19 марта. Обретение Честного Креста и гвоздей св. равноап. царицею Еленою во Иерусалиме

19 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 19  марта 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых  Константина, Феодора, Аркадия.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает воспоминание обретение Честного Креста и гвоздей святой царицей Еленой в Иерусалиме.

Римские императоры пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище богине Венере и Юпитеру. На этом месте собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни  Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан.

Святой равноапостольной Константин Великий после победы в 312 году над Максентием, правителем западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем восточной ее части, стал в 323 году единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская вера, и гонения на христиан в западной половине империи прекратились. Правитель Ликинии, хотя и подписал Миланский эдикт в угоду Константину, продолжал гонения. Только после его окончательного поражения  и на восточную часть распространился указ 313 года о веротерпимости.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший победу в трех войнах, видел на небе Божие знамение — крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за поручение. Языческие капища и идолов царица повелела уничтожить.

Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время поиски ее были безуспешны. Ей указали на старого иудея Иуду, который сообщил, что Крест находится под капищем Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень, а неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Господь, патриарх поочередно возложил кресты на покойника. Когда на мертвеца был возложен Крест Господень, он ожил - стало понятно, что найден Животворящий Крест.

Христиане приходили поклониться Кресту и попросили возвигнуть его, чтобы благоговейно поклониться хотя бы издалека. Тогда патриарх начал высоко поднимать Крест, а христиане взывали «Господи помилуй!» и благоговейно поклонялись Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году и зафиксировано в церковном богослужебном круге и церковной памяти как праздник Воздвижения Креста Господня.

«Аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет Крест свой и по Мне грядет», - говорит Господь. Когда человек слышит слово «крест», если это не христианин, то обычно с этим словом он ассоциируются скорби, болезни, лишения и страдания. Действительно, так бывает. Крест — это внешние обстоятельства жизни, которые бывают неблагоприятны. Как говорит пророк Давид: «Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь». Большая часть жизни проходит в трудах, болезнях и немощах. Это и внутренние скорби, и крест, который связан с нашими страстями. Никто так не мучает человека, как он мучает сам себя, распаляя, разжигая и раскармливая собственные страсти, увлекаясь лукавыми миражами, думая, что достижение тех или иных телесных и душевных удовольствий принесет ему счастье. Он тратит огромные силы, внешние и внутренние ресурсы, для того чтобы добиться успеха в обществе, «любви». Обычно под любовью понимается увлечение страстями, когда кровь кипит, мысли путаются, пылкое чувство наполняет душу. Человек ищет постоянно возможности бередить свои страсти, но удовлетворения найти не может. Когда страсть получает удовлетворение, точнее бес, который разжигает эту страсть, на какое-то время она успокаивается, а потом возникает с новой силой. Человек мучается, как наркоман, и все ему не так. Человек мучается от бесовских нападок, которые пользуются нашей страстностью, его душа, как кукла в руках кукловода -  за одну ниточку дернул, за другую. «Кукловоды» управляют и получают с человека его энергетически-греховную дань. Из всех этих скорбей и обстояний складывается то мучение, которое человек обычно называет тяжелым жизненным крестом.

Господь же говорит: «Возьми крест свой и следуй за Мною». Когда наш крест становится Крестом Христовым? Когда «сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», когда наше настроение и внутренняя решимость приближаются к тому, что в свое время явил святой праведный Иов Многострадальный, и на него нашла волна внешних и внутренних испытаний, мучений. Он воскликнул: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»

Несмотря на все сложные жизненные обстоятельства, всегда нужно понимать, как смотреть на них. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их … у вас же и волосы на голове все сочтены». Человек утром встал, умылся, расчесался, с расчески волосы снял, и сколько их в руке, он даже представить не может. А Господь знает, сколько. Господь так возлюбил мир и каждого из нас, что отдал Сына Своего на распятие, чтобы никто не погиб. Господь любит, но эта любовь не такая, как у нас, иногда извращенная. Человек думает, что любить — это исполнять любые прихоти. Господь любит, но кого любит — наказывает. Человек, как правило, «русского языка» не понимает. Ведь есть заповеди Божии, где сказано: «не прелюбодействуй», «не убей», «не укради» и так далее - написано черным по белому, но человек этого не понимает и свою жизнь превращает в ад.

Недавно прочитал несколько размышлений популярных людей (писателей, поэтов, певцов, политиков) о том, к чему привела совершенная ими страшная ошибка, когда в юности они встали перед выбором убить своего ребенка или оставить. Очень горькие слова я прочитал, хотя прошло уже 20-30 лет. Эта боль никуда не девается, боль от нарушения воли Божией, от  того, что человек поступил очень страшно, совершил ошибку, подталкиваемый родными, близкими, обстоятельствами, оправдывая себя - на всю жизнь осталась страшная душевная рана. А ведь написано «не убей». Для того чтобы пробудить человека, Бог посылает испытания: скорби, трудности, болезни. Но это происходит по любви к нам, а не в качестве наказания: для того чтобы человека обратить к Богу, чтобы в нем родились покаяние и сокрушение. Внутренняя скорбь от осознания своих ошибок порождает сокрушение сердца, плач, искреннее покаяние. Такая душа стремится к Богу и обретает Его. Жизнь преображается. Господь исцеляет поврежденные и замученные грехом души. Волос с головы человека не падает без воли Небесного Отца. Господь всегда ждет, как отец ждет блудного сына. Нам бы только это понимать, не приходить в отчаяние, а находить правильный выход из самых трудных и безвыходных ситуаций. Выход один — к Небу, к Богу. Помогай нам всем Господь.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать