16 мая. Прп. Феодосий Печерский

16 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 16  мая 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Феодосия, Тимофея, Иулиании, Петра, Николая.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Феодосия Печерского.

 

Основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской Земле. Родился в Василёве неподалеку от Киева. С юных лет обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и при отличных способностях и редком усердии быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери — женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся по благословению преподобного Антония в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный по его поручению в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и по приезде накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосии был причислен в 1108 году.

Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы.

 

Одна из христианских добродетелей, без которой невозможно движение вперед и которой так часто не достает у современного человека, называется «трудолюбие». Одной из первых заповедей, данных Богом человеку в раю, было хранить и возделывать рай - заповедь  о труде. Возделывать не внешний сад (потому что он был создан Богом совершенным), а возделывать свое сердце. Но так устроено Богом, что внутреннее у человека всегда связано с внешним. В храм постоянно приходят люди с одной и той же проблемой: что мне сделать, чтобы изменились внешние обстоятельства? Что сделать, чтобы муж, дети, или начальник, подчиненные изменились? Как найти инструмент, с помощью которого можно воздействовать на них? Прилагать внешние усилия бессмысленно и бесполезно: таким образом ситуация не меняется, а возникают конфликты, потому что любое действие рождает противодействие. Менять нужно внутреннее. Как сказал Господь: «Очисти внутренния скляницы, тогда и внешнее будет чисто». Эта закономерность существует еще со времен Адама, когда он возделывал внутреннее через послушание Богу и это обязательно отражалось на внешнем. Так и сейчас: если у человека внутри мир, тишь, гладь и Божия благодать, то он притягивает к себе других людей, потому что люди интуитивно ищут вложенных Господом в сердце человека радости, мира, покоя, тишины и благополучия. Правда, в наше время ориентиры сбились, и благополучие понимается лишь как внешнее, но, на самом деле, оно внутреннее. И, наоборот, если внутри человека все перевернуто с ног на голову, то люди от него стараются держаться подальше, поскольку это видно и по его глазам, и по словам, и по наклону головы. Даже по осанке можно понять, что у человека находится внутри, а когда он начинает говорить, тут уж все становится ясно: бежать от него подальше или отогреться рядом с ним.

Господь создал человека, который сначала согрешил и опустился до уровня животного, а затем постепенно, через возделывание своего внутреннего человека, вновь достигает образа Божиего. Конечно, навык трудолюбия очень важен в нашей жизни, начиная с самого детства. Если в человеке заложено трудолюбие, то и во внешней, и тем более внутренней жизни он достигнет хороших результатов.

Когда смотришь на нашу действительность, становится грустно. Например, такая картина на бензоколонке: у каждой  стойки стоит по крепкому молодому человеку лет тридцати-сорока, и вся их функция взять пистолет, вставить в бензобак и потом убрать обратно. На кассе тоже сидит молодой человек, охранник. Четыре здоровых мужчины занимаются тем, что фактически ничего не делают, ведь это работа для инвалида. Охранники… В чем здесь красота и благородство?  Просто ходить в пиджаке и делать строгое лицо? И сколько же сейчас таких по всей земле «тружеников», которым землю бы пахать, строить, созидать, а вся их работа - сидеть или стоять и ничего не созидать, не производить. Конечно, это очень удручающая картина, и она вызывает соответствующую реакцию. Мне довелось слышать, как женщина в деревне говорила о муже: «Вот мой мужик - ничего не делает, весь зарос щетиной, табаком пропах, ладно бы трудился в огороде, а то придет с работы, уляжется перед телевизором и только бы ему поесть. Поросенка и то выгоднее держать, с него хоть какой-то прок».

Потеря трудолюбия, потеря цели и смысла жизни - это происходит от уныния, когда человек не знает, зачем он живет. Внутренняя вялость отражается  и на внешней: человек не готов целенаправленно и целеустремленно, энергично достигать Богом обозначенных целей. Поэтому он плывет по течению, имитируя какую-то деятельность, худо или бедно зарабатывая себе на жизнь. Но разве с таким отношением к жизни можно быть радостным и мирным? Ведь совесть беспокоит постоянно: мужчина не создан для того, что подавать пистолет, у него другое предназначение. Когда человек не достигает своего призвания, душа начинает сильно болеть, и от этого начинаются попытки утоления этой боли по известному и банальному сценарию.

Все начинается с того, что человек, прозревая, понимает, что он не животное, предназначенное исключительно для биологических процессов, но что у него есть цель, предназначение и призвание, у него есть Отец Небесный.

Хорошее упражнение: сесть и подумать, в чем моя миссия и моя ценность. Подумайте над таким вопросом: «Кому станет плохо, если меня сегодня не станет? Что изменится в мире?» Крепко об этом подумав, можно понять, в чем мое призвание и польза, в чем ценность моей жизни? И подумав, начать что-то менять и меняться, возможности для этого есть, потому что Господь рядом и всегда готов нам помочь, лишь бы у нас была хоть какая-то энергия навстречу Ему. Помогай нам всем Господь.

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать