2 мая. Блаженная Матрона Московская

2 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 2 мая 2015 года

Сегодня свои именины совершают христиане, нареченные в честь святых Матроны, Иоанна, Виктора, Георгия, Трифона.

Мир и Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом.

 

Сегодня святая Церковь прославляет и вспоминает одну из наиболее почитаемых современных святых, к которой чаще всего обращаются люди. Казалось бы,  времени прошло немного и нет накопленного молитвенного опыта общения со святой. Прошло лишь несколько десятилетий, отделяющих нас от жизни подвижницы, но не зарастает народная тропа к месту погребения святой блаженной Матроны Московской. Сегодня день ее памяти.

В миру Матрона Дмитриевна Никонова, родилась в Тульской губернии в богобоязненной, благочестивой крестьянской семье. Будучи слепой с рождения, она с младенческих лет получила от Бога дарование духовного зрения: проникновения в тайны Промысла Божиего. Благодать, почившая на ней, проявилась в дарах молитвы, духовного рассуждения, видения и прозорливости. К отроковице Матроне стали обращаться за советом сначала ее односельчане, затем приезжие из других краев.

В 1925 году Матрона уехала в Москву, ставшую местом ее подвижнического служения и праведной кончины. Преследуемая безбожниками, Матрона была вынуждена постоянно менять место своего жительства, находя приют в домах верующих. Нескончаемым потоком шли к Матроне люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи. По ее молитвам совершались исцеления немощных,  расслабленных, страждущих от болезней душевных и телесных. Ее пророчества и предсказания многим людям помогли избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах.

До наших дней сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях. После праведной кончины, последовавшей в 1952 году, к могиле праведной Матроны на Даниловском кладбище приходило множество людей, которые молились, призывали ее в помощь и получали утешение, исцеление и поддержку на своем жизненном пути. Почитание почившей росло, совершались многочисленные чудеса и исцеления.

8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище города Москвы были обретены честные останки блаженной Матроны. После заупокойной литии, совершенной в храме в честь Сошествия Святого Духа, гроб с честными останками старицы Матроны был доставлен в Данилов монастырь и помещен в  надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника. 30 апреля 1998 было совершено перенесение честных останков в храм святых отцов Семи Вселенских соборов, а 1 мая в Свято-Покровский женский монастырь.

С этого момента началось паломничество в обитель тысяч верующих людей, чтущих святую память старицы Матронушки, как ласково называли ее в народе. Сюда приходили и приходят сотни писем с просьбами помолиться блаженной, некоторые из них адресованы ей самой. Сестрами обители была заведена особая книга, куда тщательно заносились случаи чудесного заступления, оказанного верующим по молитвам блаженной Матроны, его свидетельницами не раз становились насельницы Покровского монастыря, твердо верившими, что именно блаженная Матронушка помогает им в восстановлении обители.

Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия Матроны Дмитриевны Никоновой, не нашла препятствий к прославлению ее в лике местночтимых святых. Прославление было торжественно совершено 2 мая 1999 года в годовщину ее кончины.


Нескончаемой чередой идут верующие в Покровскую обитель поклониться блаженной Матроне Московской, веря в силу ее благодатного заступничества и помня ее слова: «Все-все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях. Я буду вас слышать и видеть и помогать вам».  Непрестанно возносится у святых мощей дивной старицы молитва: «Святая праведная старица Матрона, моли Бога о нас!»

Недавно мы с сестрами ездили в один из дружественных приходов, где участвовали в Божественной литургии и после нее общались с тамошним сестричеством. Всегда удобнее говорить о том, чем живешь и что переживаешь в эту минуту.

Недавно мы с сестрами вновь размышляли над словами одной из бесед митрополита Антония (Сурожского). Хочется поделиться с вами теми духовными упражнениями, которые предлагает владыка Антоний и которых так не хватаем нам с вами. В нашей жизни вообще не хватает внимательности: внимательности к себе, внимательности в отношении к Богу, во время молитвы. Одна из главных духовных характеристик, которую  необходимо воспитывать, - это внимание. Без него невозможно научиться молитве. Митрополит Антоний пишет:

«Мне предстояло прочитать лекцию о созерцательной жизни, и Провидение послало мне стишок, который вам, вероятно, хорошо знаком, но вряд ли применялся для духовного научения. Он начинается так:

В лесу жила-была премудрая сова.

Преостро видя всё, скупилась на слова;

Скупясь же на слова, всё слышала и знала.

Ах, если бы она для нас примером стала!

 

Я думаю, это почти исчерпывающее учение о созерцательной жизни для начинающих и для тех, кто живет приходской жизнью, для людей в миру. Стишок говорит нам, что первое условие, чтобы слышать — научиться некоторой степени молчания, первое условие, чтобы видеть — научиться смотреть. Это кажется очевидным. Но это не очевидно из того, как мы относимся к этой теме. Вы прекрасно знаете, как мы слушаем друг друга. Пока человек говорит, мы в мыслях комментируем его слова, и в конце его речи у нас готово возражение ему».

— Очень часто даже после первых слов у нас уже готов диагноз: мы поняли, что он хочет сказать, и, перебивая его, мы говорим, что надо сделать, что правильно, а что нет. —

«Мы не прислушивались к тому, что он говорил, мы вслушивались в то, что можем ему возразить. То же самое верно в отношении зрения. Очень редко мы смотрим в лицо человеку так, чтобы запомнить и увидеть его. Есть хороший пример этому в Писании, и множество примеров в жизни. Например, в рассказе про Авраама, как он проходил на своем пути через небольшое царство, и царь сказал ему: «Авраам! Как прекрасна твоя жена!» И затем текст прямо говорит: «Тогда Авраам поглядел на жену свою и увидел, что она прекрасна». Они были женаты к тому времени, вероятно, более ста двадцати лет. Конечно, было время, когда Авраам только и делал, что смотрел в ее глаза и видел ее лицо, но затем они поженились, и вместо того чтобы смотреть друг другу в лицо, они стояли рядом, вместе глядя в будущее, в даль.

Не так ли мы поступаем все время? Часто ли мы помним лицо человека, которого каждый день встречаем на работе, на улице, на лестничной площадке? Мы узнаем человека по нескольким формальным характерным чертам, вот и все».

— Какое-то пятно: набор оттенков, полосатая кофточка, такой-то силуэт, цвет волос - и это все, это для нас человек. —

«Я помню одного священника; проповедуя в его присутствии, я сделал подобное замечание. Он сказал: «Как я могу помнить людей, приходящих ко мне? Я слишком многих вижу!» Нет, он не видел никого из приходивших к нему! Потом он спросил: «Можете ли сказать, каким образом этому научиться?» Я ответил: «Закройте глаза и скажите, какого цвета глаза у вашей жены».

— Хорошее упражнение: ответьте, какого цвета глаза у мужа, жены, детей, бабушки, дедушки. —

«Он не смог дать ответ! — они слишком долго были женаты… И это чрезвычайно серьезно. Оно, конечно, звучит забавно, но это значит, что мы не видим людей и не слышим, что они говорят. Что касается слышания, тут дело обстоит некоторым образом еще хуже, потому что глазами мы способны по крайней мере узнать человека, опознать его, но так как мы трусливы, слушаем мы неохотно. Мы слушаем только слова, стараясь не брать на себя риск понять смысл, стоящий за словами; закрываем сердце, чтобы не брать на себя ответственность, чтобы не связываться с мыслью, с жизнью другого человека.

Не случалось ли вам, навещая больного, спросить его: «Ну, как ты сегодня?» — «Спасибо, все хорошо». И вы знаете, что вы не станете оспаривать это утверждение. Вы видите тоску в его глазах, слышите неуверенность в голосе, видите осунувшееся лицо, но вы ничего не говорите, потому что знаете, что если вникнуть, то вы окажетесь вовлеченными в ситуацию, а вы боитесь оказаться вовлеченными. И это относится ко всем нам. Это одновременно человечно и бесчеловечно. Так что когда мы слушаем, недостаточно спрятаться за произнесенными словами: «Спасибо, хорошо». — «Тебе что-нибудь нужно?» — «Нет, спасибо». — «Ну  ладно». Мы должны смотреть в глаза, слышать голос, пытаться воспринять мысль, которую выдает и выражение лица, и тон голоса, идти дальше и дальше, рисковать до конца.

Это уже созерцательный подход. Так мы освобождаемся от самосозерцания. Мы разрушаем стены Иерихона и смотрим с тем, чтобы увидеть, слушаем с тем, чтобы услышать. И это созерцательный подход. Этому каждый может научиться, не сходя с места. У вас будет возможность проделывать такого рода упражнения в созерцании каждый раз, когда кто-либо встретится вам, каждый раз, когда кто-либо позвонит вам в дверь, каждый раз, когда на улице вам встречаются люди, ничем с вами не связанные, каждый раз, как вы пойдете в магазин. И это будет началом таких глубин проникновения, какие вам даст Бог в ответ на вашу открытость. В идеале мы должны научиться быть настолько свободными от себя, настолько постоянно чуткими, чтобы воспринимать и принимать все впечатления, полученные от ближнего и от Бога.

Образцом такого рода созерцательного подхода может служить наблюдение за птицами. Если вы хотите наблюдать дикую природу, вы должны встать рано и быть на месте до пробуждения природы. Вы должны устроиться в поле или в лесу очень тихо, спокойно, растворившись в тени, так, чтобы стать совершенно незаметным, а затем вы должны одновременно быть полностью настороженным, внимательным и живым, чтобы ничто не могло отвлечь ваше внимание, вашу восприимчивость, и одновременно быть до конца непредубежденным, полностью способным воспринять все без исключения, что встретится на вашем пути, чтобы не упустить то, что случится, из-за того, что ждете чего-то, что так и не появится».

Очень важное замечание, потому что очень часто, даже общаясь с нашими детьми, мы их не слышим, мы ждем от них то, что хочется нам. Когда человек говорит, мы не вдумываемся в то, что говорим он, а нам важно то, что слышим мы и что мы хотели бы дать ему как совет, рекомендацию, указание.

Этот очень важный подход - вслушиваться, вглядываться в человека - может принести богатые плоды взаимопонимания. Блаженная Матрона и слышала, и видела людей, даже будучи слепой, и непредвзятое отношение к ним давало ей возможность подсказывать пути Божии в жизни человека. Помогай нам всем Господь.

 

Священник Евгений Попиченко

 

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать