Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 2 июня 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Тимофея, Алексия, Александра.
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Когда были в паломничестве на Псковской земле в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Пскова, то имели благодатную возможность поклониться мощам благоверного князя Довмонта (в крещении Тимофея) Псковского. Над мощами находится его меч – особая святыня, которая сохранилась с его времен. Сегодня память этого святого, и я с удовольствием представляю Вам его житие.
Святой благоверный князь Довмонт Псковский, князь Нальшинайский, был родом из Литвы, и сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300-ми литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда вместе со своей свитой он принял святое крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского, он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.
В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.
Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, впоследствии была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, рядом с Кремлем благоверный князь возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили церкви по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта ими. Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.
Свою последнюю победу доблестный князь одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с семнадцатью иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского. Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.
Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»
Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.
Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и с той же священной непреклонностью встали они, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, на защиту наших восточных рубежей.
В 1640 г. великое народное движение на Восток - «встречь солнца» - завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери и героической «албазинской обороной».
Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».
Несколько раз в 1684 - 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.
«Повесть о чудесах святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают русские воины-защитники - святые Всеволод и Довмонт.
С 31 мая по 1 июня в городе Екатеринбурге прошла очередная акция под названием «Спасибо за жизнь». Есть на свете такие люди, для которых мы всегда останемся детьми. Никогда не поздно благодарить и говорить (не только в День защиты детей) родителям «спасибо за жизнь». Именно с таким девизом Центр зашиты материнства «Колыбель» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии третий год подряд организует в Екатеринбурге замечательный праздник – День благодарности. В прошлом году акция объединила более полутора тысяч горожан, которые захотели поблагодарить своих родителей за все их труды, заботу, любовь: кто-то подписывал открытки, кто-то записывал видео обращения к своим родителям. Вот некоторые из них:
«Мама, я тебя очень люблю. Ты – лучшее, что есть в моей жизни. Спасибо тебе за все. Даже, если я очень вредничаю, знай, что я все равно тебя очень люблю».
«Дорогие мои папа и мама, бабушка! Хочу вам сказать огромное спасибо за то, что вы дали мне эту жизнь и я живу на этом свете».
«Спасибо вам, дорогие мои родители за жизнь, которую вы не раз уже мне подарили. Благодаря вам я продолжаю жить, стремиться к чему-то, чего-то достигать. А без вашей поддержки ничего бы не получилось».
«Дорогие папа и мама! Спасибо за то, что дали мне жизнь. Мне она нравится. Я вас люблю».
Так важно порой сказать всего лишь несколько слов своим родителям – добрых и ласковых. Несложно взять телефон и позвонить, поблагодарить за ту жизнь, которую мы живем. Для родителей очень важно, чтобы дети были внимательны.
Несколько заметок сестер, которыми хочется поделиться с вами, дорогие телезрители.
О пользе чтения житий святых:
«Недавно приобрели житие Иоанна Русского в изложении для детей. Удивительное дело - я словно впервые читала это житие. Вроде бы взрослый человек, уже неоднократно знакомилась с судьбами Иоанна Русского или Александра Невского, но читая эти истории ребенку, начала сопереживать. Задумалась: отчего так? И поняла: читаю с выражением и с желанием донести до сына, что это не сказки, но быль. Сын тоже слушает увлеченно и даже пытается защитить Иоанна от хозяина-мусульманина, хватает меч и вместе с Дмитрием Донским рубит врагов: тычет игрушечным мечом в книжку, помогает. Удивительно!»
Еще одна история от сестры, но уже не про детишек, а про бабушку с дедушкой:
«Бабушка рассказывала о том, как ухаживала за своим мужем. Они прожили вместе 60 лет, в течение двух лет ему требовалось особе внимание и забота, в связи со старческими изменениями в сознании. Это и бессонные ночи, и кормление с ложечки, и перестилание, и поднимание с пола. Говорит, что и еще ухаживала, только бы жил. Удивляюсь ее стойкости и терпению. И работает она совсем не так, как я, молодая, а ведь ей уже за 80 и с младенчества болела сильно. Все же совсем другая закалка у людей прошлых лет, они были способны на подвиги, не то что мы. При этом многие из них Бога не знают. Такой парадокс: есть возможности – физические силы, храм в поселке – а не идут. Все время что-то важнее, да и просто не привыкли. А менять ничего не хочется: нет понимания, что это надо. А ведь времени здесь осталось совсем немного, скоро придет пора перехода в вечность».
С одной стороны, великое поколение, сильные люди - «из них бы гвозди делать», как говорил в свое время В.В. Маяковский. А с другой, эта твердость распространяется и на сердце: твердое сердце, жестоковыйное, непокорное. Господь говорит: «На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих». Чем дольше человек живет вне Бога, тем жестче становится его сердце. Так же, как и в нашем организме: пока ребенок мал, он очень пластичный и гибкий, но с каждым годом мышцы, кости и суставы деревенеют, а потом и вовсе теряют способность к эластичности и подвижности. Так же и составы души.
Очень хочется обратить внимание, что все нужно успевать вовремя: вовремя обрабатывать почву, вовремя сеять хлеб, вовремя его собирать и вовремя готовить. Тогда человек не будет алчущим и жаждущим и насытится. Помогай нам всем Господь!
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!