Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 16 мая 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Феодосия, Тимофея, Иулиании, Петра, Николая.
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Феодосия Печерского.
Основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской Земле. Родился в Василёве неподалеку от Киева. С юных лет обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и при отличных способностях и редком усердии быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери — женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся по благословению преподобного Антония в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.
Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный по его поручению в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и по приезде накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосии был причислен в 1108 году.
Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы.
Одна из христианских добродетелей, без которой невозможно движение вперед и которой так часто не достает у современного человека, называется «трудолюбие». Одной из первых заповедей, данных Богом человеку в раю, было хранить и возделывать рай - заповедь о труде. Возделывать не внешний сад (потому что он был создан Богом совершенным), а возделывать свое сердце. Но так устроено Богом, что внутреннее у человека всегда связано с внешним. В храм постоянно приходят люди с одной и той же проблемой: что мне сделать, чтобы изменились внешние обстоятельства? Что сделать, чтобы муж, дети, или начальник, подчиненные изменились? Как найти инструмент, с помощью которого можно воздействовать на них? Прилагать внешние усилия бессмысленно и бесполезно: таким образом ситуация не меняется, а возникают конфликты, потому что любое действие рождает противодействие. Менять нужно внутреннее. Как сказал Господь: «Очисти внутренния скляницы, тогда и внешнее будет чисто». Эта закономерность существует еще со времен Адама, когда он возделывал внутреннее через послушание Богу и это обязательно отражалось на внешнем. Так и сейчас: если у человека внутри мир, тишь, гладь и Божия благодать, то он притягивает к себе других людей, потому что люди интуитивно ищут вложенных Господом в сердце человека радости, мира, покоя, тишины и благополучия. Правда, в наше время ориентиры сбились, и благополучие понимается лишь как внешнее, но, на самом деле, оно внутреннее. И, наоборот, если внутри человека все перевернуто с ног на голову, то люди от него стараются держаться подальше, поскольку это видно и по его глазам, и по словам, и по наклону головы. Даже по осанке можно понять, что у человека находится внутри, а когда он начинает говорить, тут уж все становится ясно: бежать от него подальше или отогреться рядом с ним.
Господь создал человека, который сначала согрешил и опустился до уровня животного, а затем постепенно, через возделывание своего внутреннего человека, вновь достигает образа Божиего. Конечно, навык трудолюбия очень важен в нашей жизни, начиная с самого детства. Если в человеке заложено трудолюбие, то и во внешней, и тем более внутренней жизни он достигнет хороших результатов.
Когда смотришь на нашу действительность, становится грустно. Например, такая картина на бензоколонке: у каждой стойки стоит по крепкому молодому человеку лет тридцати-сорока, и вся их функция взять пистолет, вставить в бензобак и потом убрать обратно. На кассе тоже сидит молодой человек, охранник. Четыре здоровых мужчины занимаются тем, что фактически ничего не делают, ведь это работа для инвалида. Охранники… В чем здесь красота и благородство? Просто ходить в пиджаке и делать строгое лицо? И сколько же сейчас таких по всей земле «тружеников», которым землю бы пахать, строить, созидать, а вся их работа - сидеть или стоять и ничего не созидать, не производить. Конечно, это очень удручающая картина, и она вызывает соответствующую реакцию. Мне довелось слышать, как женщина в деревне говорила о муже: «Вот мой мужик - ничего не делает, весь зарос щетиной, табаком пропах, ладно бы трудился в огороде, а то придет с работы, уляжется перед телевизором и только бы ему поесть. Поросенка и то выгоднее держать, с него хоть какой-то прок».
Потеря трудолюбия, потеря цели и смысла жизни - это происходит от уныния, когда человек не знает, зачем он живет. Внутренняя вялость отражается и на внешней: человек не готов целенаправленно и целеустремленно, энергично достигать Богом обозначенных целей. Поэтому он плывет по течению, имитируя какую-то деятельность, худо или бедно зарабатывая себе на жизнь. Но разве с таким отношением к жизни можно быть радостным и мирным? Ведь совесть беспокоит постоянно: мужчина не создан для того, что подавать пистолет, у него другое предназначение. Когда человек не достигает своего призвания, душа начинает сильно болеть, и от этого начинаются попытки утоления этой боли по известному и банальному сценарию.
Все начинается с того, что человек, прозревая, понимает, что он не животное, предназначенное исключительно для биологических процессов, но что у него есть цель, предназначение и призвание, у него есть Отец Небесный.
Хорошее упражнение: сесть и подумать, в чем моя миссия и моя ценность. Подумайте над таким вопросом: «Кому станет плохо, если меня сегодня не станет? Что изменится в мире?» Крепко об этом подумав, можно понять, в чем мое призвание и польза, в чем ценность моей жизни? И подумав, начать что-то менять и меняться, возможности для этого есть, потому что Господь рядом и всегда готов нам помочь, лишь бы у нас была хоть какая-то энергия навстречу Ему. Помогай нам всем Господь.
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!