19 июня. Прп. Рафаил (Шейченко) исп.

19 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 19 июня

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Илариона, Феклы, Сусанны.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, исповедника иеромонаха Рафаила.

 

В миру Родион Иванович Шейченко, происходил родом с Украины, по специальности был ветеренарным фельдшером. 25 августа 1917 года поступил в Оптину пустынь послушником.

Родион Иванович пришел в Оптину уже взрослым человеком, хотя как он писал своей духовной дочери: «От дней детства, под кровом родителя своего, я всей пылкостью чистой юной души любил и жаждал святого иноческого жития. Оно было мечтой детства и усладой юности. И вот я стал у преддверия желаний моих...» Окончательное решение принять монашество пришло после трагического случая в его семье. На его глазах убили кого-то из его близких, и он сам на салазках привез тело убитого домой. Видимо это послужило последним толчком к тому, чтобы порвать с миром.

В 1923 г. Оптину закрыли, монахов выселили. С великой скорбью покидали иноки обитель. Большинство, в том числе и о. Рафаил (он стал иеродиаконом еще до закрытия монастыря), поселились в городе Козельске и старались служить, где было только возможно. Это продолжалось до 1928 г. Братии делалось все меньше, одни уезжали, других арестовывали, а в 1928 г. были арестованы все оставшиеся монахи Оптиной, среди них был и о. Рафаил. В ссылках о. Рафаил провел 21 год: первое время он отбывал срок под Москвой, в Дмитровском районе (Дмитлаг), затем 10 лет был на тяжелых работах на Баренцевом море, потом трудился ветеринаром. Последний свой срок о. Рафаил отбывал на Соловках.

Сразу после ареста о. Рафаил попал в лагерь общего режима и стал работать в нем по своей старой специальности ветеринаром, при лагере было подсобное хозяйство. Поэтому он жил не в общем бараке, а в «отдельной комнатке» — стойле свинарника. Собрав богослужебные книги, он ежедневно совершал службы в «своей комнатке». Когда в 1931 г. туда же был прислан о. Борис Холчев, о. Рафаил выхлопотал разрешение поселить батюшку вместе с ним в свином стойле; вместе они встретили Пасху 1931 г. Когда открылось, что о. Рафаил тайно совершает службы, он получил дополнительный срок — 15 лет лагерей строгого режима, который отбывал на Соловках.

Из лагеря о. Рафаил вышел в середине 1940-х гг. инвалидом. Он поселился недалеко от Оптиной пустыни (освобожденный заключенный должен был назвать точное место, куда он поедет, и о. Рафаил назвал г. Козельск). Приехав в Козельск, он нашел там полную разруху. Действующего храма в городе не было. Физически о. Рафаил был очень слаб, но душа его горела любовью к Богу. Он поехал в г. Москву к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу), который посвятил его в иеромонахи (это произошло в день празднования иконы «Утоли моя печали» в московском храме Успения в Гончарах, что на Таганке) и благословил хлопотать об открытии храма.

Служение о. Рафаил проходил в г. Сухиничи, затем в Георгиевском храме г. Козельска. Восстановив козельский Благовещенский храм, он был назначен его настоятелем. О. Рафаил был человеком великой любви и жалости к людям. Приехав в Козельск, он стал заботиться о состарившихся и немощных сестрах Шамординского монастыря, многие из них тоже вернулись из ссылок. Душа его вмещала всех, кто нуждался в помощи. Все шли к нему, как к родному отцу, и всех он согревал своей любовью. Много было и не монашествующих, но просто исстрадавшихся от многообразных трудностей, и для каждого в его душе находилось тепло.

В конце 1940-х гг. в Козельске рукоположили в священники бывшего учителя, о. Сергия, который стал служить с о. Рафаилом. Всеобщая любовь, которой пользовался о. Рафаил, видимо, возбудила в сердце о. Сергия зависть, и он уговорил одну из прихожанок написать ложный донос на о. Рафаила в МГБ. Она написала, что о. Рафаил был связан с немцами, и его снова арестовали и отправили в лагерь (1949–1955) под г. Киров, где батюшка отсидел 5 лет и 8 месяцев. О. Рафаил, слабый и совершенно больной (ему уже было за 60 лет), сидел с уголовниками. Без него в Козельске был освящен Благовещенский храм, и о. Сергий стал там настоятелем. В письмах из лагеря о. Рафаил умолял своих духовных чад «простить Наташу» (которая прислала ему покаянное письмо о своем грехе доносительства), говорил о том, что без воли Божией «ни влас с головы не пропадет», что «нужно смиряться перед волей Божией, в какой бы тяжелой форме она ни выражалась». Выйдя из заключения, о. Рафаил стал служить в восстановленном им храме, в котором настоятельствовал о. Сергий, и поэтому о. Рафаил смиренно стал вторым священником в своем же храме. Несмотря на слабость здоровья, дверь о. Рафаила, как и до ссылки, никогда не закрывалась, и он принимал всех нуждающихся.

Иеромонах Рафаил был духовным сыном преп. Нектария, также был близок с архимандритом Борисом (Холчевым) и епископом Стефаном (Никитиным). В 1957 г. к о. Рафаилу приезжал Иван Митрофанович Беляев (бывший послушник Оптинского скита, родной брат преподобного Никона), который на старости лет вновь обрел веру. После беседы с о. Рафаилом Иван Митрофанович даже хотел остаться у него в Козельске, но о. Рафаил благословил его вернуться в Москву и нести свой семейный крест до конца.

На Троицкую родительскую субботу 1957 г., вернувшись с кладбища после многочисленных панихид, отец Рафаил заболел воспалением легких, после чего и скончался через 10 дней. Похоронен он был на городском кладбище г. Козельска; на могиле его не было надписи, потому что в ней похоронили еще двух священников. Летом 2005 г. останки иеромонаха Рафаила были перенесены в Оптину пустынь и захоронены на братском кладбище монастыря.

 

Мы вновь находимся в периоде поста, и это всегда радостно, потому что пост  - это время свободы, время приведения себя в порядок, дополнительный ресурс для человека, желающего, чтобы в его душе пребывала благодать Божия. Хотя устав поста дозволяет воздержание, чуть более легкое, чем Великий или Успенский пост, тем не менее, это удивительная возможность и настроить молитвенное правило, и организовать духовное чтение, и привести в порядок внимательное отношение к себе и жизни. Потому что пост - это оружие, которым каждый должен научиться пользоваться правильно. К сожалению, наша современная жизнь предполагает очень мало возможностей для подвига, а душа без подвига не растет. Когда все комфортно, запланировано и благополучно с материальной точки зрения, а человек заинтересован только в устройстве своего быта, все это, как правило, бывает в ущерб душе.

Время поста - искусственное помещение себя в определенные рамки, потому что они необходимы человеку. Страсти начинают умаляться и иссыхать, если начинать их ограничивать хотя бы в малом. Мы уже неоднократно говорили, что цель поста не просто воздержание от определенных продуктов, ведь мы не йоги, которые определенными физическими упражнениями могут достигать каких-то сверхъестественных состояний. Но любое преодоление естества незаконным, или бездуховным, способом приводит человека к еще худшему состоянию самодовольства, гордости, превозношения. Понаблюдайте, как часто во время поста мы начинаем замечать за ближними, что один мороженое ест, другой много смотрит телевизор –  «я-то этого не делаю, значит, я молодец, а вот они грешники».

Цель поста - смирить душу. Как об этом говорит пророк Давид: «Постом смирял душу мою, и молитва в недра моя возвращалась». Каким  образом происходит смирение души? В первую очередь через послушание, в данном случае через послушание Церкви, которая постановила в определенное время ограничить свое физическое состояние, причем не только интересы желудка, но и взгляд, слух и язык. Ведь от столь малого телесного органа, как наш язык, происходит огромное количество зла. Ничем другим столь не согрешает человек, сколько грешит словами, сам страдая от этого.

Церковь полагает воздержание, и мы, доверяя Богу и Церкви, ограничиваем свою волю и подчиняемся воле Божией. Через послушание Церкви человек приобретает благодать Божию. Таков законный путь: через послушание приобретается смирение,  смиренным же Господь подает благодать, а благодать, приходя, начинает врачевать наши страсти. Ни усилия нашей воли, ни определенные психофизические упражнения, настраивающие человека на определенный лад, а благодать Божия лечит человеческую душу от страстей. Но лишь когда душа приобретает смирение.

Постараемся не растерять это удивительное время поста, это бывает даже сложнее, чем в Великий пост, к которому Церковь начинает готовить нас заранее и евангельскими чтениями, и определенными покаянными песнопениями. Петропавловский пост проще в отношении устава, но тем больше должно быть внутренней самоорганизации; должен быть и внутренний настрой, и решительное желание небольшого подвига. Потрудимся, и Господь подаст нам Свою божественную благодать. Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать