Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 18 марта 2015 года
Сегодня свои именины совершают христиане, нареченные в честь святых Николая, Иоанна, Феодора, Давида, Константина, Ираиды, Марка.
Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, преподобномученика иеродиакона Феофана.
Преподобномученик Феофан родился 6 января 1874 года в слободе Никитской Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Федора Графова и в крещении был наречен Феодосием. В 1902 году Феодосий поступил послушником в Борисоглебский Ростовский монастырь, в 1907 году был пострижен в мантию с именем Феофан, а в 1908-м – рукоположен во иеродиакона.
После прихода к власти безбожников монастырь в 1923 году был закрыт, но монахи, желая сохранить родную обитель, согласились на существование монастыря в качестве сельскохозяйственной артели. Однако в 1929 году были закрыты последние монастыри по всей стране, и среди них Борисоглебский.
После закрытия обители иеродиакон Феофан переехал в Сергиев Посад и был принят служить в Успенский храм; здесь он прослужил до 21 октября 1935 года, когда был арестован вместе с группой священнослужителей, живших в Посаде. Всех арестованных обвинили в контрреволюционной и антисоветской деятельности.
- Следствие располагает данными, что вы среди верующих распространяли ложные слухи о якобы проводимом за религиозные убеждения гонении. Что вы можете сказать по этому поводу? – спросил его следователь.
- С таким вопросом ко мне никто не обращался, и я никому не говорил относительно гонений на верующих в СССР, – ответил иеродиакон.
- А что вы отвечали верующим, обращавшимся к вам с вопросами относительно закрытия церквей?
- С такими вопросами ко мне никто не обращался.
- Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
- Виновным я себя не признаю, против власти я нигде не говорил и общения с антисоветски настроенными лицами не имел.
На этом допросы были закончены. 8 января 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило иеродиакона Феофана к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен сначала в Архангельск, а затем в Каргополь.
Осенью 1937 года сотрудник НКВД выписал справку на арест отца Феофана, обвинив его со слов осведомителей в том, будто он распространял контрреволюционные провокационные слухи о голоде в СССР, что в селах и деревнях крестьяне поголовно голодают и есть случаи голодной смерти, что жизнь в колхозах невозможна, большевики уже двадцать лет кормят народ обещаниями, а на деле ничего не дают. Назвав иеродиакона «отъявленным контрреволюционером» и «фашистским выродком», сотрудник НКВД предложил содержать его в тюрьме по первой категории, как священнослужителя и кандидата на расстрел, и немедленно арестовать. 25 сентября 1937 года отец Феофан был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе.
В тот же день был допрошен один из сосланных в Каргополь священнослужителей, осведомитель НКВД; он показал, что «Графов органически не переваривает и ненавидит колхозы, называя их антихристовым царством. Весной 1937 года он говорил, что у советской власти нет хлеба, потому что в колхозах никто работать не хочет, да и кто в них будет работать, когда лучший хлеб советская власть отбирает себе, а колхозникам оставляет последние сорта, и тех немного».
После этого был допрошен отец Феофан.
- Расскажите о вашей практической контрреволюционной деятельности и ваших соучастниках! – потребовал от отца Феофана следователь.
- Контрреволюционной деятельностью я не занимался и соучастников не имею, – ответил иеродиакон.
15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Феофана к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Иеродиакон Феофан (Графов) скончался в лагере в городе Каргополе 18 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Дорогие мои, мы уже добрались до середины поста, как бы сказали в институте, до середины экватора. Сейчас середина Крестопоклонной седмицы. Для того чтобы укрепить нашу немощь, дать силы на продолжение Святой Четыредесятницы, Церковь износит в центр храма Древо Честного и Животворящего Креста.
Когда приближается пост, многими любящими Господа и Церковь, стремящимися ко спасению, освобождению от грехов и страстей, он ожидается как праздник, весна души, пробуждение всего доброго и светлого. Пост ждут с нетерпением, а когда он начинается — ставят задачи, думая, что наступило время особой дисциплины: больше будешь молиться, не пропускать молитвенного правила, отдавать свое время Господу Богу. Пост будет усердным без самооправдания и саможаления, обязательно найдется время и для большего внимания к своим домашним, детям, близким, на дела милосердия. Обязательно нужно выделить время, чтобы не впустую прошел пост. Один из смыслов поста по мысли святителя Иоанна Златоуста: «Посчитай свой бюджет скоромного стола и постного, вычти одно из другого, а разницу отдай бедным». Потому что пост — это не только и не столько диета, а упражнение своего сердца в милосердии, любви, внимании, самоотверженности, безжалостности к себе.
Мгновенно пролетела половина поста, оглядываешься - и понимаешь, что многое, что ты хотел сделать, осталось в мечтах и желаниях. Мало, что изменилось, за редким исключением. По-прежнему: самолюбие и забота о собственном комфорте и благополучии преодолевает все наши благие желания - воз и ныне там. В этот момент к душе может подкрасться всепоглощающее уныние. Понимаешь, что мало успел, мало можешь изменить. Для того чтобы нам с вами не упасть духом, Церковь, поддерживая нашу немощь, выносит перед всеми Крест Господень, чтобы никто из нас не впал в искушение и обольщение, думая, что он спасается собственными делами и усилиями, собственной праведностью, чтобы не позволяли себе опускать руки и прекращать даже малые усилия по движению к Богу. Мы спасаемся не своими делами и подвигами, но благодатию Божией, любовью и жертвой Господа Иисуса Христа, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Основная цель поста - не столько выполнить буквально все уставы, хотя это очень важно, потому что форма хранит содержание. Не нужно пренебрегать положенными Церковью правилами и уставами и спокойно жить как хочется. Форма обязательна, но надеяться только лишь на физическое упражнение, если оно не сопровождается внутренним деланием - малополезно. Внутренние усилия должны приводить человека к осознанию собственной немощи: не делами и собственными усилиями исправляет человек свои страсти - наше дело только смирить свои самолюбие, самоволие, самомнение. В ответ на наше осознание и смирение Господь подает Свою благодать, которая приходит и «немощная врачует и оскудевающая восполняет». Мы спасаемся верою и любовью ко Христу, жаждой духовной, чтобы Царь Небесный пришел и «вселился в ны и очистил ны от всякия скверны».
Пост и все положенные Церковью упражнения дают возможность осознать собственную немощь и, осознав, уклониться не к унынию и отчаянию, а к покаянию и осознанию собственной немощи. «Верую, Господи, укрепи мою немощь».
Впереди еще половина поста и, если кто-то еще не собрался или размышляет: «Вот этот пост уже прошел, начну со следующего» - начни сегодня: начни более внимательно относиться к своим словам и действиям, прегради путь ко греху, начни просить Бога о Его милости и помощи. Жизнь каждого из нас драгоценна для Бога, стоит крови и смерти на Кресте Сына Божиего. Взгляни на Крест и укрепись этой жертвенной и бесконечной любовью. И помогай нам всем Господь.
Расшифровка: Наталья Маслова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!