16 июня. Прмч. Киприан (Нелидов)

16 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 16 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Епатия, Павла, Дионисия, Михаила, Димитрия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, преподобномученика иеромонаха Киприана (Нелидова).

 

Отец Киприан родился 14 июля 1901 года в городе Казани в семье врача, потомственного дворянина Алексея Павловича Нелидова и его супруги Веры Алексеевны. В крещении был наречен Константином. Родители вскоре после его рождения развелись; отец переехал в Нижний Новгород и впоследствии, уже в советское время, работал врачом в амбулатории ОГПУ, а мать уехала в Житомир. Константин жил в Нижнем Новгороде у мачехи Веры Алексеевны и бабушки Александры Барсовой. Окончив школу, с 1920 по 1924 год служил в ней рядовым. Вернувшись со службы целиком посвятил себя служению Церкви.

 

В 1925 году пострижен в монашество с именем Киприан митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) и рукоположен во иеромонаха. С 1928 года монах Киприан служил в Казанском храме города Кзыл-Орда в Казахстане.

В начале 1932 года митрополит Сергий пригласил его в Москву для работы в канцелярии Священного Синода. В августе того же года отец Киприан был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова в Богословском переулке. Большую часть времени он проводил в канцелярии Синода и в храме, а жил в то время в квартире московского архитектора Виталия Ивановича Долганова, где жили мать хозяина, Елизавета Фотиевна, его сестры, Фаина и Валентина, и находившийся за штатом епископ Варнава (Беляев).

15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. Отец Киприан был допрошен сразу же в комендатуре ОГПУ на Лубянке. После ответа на вопросы о том, кто живет в квартире вместе с ним и кто к ним приходит в гости, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни. На политические темы разговоров не было». На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму.

8 апреля иеромонах Киприан снова был вызван на допрос и следователь спросил его, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении. «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю», – ответил отец Киприан.

23 апреля следствие было закончено. Арестованных обвинили в создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в религиозном влиянии на молодежь. «Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться от развращения, уходя в монашество для защиты религии», – написал следователь в обвинительном заключении.

10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву и иеромонаха Киприана к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а Фаину и Валентину Долгановых – к трем годам ссылки в Северный край. Отец Киприан был отправлен в лагерь на Алтае, на строительство Бийского тракта.

 Находившаяся в том же лагере православная мирянка из Москвы вспоминала о нем: «Чу́дная, светлая личность был этот отец Киприан. Всегда ровный, светлый, ясный, на вид русский витязь полный сил и здоровья... Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком. И тут посыпались беды. За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным  разбойникам и жуликам...» «Более мрачное место трудно представить. Среди горных хребтов бурно бежит речка Катунь, но ее не видно с той площадки, на которой расположился лагерь; только прачечная и баня стоят на краю реки, но к ним надо добираться узкой крутой тропкой, почти вертикально сбегающей глубоко вниз по круче обрыва. Обрыв высокий... А горы так расположены, что солнце видели только те люди, которые уходили на дорожные работы за выступ горы. Сам же лагерь всегда был покрыт тенью от нее». «На площадке, лишенной солнечного света, расположились два лагерных отделения: одно просто конвойное, другое – строго конвойное. Последнее было отделено частоколом, окружено вышками со “скворечником” – солдатом с ружьем». В лагере вместо бараков стояли палатки с двухэтажными нарами, которые обогревались железными печурками. Здесь отцу Киприану многое пришлось претерпеть – «его окружали грубость, распущенность и развращенность. Но он все побеждал своей кротостью. Будучи дневальным в палатке этих разнузданных людей, он им не перечил, не укорял, старался услужить... любил их, и когда вскоре умер... то один из них вспоминал о нем со слезами». Смерть отца Киприана произвела большое впечатление на заключенных, даже на уголовников, увидевших в нем образец истинного ученика Христова.

Иеромонах Киприан (Нелидов) скончался 16 июня 1934 года в лагерном лазарете и был погребен в ущелье Коркучи, где был расположен лагерь, в отдельной, ныне безвестной могиле.

 

Время Петрова поста, как и всякое постное время, предназначено для приведения себя в порядок. По своей немощи и распущенности мы часто приходим в расстройство, расслабление, позволяем себе лишнего в отношении воздержания и времяпрепровождения; не ценим время, часто бесцельно и бесплодно, а часто и душевредно проводим его, наполняя всяким ядом, который, проникая в нашу душу, лишает ее радости, уверенности и устойчивости. Душа подобна сосуду, предназначенному для благодати, и когда сосуд целостный, то спокойная, ровная церковная жизнь, даже без особых подвигов, потихонечку наполняет его благодатью Божией: через молитвы, таинства, богослужение, через чтение Священного Писания и посильные дела милосердия. Душа постепенно наполняется - благодать приходит и дает человеку ощущение радости, блаженства, мирности. Но дело в том, что нам не живется спокойно: мы все время раздираем свою душу - благодать истекает из нее, и возникают беспокойность, тревожность, печальность, безрадостность и прочие следствия отсутствия благодати.

Поэтому время поста - благодатное время для восстановления и исцеления души, возвращения ей целостности. Очень много в духовной жизни значит чтение Священного Писания и святоотеческой литературы. Поэтому хочется предложить некоторые советы святителя Феофана Затворника о том, как нужно относиться к духовному чтению.

«Хорошо читать или слушать... Плодоноснее Слово Божие, а за ним отеческие писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития лучше для начинающих, писания отеческие для средних, а Слово Божие - для совершенных».

Все эти источники истины способствуют привитию духу ревности (или решимости, как мы недавно говорили) о стяжании Слова Божия.

«Часто один текст возгревает дух не на один день. Есть жития, о которых одно воспоминание восставляет жар ревности. Есть места у святых отцов впечатляющие. Посему доброе правило - выписывать такие места и хранить на случай нужды для возбуждения духа».

Если посмотреть на жизнь человека, всегда видно: бодрый у него дух или вялый. Один человек с желанием и усердием стремится к духовным действиям. Другого же все время нужно побуждать или через определенные указы, замечания, наставления, или через скорби, которыми Господь нас так же «подгоняет». Трудности взбадривают, и если человек расслабленный и вялый, он неизбежно будет переживать скорби, потому что как иначе спасаться?  Или личные усилия и пот, проливаемый в подвиге, или вспомогательные средства, которые через кровь пробуждают человека к духовной жизни.

«Часто ни внутреннее, ни внешнее делание не помогают - дух остается в усыплении. Спеши читать что-нибудь, если и это не поможет, беги к кому-нибудь на беседу, последнее с верою редко остается без плода».

Тоже очень важный алгоритм. Дела помогают духу оставаться бодрым, но если нет, необходимо читать; если и это не помогает, ищи духовной беседы.

«Есть два рода чтения, - продолжает святитель, - одно рядовое, почти механическое, а другое избирательное, по требованию духовных нужд».

Так бывает, что у нас есть какая-то «галочка», ради которой мы стараемся в исполнении правила: по благословению или послушанию читать по полчаса в день. Это бывает всегда вяло, да и не всегда бывает. А бывает чтение по необходимости. Например, в человеке обострилась страсть гнева, и душа мучается: стыдно, что накричал. Это удобный повод открыть «Лествицу» или авву Дорофея, Кассиана, авву Римлянина и разобрать страсть гнева. Обострилась у тебя эта болезнь - поищи для нее лекарства, которые утолят этот жар.

«Правила для чтения. При чтении должно пробудить потребность знать то, о чем читается».

Надо заранее настроиться, вникнуть, посмотреть, что и кого я буду читать, обратиться к святому отцу с молитвой и настроиться получить духовную пищу. Обратиться молитвенно к Богу, чтобы через святого отца Он просветил ум и укрепил сердце.

«Читаемое следить вниманием и все слагать в отверстое сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет».

Бесы очень часто пользуются нашей рассеянностью и, видя, что человек глазами следит по странице, побуждают его отвести взгляд, отвлечься на что-то. На улице кто-то крикнул или дверь хлопнула - и глаза «проехали» два-три предложения, ключевые в этом тексте, которые могли бы ударить в сердце, пробудить от сна греховного. А человек вновь в дремоте: он бесплодно провел время. Поэтому внимание в чтении должно быть точно таким же, как и в молитве: каждое слово должно неспешно доходить до сердца. Если не доходит - вчитывайся, разбирайся.

«Очевидно, что читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа уже не хочет читанием питаться, значит, сыта. Если, впрочем, поразит душу какое место, стой на нем и не читай более. Размысли, углубись в размышление».

«Лучшее время для чтения Слова Божиего – утро, житий - после обеда, святых отцов -  незадолго перед сном. Истины все в катехизисе. Каждое утро бери оттуда истину и уясни ее, носи в уме и питайся ею, сколько будет питаться душа, день, два и более. То же сделай и с другой истиной, и так до конца. Не умеющий читать спроси одну истину и ходи с нею. Видимо, что закон для всех - напечатлевай в душе истины так, чтобы они возбуждали ревность».

Если следовать этим советам святителя Феофана, получим великую пользу для души. Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать