Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 17 июня 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Петра, Мефодия, Митрофана.
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика Петра Беляева.
Петр Васильевич Беляев родился в 1874 году. Окончив Владимирскую духовную семинарию, он в 1895 году был назначен псаломщиком в храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Карачарово Владимирского уезда. В 1897 году рукоположен во священника.
После того, как мы побывали во Владимирской области, в селе Карачарово, где некогда жил и получил исцеление Илья Муромец и здесь же служил и отец Петр, то, что читаешь, уже не кажется безличным.
В 1904 году отец Петр служил в Казанском храме Казанской женской общины в Каслинском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии. 17 августа 1905 года он был перемещен в Успенскую церковь в Каслинском заводе. Среди прихожан он вскоре стал известен как труженик, который с терпением и любовью несет пастырский крест.
В сентябре 1905 года отец Петр был назначен заведующим Каслинским башкирским приютом. Приют для детей башкир был открыт в 1891 году, но в 1901 за неимением учеников закрыт. В 1904 году по инициативе епископа Екатеринбургского и Ирбитского Владимира (Соколовского-Автономова) приют был вновь открыт. Епархиальное руководство поставило перед учителями задачу обучить детей башкир-мусульман русской грамоте, чтобы приобщить их к русской культуре и русской гражданственности и расположить тем самым к принятию православия. Но эта задача уже тогда была трудно исполнима: к этому времени русская культура сама была в значительной степени обмирщена, имея невоцерковленных делателей и испытывая на себе сильнейшее иностранное влияние, а русская государственность давно находилась под немецким влиянием; и, таким образом, приобщение инородцев к «русской культуре» выводило их не на узкий путь к православию, а на широкую дорогу европейского безбожия.
Однако некоторых успехов отцу Петру и его единственному помощнику учителю-миссионеру все же удалось достичь, и в 1907 году священник был награжден «за успехи по церковно-школьному делу». Одновременно отец Петр преподавал Закон Божий в Каслинской церковно-приходской женской школе. В 1905 году за ревностное отношение к церковно-школьному делу и аккуратное и плодотворное исполнение своих обязанностей он был отмечен в епархиальном отчете.
В 1915 году отец Петр состоял членом Миссионерского комитета по Каслинскому заводу.
В Великую Среду 1 мая 1918 года большевики устроили в Каслинском заводе атеистический митинг. Множество ораторов в своих речах яростно нападали на Православную Церковь и ее священнослужителей и с бранью поносили их. В ответ не поднялось ни одного голоса в защиту Матери Церкви. Безмолвная толпа в каком-то параличе воли внимала поношениям и кощунствам, едва ли даже сознавая, что тем самым она сама участвует в них, присоединяясь к распинателям Христовым.
Спустя несколько дней после митинга, на второй день Пасхи, 6 мая, состоялся крестный ход из всех каслинских церквей к часовне святого великомученика Георгия Победоносца. По описаниям церковной прессы, история его происхождения была такова: «Несколько лет тому назад... завод был посещен страшным бедствием, в... день святого великомученика Георгия завод сгорел наполовину. Жители это бедствие приписали гневу Божию за то, что они в этот день работали, и впредь установили этот день праздновать; в память же события построили каменную часовню в честь великомученика Георгия, к которой ежегодно совершается крестный ход. В первые годы крестный ход совершался из всех церквей, но с течением времени этот благочестивый обычай был оставлен и крестный ход совершался только из главного заводского храма Успения Божией Матери».
6 мая народ пошел в церкви и шел «сплошной волной. Храмы, несмотря на свою большую вместимость, едва вмещали молящихся. По окончании литургии крестный ход с прибывшими крестными ходами из других церквей двинулся к часовне... Лес хоругвей, блестящих на солнце, духовенство в светлых облачениях и многотысячная, молитвенно настроенная масса народа... Глядя на многотысячную массу, становилось радостно на душе: народ не забыл Бога и Церковь и праздновал... праздник праздников. Несмотря на холодную погоду, крестный ход собрал не менее пяти тысяч народа».
Но эта приверженность вере и Церкви, к сожалению, оказалась лишь внешней, – над этими людьми сбылось слово Христово, Который сказал о таковых: «…когда настает скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются» (Мф. 13, 22). И, когда вновь воскурилась бесовская злоба и ожесточились гонения, никто из тех пяти тысяч не вступился за своего пастыря, прослужившего немало лет в Каслинском заводе.
3 июня 1918 года отец Петр отслужил литургию и, совершив в храме отпевание почившего прихожанина, проводил погребальную процессию до кладбища. В это время из разных мест стали раздаваться звуки перестрелки между красногвардейцами и отрядом местного народного ополчения. Вскоре после возвращения с кладбища священник был арестован. Прощаясь с родными и уже догадываясь об уготованной ему Богом мученической кончине, он был совершенно спокоен. Господь укреплял его Своей благодатью; отдавая последние распоряжения, он попросил родных передать всем, кому он вольно или невольно принес огорчение, чтобы простили его.
Отец Петр был расстрелян почти сразу же после ареста, в ночь на 4 июня в штабе красногвардейцев в Каслинском заводе.
8 июня в 14-й раз отмечался День социального работника, в каком-то смысле профессиональный праздник сотрудников Службы милосердия и Социального отдела епархии. По этому случаю я присутствовал в Министерстве соцзащиты на праздничном мероприятии, которое в том числе включало проводы на пенсию одного раба Божиего, чиновника высокого уровня. Человек более сорока лет работал в медицине и социальной сфере, и вот - пенсия. За это долгое время он привык жить в определенном режиме, начиная с внешних проявлений: подъем, отбой, распорядок дня до внутренних: отношения с людьми, сознание своей необходимости и значимости. Человеку важно, чтобы он был кому-то нужен. Конечно, он остается в качестве советника, или консультанта, но это уже не та интенсивность работы и отношений, а ведь есть и силы, и опыт, и огромный профессионализм. Подумалось: слава Богу, что священники могут служить до тех пор, пока у них есть силы. По идее чем взрослее становится человек в церковной жизни, тем больше - при правильном настрое и правильном вызревании души – он может принести пользы. Как хорошо выдержанное вино: чем старее, тем вкуснее и полезнее.
Поздравляя Алексея Ивановича, вспомнилась история, в которой выразилось пожелание и ему, и всем нам. Как говорит народная мудрость: «Друг познается в беде», - но настоящий друг познается и в радости. Потому что сочувствовать всегда проще, чем сорадоваться. Итак, умирает вождь индийского племени и говорит такие слова: «Я прожил всю жизнь одиноким и умираю одиноким». Находящийся здесь друг возмущается: «Как ты можешь так говорить? Ведь я всегда был рядом. Вспомни, сколько раз я прикрывал тебя собой, выносил с поля боя». «Да, - говорит умирающий, - я помню и искренне за это благодарен. В моей скорби ты всегда был со мной. Но вспомни другой день, когда наш старый вождь, умирая, оставил преемником меня, а не тебя. Это был важный день в моей жизни, а ты радовался ли со мной? Вспомни день, когда лучшая девушка племени выбрала меня, а не тебя. Это был самый прекрасный день в моей жизни. Радовался ли ты вместе со мной? И вот в радости своей я был одиноким и умираю одиноким».
Наверное, один из мучительных страхов - оставаться одиноким и никому ненужным, вне любви, вне сердечной теплоты и внимания. Очень хочется пожелать, чтобы мы прожили жизнь так, чтобы в нашей радости никогда не были одинокими. Для этого надо помнить один из духовных законов радости - радость умножается делением. Чем больше ты будешь делить свою душу, свое время и силы с людьми, чем больше будешь отдавать себя, тем больше вероятность, что когда у тебя будет радость, ты будешь исполнен ею и у тебя будет, с кем ей поделиться. Помогай нам всем Господь.
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Вечерня с выносом Святой Плащаницы Спасителя 3 мая 2024 года
Богослужение 3 мая 2024 года
У книжной полки. «Чудо Чудесем». О Литургии и Евхаристии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!