18 марта. Прмч. Феофан (Графов)

18 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 18  марта 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых  Николая, Иоанна, Феодора, Давида, Константина, Ираиды, Марка.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память  новомученика, преподобномученика иеродиакона Феофана.

Преподобномученик Феофан родился 6 января 1874 года в слободе Никитской Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Федора Графова и в крещении был наречен Феодосием. В 1902 году Феодосий поступил послушником в Борисоглебский Ростовский монастырь, в 1907 году был пострижен в мантию с именем Феофан, а в 1908-м – рукоположен во иеродиакона.

После прихода к власти безбожников монастырь в 1923 году был закрыт, но монахи, желая сохранить родную обитель, согласились на существование монастыря в качестве сельскохозяйственной артели. Однако в 1929 году были закрыты последние монастыри по всей стране, и среди них Борисоглебский.

После закрытия обители иеродиакон Феофан переехал в Сергиев Посад и был принят служить в Успенский храм; здесь он прослужил до 21 октября 1935 года, когда был арестован вместе с группой священнослужителей, живших в Посаде. Всех арестованных обвинили в контрреволюционной и антисоветской деятельности.

 - Следствие располагает данными, что вы среди верующих распространяли ложные слухи о якобы проводимом за религиозные убеждения гонении. Что вы можете сказать по этому поводу? – спросил его следователь.

- С таким вопросом ко мне никто не обращался, и я никому не говорил относительно гонений на верующих в СССР, – ответил иеродиакон.

 - А что вы отвечали верующим, обращавшимся к вам с вопросами относительно закрытия церквей?

 - С такими вопросами ко мне никто не обращался.

 - Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

 - Виновным я себя не признаю, против власти я нигде не говорил и общения с антисоветски настроенными лицами не имел.

На этом допросы были закончены. 8 января 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило иеродиакона Феофана к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен сначала в Архангельск, а затем в Каргополь.

Осенью 1937 года сотрудник НКВД выписал справку на арест отца Феофана, обвинив его со слов осведомителей в том, будто он распространял контрреволюционные провокационные слухи о голоде в СССР, что в селах и деревнях крестьяне поголовно голодают и есть случаи голодной смерти, что жизнь в колхозах невозможна, большевики уже двадцать лет кормят народ обещаниями, а на деле ничего не дают. Назвав иеродиакона «отъявленным контрреволюционером» и «фашистским выродком», сотрудник НКВД предложил содержать его в тюрьме по первой категории, как священнослужителя и кандидата на расстрел, и немедленно арестовать. 25 сентября 1937 года отец Феофан был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе.

В тот же день был допрошен один из сосланных в Каргополь священнослужителей, осведомитель НКВД; он показал, что «Графов органически не переваривает и ненавидит колхозы, называя их антихристовым царством. Весной 1937 года он говорил, что у советской власти нет хлеба, потому что в колхозах никто работать не хочет, да и кто в них будет работать, когда лучший хлеб советская власть отбирает себе, а колхозникам оставляет последние сорта, и тех немного».

После этого был допрошен отец Феофан.

 - Расскажите о вашей практической контрреволюционной деятельности и ваших соучастниках! – потребовал от отца Феофана следователь.

 - Контрреволюционной деятельностью я не занимался и соучастников не имею, – ответил иеродиакон.

15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Феофана к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Иеродиакон Феофан (Графов) скончался в лагере в городе Каргополе 18 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Дорогие мои, мы уже добрались до середины поста, как бы сказали в институте, до середины экватора. Сейчас середина Крестопоклонной седмицы. Для того чтобы укрепить нашу немощь, дать силы на продолжение Святой Четыредесятницы, Церковь износит в центр храма Древо Честного и Животворящего Креста.

Когда приближается пост, многими любящими Господа и Церковь, стремящимися ко спасению, освобождению от грехов и страстей, он ожидается как праздник, весна души, пробуждение всего доброго и светлого. Пост ждут  с нетерпением, а когда он начинается — ставят задачи, думая, что наступило время особой дисциплины: больше будешь молиться, не пропускать молитвенного правила, отдавать свое время Господу Богу. Пост будет усердным без самооправдания и саможаления, обязательно найдется время и для большего внимания к своим домашним, детям, близким, на дела милосердия. Обязательно нужно выделить время, чтобы не впустую прошел пост. Один из смыслов поста  по мысли святителя Иоанна Златоуста: «Посчитай свой бюджет скоромного стола и постного, вычти одно из другого, а разницу отдай бедным». Потому что пост — это не только и не столько диета, а упражнение своего сердца в милосердии, любви, внимании, самоотверженности, безжалостности к себе.

Мгновенно пролетела половина поста, оглядываешься - и понимаешь, что многое, что ты хотел сделать, осталось в мечтах и желаниях. Мало, что изменилось, за редким исключением. По-прежнему: самолюбие и забота о собственном комфорте и благополучии преодолевает все наши благие желания - воз и ныне там.  В этот момент к душе может подкрасться всепоглощающее уныние. Понимаешь, что мало успел, мало можешь изменить. Для того чтобы нам с вами не упасть духом, Церковь, поддерживая нашу немощь, выносит перед всеми Крест Господень, чтобы никто из нас не впал в искушение и обольщение, думая, что он спасается собственными делами и усилиями, собственной праведностью, чтобы не позволяли себе опускать руки и прекращать даже малые усилия по движению к Богу. Мы спасаемся не своими делами и подвигами, но благодатию Божией, любовью и жертвой Господа Иисуса Христа, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Основная цель поста - не столько выполнить буквально все уставы, хотя это очень важно, потому что форма хранит содержание. Не нужно пренебрегать положенными Церковью правилами и уставами и спокойно жить как хочется. Форма обязательна, но надеяться только лишь на физическое упражнение, если оно не сопровождается внутренним деланием - малополезно. Внутренние усилия должны приводить человека к осознанию собственной немощи: не делами и собственными усилиями исправляет человек свои страсти - наше дело только смирить свои самолюбие, самоволие, самомнение. В ответ на наше осознание и смирение Господь подает Свою благодать, которая приходит и «немощная врачует и оскудевающая восполняет». Мы спасаемся верою и любовью ко Христу, жаждой духовной, чтобы Царь Небесный пришел и «вселился в ны и очистил ны от всякия скверны».

Пост и все положенные Церковью упражнения  дают возможность осознать собственную немощь и, осознав, уклониться не к унынию и отчаянию, а к покаянию и осознанию собственной немощи. «Верую, Господи, укрепи мою немощь».

Впереди еще половина поста и, если кто-то еще не собрался или размышляет: «Вот этот пост уже прошел, начну со следующего» - начни сегодня: начни более внимательно относиться к своим словам и действиям, прегради путь ко греху, начни просить Бога о Его милости и помощи. Жизнь каждого из нас драгоценна для Бога, стоит крови и смерти на Кресте Сына Божиего. Взгляни на Крест и укрепись этой жертвенной и бесконечной любовью. И помогай нам всем Господь.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать