2 июня. Св. блгв. князь Довмонт Псковский

2 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 2 июня 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Тимофея, Алексия, Александра.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Когда были в паломничестве на Псковской земле в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Пскова, то имели благодатную возможность поклониться мощам благоверного князя Довмонта (в крещении Тимофея) Псковского. Над мощами находится его меч – особая святыня, которая сохранилась с его времен. Сегодня память этого святого, и я с удовольствием представляю Вам его житие.

 

Святой благоверный князь Довмонт Псковский, князь Нальшинайский, был родом из Литвы, и сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300-ми литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда вместе со своей свитой он принял святое крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

 

Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского, он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

 

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

 

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, впоследствии была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, рядом с Кремлем благоверный князь возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили церкви по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта ими. Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.

 

Свою последнюю победу доблестный князь одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с семнадцатью иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского. Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

 

Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»

 

Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.

 

Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и с той же священной непреклонностью встали они, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, на защиту наших восточных рубежей.

 

В 1640 г. великое народное движение на Восток - «встречь солнца» - завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери и героической «албазинской обороной».

 

Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».

 

Несколько раз в 1684 - 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.

 

«Повесть о чудесах святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают русские воины-защитники - святые Всеволод и Довмонт.

 

 

С 31 мая по 1 июня в городе Екатеринбурге прошла очередная акция под названием «Спасибо за жизнь». Есть на свете такие люди, для которых мы всегда останемся детьми. Никогда не поздно благодарить и говорить (не только в День защиты детей) родителям «спасибо за жизнь».  Именно с таким девизом Центр зашиты материнства «Колыбель» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии третий год подряд организует в Екатеринбурге замечательный праздник – День благодарности. В прошлом году акция объединила более полутора тысяч горожан, которые захотели поблагодарить своих родителей за все их труды, заботу, любовь: кто-то подписывал открытки, кто-то записывал видео обращения к своим родителям. Вот некоторые из них:

 

«Мама, я тебя очень люблю. Ты – лучшее, что есть в моей жизни. Спасибо тебе за все. Даже, если я очень вредничаю, знай, что я все равно тебя очень люблю».

 

«Дорогие мои папа и мама, бабушка! Хочу вам сказать огромное спасибо за то, что вы дали мне эту жизнь и я живу на этом свете».

 

«Спасибо вам, дорогие мои родители за жизнь, которую вы не раз уже мне подарили. Благодаря вам я продолжаю жить, стремиться к чему-то, чего-то достигать. А без вашей поддержки ничего бы не получилось».

 

«Дорогие папа и мама! Спасибо за то, что дали мне жизнь. Мне она нравится. Я вас люблю».

 

Так важно порой сказать всего лишь несколько слов своим родителям – добрых и ласковых. Несложно взять телефон и позвонить, поблагодарить за ту жизнь, которую мы живем. Для родителей очень важно, чтобы дети были внимательны.

 

Несколько заметок сестер, которыми хочется поделиться с вами, дорогие телезрители.

 

О пользе чтения житий святых:

 

«Недавно приобрели житие Иоанна Русского в изложении для детей. Удивительное дело - я словно впервые читала это житие. Вроде бы взрослый человек, уже неоднократно знакомилась с судьбами Иоанна Русского или Александра Невского, но читая эти истории ребенку, начала сопереживать. Задумалась: отчего так? И поняла: читаю с выражением и с желанием донести до сына, что это не сказки, но быль. Сын тоже слушает увлеченно и даже пытается защитить Иоанна от хозяина-мусульманина, хватает меч и вместе с Дмитрием Донским рубит врагов: тычет игрушечным мечом в книжку, помогает. Удивительно!»

 

Еще одна история от сестры, но уже не про детишек, а про бабушку с дедушкой:

 

«Бабушка рассказывала о том, как ухаживала за своим мужем. Они прожили вместе 60 лет, в течение двух лет ему требовалось особе внимание и забота, в связи со старческими изменениями в сознании. Это и бессонные ночи, и кормление с ложечки, и перестилание, и поднимание с пола. Говорит, что и еще ухаживала, только бы жил. Удивляюсь ее стойкости и терпению. И работает она  совсем не так, как я, молодая, а ведь ей уже за 80 и с младенчества болела сильно. Все же совсем другая закалка у людей прошлых лет, они были способны на подвиги, не то что мы. При этом многие из них Бога не знают. Такой парадокс: есть возможности – физические силы, храм в поселке – а не идут. Все время что-то важнее, да и просто не привыкли. А менять ничего не хочется: нет понимания, что это надо. А ведь времени здесь осталось совсем немного, скоро придет пора перехода в вечность».

 

С одной стороны, великое поколение, сильные люди - «из них бы гвозди делать», как говорил в свое время В.В. Маяковский. А с другой, эта твердость распространяется и на сердце: твердое сердце, жестоковыйное, непокорное. Господь говорит: «На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих». Чем дольше человек живет вне Бога, тем жестче становится его сердце. Так же, как и в нашем организме: пока ребенок мал, он очень пластичный и гибкий, но с каждым годом мышцы, кости и суставы деревенеют, а потом и вовсе теряют способность к эластичности и подвижности. Так же  и составы души.

 

Очень хочется обратить внимание, что все нужно успевать вовремя: вовремя обрабатывать почву, вовремя сеять хлеб, вовремя его собирать и вовремя готовить. Тогда человек не будет алчущим и жаждущим и насытится.  Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка:  Нина Кирсанова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать