урала, практически во всех его областях начались массовые крестьянские выступления против власти большевиков. Это было вызвано как настоящим грабежом крестьян со стороны продотрядов и запретами на свободную торговлю, так и насильственной мобилизацией в части Красной армии. Не остался в стороне от этих волнений и Красноуфимский уезд, где преобладало резко отрицательное отношение к большевикам.

В первых числах июля 1918 года в Красноуфимском, Кунгурском и Осинском уездах красными была объявлена мобилизация молодых людей, родившихся в 1894-1898 годах. Все крестьяне этих уездов, кроме некоторых деревень Шляпниковской волости Кунгурского уезда, отказались дать большевикам солдат, в ответ на что было издано распоряжение беспощадно расстреливать всех, кто не желает повиноваться. В Красноуфимском уезде началось массовое волнение. В селе Большие Ключи был создан военный штаб и началось формирование Народной армии; в селе Ачит, являвшемся политическим и экономическим центром крестьянской части уезда, также прошла мобилизация всех мужчин до сорока пяти лет в ряды Народной армии. Вслед за селом Ачит восстание в течение нескольких дней охватило и многие другие крестьянские и заводские волости, по существу – весь уезд. Восставшие двинулись к Красноуфимску, в шести верстах от которого произошло первое, успешное для них, сражение. Однако у них не хватало оружия; вскоре они вынуждены были отступить обратно к Ачиту, а затем оставили и его – началось отступление по направлению к Екатеринбургу.

Вслед за подавлением восстания прошла волна расправ. Не могли миновать аресты и священнослужителей, которые из-за своих проповедей и бесед с прихожанами обыкновенно обвинялись красными в контрреволюционной агитации. Отец Лев безбоязненно высказывался в то время против массовых арестов и расстрелов, производившихся большевиками. Именно за это он  был арестован.

В один из воскресных дней во время богослужения в церковь ворвались красноармейцы и открыли беспорядочную стрельбу. Они прошли в алтарь, расталкивая молящихся. Отец Лев обещал солдатам пойти с ними, но просил позволить ему окончить службу. Батюшка мужественно завершил последнюю в своей жизни литургию и, после того как прихожане приложились ко святому кресту, пошел к выходу. Один из красноармейцев начал срывать с отца Льва наперсный крест, другой стал дергать за бороду, бить... Батюшку буквально выволокли из храма.

На паперти отец Лев увидел священника из Верх-Суксунского села отца Александра Малиновского, окруженного красноармейцами. Батюшки хотели обняться, но это разозлило красноармейцев, и они стали бить священников прикладами винтовок по голове.

Отец Лев и отец Александр были заключены в красноуфимскую тюрьму. Сохранились воспоминания одного из узников, находившихся в то время в одной тюремной камере вместе с отцом Львом и отцом Александром. «...Я был отвезен в местную тюрьму, – рассказывал он. – Дни потянулись обычным тюремным порядком: скучно, медленно и монотонно. <...> Благодаря любезности тюремной администрации, мы пользовались всеми возможными льготами. Позднее за все это начальнику тюрьмы пришлось расплачиваться: за несколько дней до моего выхода из тюрьмы он был смещен с должности и посажен вместе с нами.

В других «контрреволюционных» камерах сидели бунтовщики-крестьяне, каждую почти ночь терявшие по несколько своих собратьев. К 1 сентября эти камеры опустели.

В ночь на 2 сентября, кроме эсера Вершинина и Новгородцева, были расстреляны еще следующие лица, сидевшие в нашей камере: офицеры – Скорняков, Васев и Никифоров, и два священника – Малиновский и Ершов.

Отец Ершов честно умер на своем посту, подняв свой голос против массовых арестов и расстрелов.

Утром 2 сентября мы уже знали подробности казни.

Оказалось, что, выведя приговоренных из камеры, их сковали друг с другом по два и по три человека и расстреляли за городом в так называемом Холодном логу».

24 сентября, после вступления в Красноуфимск частей Белой армии, оба убиенных иерея, отец Лев Ершов и отец Александр Малиновский, были с честью отпеты в Свято-Троицком соборе и погребены в одном широком гробу у его апсиды.

В 2002 году мощи священномучеников Льва Ершова, Александра Малиновского и священномученика Алексия были обретены за алтарем Троицкой церкви и ныне покоятся в этом храме, прославляя Бога чудесами исцелений и помощи тем, кто обращается к этим удивительным святым.

 

Вчера, 19 июня, прошел один из международных праздников, оказавшийся мало замеченным среди общественности, хотя этому дню необходимо со временем придать б`ольшее значение. Вчера был Международный день отца. Этот праздник отмечается в 28 странах, инициатором его создания в 1910 году  называют американку миссис Дотт из города Спокан штата Вашингтон. Она хотела выразить признательность своему отцу и в его лице всем заботливым отцам Америки, участвующим в воспитании детей. Мать Дотт умерла, родив шестого ребенка, но отец успешно воспитал новорожденного и еще пятерых детей. Добродетельный Уильям был ветераном гражданской войны и проживал с  детьми на ферме. Национальным праздником этот день стал в США в 1966 году. По традиции во время ежегодных торжеств государство и простые граждане спешат оказать поддержку отцам с низким доходом, которые одни воспитывают детей.

В России День отца стал отмечаться сравнительно недавно и еще не вошел в такую силу, как например День матери. Хотя в 7-ми субъектах России этот праздник утвержден законодательно. Одна прихожанка рассказывает: «Мы с ребенком гуляли в парке, папе кто-то позвонил и он немного отстал, чтобы поговорить, а мы потеряли его из виду. Искали, искали, и малыш грустно прокомментировал: “Такой папа хороший был, добрый!” В этих словах было столько любви, накопленной за три с половиной года».

Три года детское сердце питалось отцовской любовью - и это великая милость. К сожалению, не так много детей способны почерпнуть Божию любовь через отношение к ним отцов. По той причине, что отцов не так много, ведь нести на себе воспитание детей - это великий труд и крест. Обычно все ограничивается функцией экономического сопровождения, но этого недостаточно, для того чтобы ребенок вырос целостным.

В книге «Под кровом Всевышнего» Наталья Соколова пишет, что для нее значил в жизни отец. Она говорит: «От папы всегда веяло лаской, тишиной и покоем. Если ему случалось раздражаться - а детская резвость кого не выведет из терпения - то папа спешил уйти в свой кабинет. Он выходил, только успокоившись, помолившись,  тогда начинал внимательно разбирать наши детские ссоры и жалобы. Папа подолгу беседовал с нами, троими детьми, но вообще предпочитал разговаривать с собеседником один на один. Отец никогда не уклонялся от нашего воспитания, никогда не отговаривался занятиями, работой и уделял детям много времени, борясь за наши души, как и за свою собственную.

«Нельзя прогонять от себя ребенка, если он просит ласки», - говорил отец. Помню, как я брала отца за густые бакенбарды и поворачивала молча к себе его лицо, не давая папе смотреть на собеседника. Окружающие нас смеялись и говорили: «Ревнует». И что это за слово они выдумали, думала я, ведь это мой папа. Я была готова просидеть на коленях отца целый вечер. До чего же мне было с ним хорошо! Через ласку отца я познала Божественную любовь...»

Это ключевое действие в воспитании, потому что отношение отца к ребенку впоследствии будет спровоцировано ребенком на его отношения с Богом.

«...Божественную любовь, бесконечную, нежную, терпеливую, заботливую. Мои чувства к отцу с годами перешли в чувства к Богу - чувство полного доверия, чувство счастья быть вместе с любимым, чувство надежды, что все уладится, все будет хорошо, чувство покоя и умиротворения души, находящейся в сильных и могучих руках любимого».

Очень хочется пожелать всем отцам никогда не оставлять эту ответственность за своих детей и перед Богом, и перед людьми, и перед самими детьми, да и перед собой. Потому что ответ на Божием суде будет во многом зависеть и от того, как человек выполнил послушание отца.

В качестве подарка всем отцам  хочется вновь порекомендовать посмотреть фильм «Отважные», вникнуть, вдуматься и попытаться начать менять свое отношение к этому великому служению - быть отцом. Помогай нам всем Господь.

 

Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать