18 июля. Преподобномученица великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара

18 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 18 июля 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Елисаветы, Варвары, Афанасия, Сергия, Анны.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомучеников: преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Преподобномученица Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос «какая же вера истинна?» Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, великая княгиня видела много страданий и везде старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам, трудилась до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания преподобномученица просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце: она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении, и даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет по примеру инокинь проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир ...но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих».

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елисавета вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла всегда умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни и других монастырей она ничего не предпринимала и за полное послушание старцу получила от Бога внутреннее утешение, стяжав мир в своей душе.

Отречение Императора Николая II от престола явилось для Елисаветы Феодоровны большим ударом. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез: видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе и дорогой ей царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители. С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. 20 мая 1918 года их привезли в сибирский город Алапаевск. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при великой княгине.

18 июля 1918 года ночью узников повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15-ти метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь - это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург и тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

 

В день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары вновь хочется обратить внимание на служение сестер милосердия. Это удивительная возможность в наши дни, не уходя из мира, оставаться как бы вне его, не пропитываясь им и неся особое служение милосердия и любви, служение по умножению любви в этом несчастном мире. К этому служению призываются женщины, имеющие сердечное желание и усилие воли, решимость. Хочется вспомнить некоторые эпизоды за время служения сестер милосердия, связанные с их отношением и переживанием своего служения. Ведь не все бывает так красиво, как на фотографиях, бывают и трудности, требующие принятия решений и усилий, как волевых, так и духовных.

Одна из сестер пишет:

«Раньше (несколько лет назад) специальной подготовки к посвящению в сестры не было - как погружение в прорубь: лучше не дышать и не думать, просто довериться и будь что будет. Человек ты неплохой, что-то головой соображаешь, помогаешь священнику, работаешь на своей работе, спокойненько пишешь тексты, к служению милосердия вроде никакого отношения не имеешь, рядом с больным не сидишь. И тут известие: тебя и еще несколько таких же, как ты, не очень милосердных, собираются посвятить. Дальше – больше: платок не носить, на службы – в апостольнике, а он еще с крестом. Ужас! Все думают, что ты медсестра и можешь оказывать помощь. Приходится держаться, что не страшно. А что, если что-то случится? Все будет хорошо, сообразишь. В конце концов, скорая помощь на что? А таких случаев много: то в храме кому-то плохо станет, все бегут к нам, как будто у самих нет представления, как поступить, или на крестном ходе, на большом мероприятии, а тебе 30 лет и в медицинской сумочке нет ни валидола, ни корвалола.

А дальше больше: священник благословляет развивать сестричество. Что такое сестричество? Как людей собрать? Как их развивать? Возникают какие-то положения, встречи, посвящения, обучения. Но основной работы никто не отменял, это же добровольчество.

Такие переживания требуют душевных усилий. Потом приходит старшая сестра, которая занимает положенное ей место (и по образованию, и по положению), матушка (то есть жена батюшки). И продолжаешь заниматься своей работой, понимая, что то была серьезная проверка – закапризничаешь или нет. Затем было столько посвящений, молитв великомученику Пантелеймону, богослужений, поездок.

В январе 2016 года будет пять лет. Уже несколько месяцев ощущаю, что безмерно счастлива, что я сестра, в Церкви именно в таком служении - сложном, трудном. Столько молитв, поездок, мероприятий. А как без них? Эти четыре года учились преодолевать себя: слушать, доверять, молиться, терпеть и, конечно, благодарить. Слава Богу! Сестричество милосердия – это дар Божий, который нужно хранить как жемчужину».

Другая сестра пишет:

«Были в паломничестве. Одна сестра из монастырских узнав, что на постой размещены мужчины, категорично заявила, что их там быть не должно. Не сразу, но они собрались, удалились. Люди еще не вполне церковные, поэтому так все непросто. Старшая сестра уговаривала мужчин покинуть дом, много объясняла, что мы в гостях.

Я подумала про наших сестер: насколько легче общаться с воспитанными людьми. Есть авторитет – священник, который как благословит, так и будет. В их ситуации, конечно, сложнее, священника с ними не было. Что самое интересное, потом, когда они улеглись в другом месте, был получен ответ настоятельницы, что они должны остаться в месте, куда их определили. Эта сестра уговаривала их вернуться, проявила настойчивость по послушанию, и они даже согласились. Уж не знаю, что с ними произошло, так как, идя в автобус на ночлег, они ворчали».

Второе наблюдение:

«Поднимались на гору посвящать сестер - особое расположение Боголюбского монастыря в Сарсах на Екатеринбургской земле. Смотришь вверх: виден горизонт горы, а дальше небо – как будто на небо идем. Алтарь и безграничный храм. Я впервые увидела тени облаков, идущие по полянам. Постоянная ассоциация пастыря и овец: он зовет – и все сбегаются. Сестры заботились друг о друге. Поездка оказалась очень дружная: делились вещами, уступали место. Поняла, что в поездке многое зависит от того, чтобы организатор не замыкался на себе, от своевременного решения внутренних проблем: насколько ты себя отдаешь, а не зацикливаешься на своих трудностях. Нужно отдавать себя: чем больше отдаешь, тем больше порядка».

 

Служение сестер милосердия – это удивительная возможность благовествовать этому миру, который устал от слов, ему нужны дела. Говорить хорошо мы научились, но когда в палату тяжелобольного приходит сестра и отдает свое время, силы, свое сердце, это действует лучше всяких проповедей и слов. Миру нужны дела. Спешите делать добро, ибо время коротко. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Нина Кирсанова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать