16 апреля. Прп. Никита Исповедник

16 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 16 апреля 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых  Никиты, Феодосии.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память  преподобного Никиты Исповедника, игумена обители Мидикийской.

 

Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской в благочестивой семье. Мать умерла на 8-й день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор.

Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен.

Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек.

Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту.

Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишенному рассудка вернулся разум, и многие другие больные исцелялись от своих недугов.

В те годы при императоре Льве Армянине возобновилась иконоборческая ересь, и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались. В Царьграде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого патриарха Никифора, а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных православных епископов были также поставлены еретики. Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон. За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных.

Тогда император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут причащение от лжепатриарха Феодота. Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты. Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина. Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв совершал чудеса: по его молитве фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный Никита, были волнами выброшены на берег.

В 824 году при новом императоре Михаиле преподобный Никита отошел ко Господу. Тело преподобного было с почестями погребено в монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику.

Недавно в Екатеринбургской семинарии мною была проведена встреча с несколькими группами семинаристов. Вначале, чтобы как-то познакомиться и актуализировать проблему, я спросил: «Ребята, а  кто из вас хочет быть священником?» Практически все присутствующие подняли руки. Захотелось ответить евангельскими словами: «Не знаете, чего просите». Апостолы просили Господа сделать так, как они хотели: сесть справа и слева от Него в Царстве Небесном. А Господь сказал, что скоро они войдут в Иерусалим, и Он будет отдан в руки грешников, Его оплюют, изобьют и распнут, а в третий день Он воскреснет.

Есть для нас вещи менее интересные, мы их пропускаем мимо ушей, а фиксируемся на том, что нам интересно. Ученики прошли мимо слов Христа о страданиях, мучениях, распятии и смерти, но зафиксировались только на Его славе, на том, что Он воскреснет и Царствию Его не будет конца. И два ученика просили быть премьер-министром и министром в Его Царстве. Потому Господь и сказал: «Не знаете, чего просите. Можете ли креститься крещением, которым Мне надлежит креститься, или пить чашу, которую Мне предстоит испить?» «Да, можем», - скоропалительно отвечали ученики. «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано». Каждый человек, который выбирает путь священства, выбирает именно этот путь - путь добровольного мученичества, по слову архимандрита Иоанна Крестьянкина. В моем случае это было иначе, потому что к тому времени, когда возникло решение встать на этот путь, я не был ни семинаристом, ни сильно воцерковленным, много чего в Церкви не знал. А когда такое решение созревает у тех, кто находится в самой сердцевине церковной жизни, то это дорогого стоит.

Как всякая жизнь, церковная жизнь имеет разные стороны и оттенки: высокие, трудные, искусительные. Когда на третьем-четвертом курсе семинарии не пропадает желание стать священником — это дорогого стоит. Но, тем не менее, некоторые семинаристы в тот момент задумались над тем, что это мученический путь и подвиг. Почему? Потому что «если хочешь идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой, следуй за Мной».

Священник обязан жить благочестиво. К священству относятся с особой предвзятостью, всегда очень много претензий: так хочется видеть в пастырстве святость. Порой священник наделяется ореолом безгрешности, потому что людям очень хочется видеть праведность, если не в своей жизни, то в тех, которые служат Богу, совершают страшные Таинства. «Если вы были бы от мира, то мир свое любил бы, а так как вы не от мира, но Я избрал вас из этого мира, потому ненавидит вас мир». «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал». По духовному закону, встав на священническое служение, человек противопоставляет себя этому миру, в котором грех есть норма и ценность. Понятно, что тот, кто призван Христом бороться с грехом, противостоять ему, будет этим миром ненавидим. И напротив, если священник любит этот мир, значит, он не Христов. Невозможно одновременно быть другом миру и Богу. Вставая на этот путь, молодой человек заранее выбирает путь изгнания из этого мира. Священнослужитель не может быть своим этому миру, иначе он перестанет быть Христовым.

Разговор был очень важным, интересным, потому что это решение нужно принимать в трезвом уме и доброй памяти, отдавая себе отчет, на что ты соглашаешься, принимая Таинство Священства. Слава Богу, что есть еще мужественные ребята, которые готовы встать на путь мученичества. Конечно, за них нужно особым образом молиться и просить у подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа помощи. А Он говорит: «Всех, кого Ты дал Мне, Я сохранил». Он сохраняет от многого зла. Не страшно довериться Христу, потому что «ничто нас не разлучит от любви Божией: ни жизнь, ни смерть, ни будущее, ни настоящее, ни прошлое, ни Ангелы, ни Силы, ни какая-нибудь тварь не сможет разлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе». Христос Воскресе!

Протоиерей Евгений Попиченко

Расшифровка: Наталья Маслова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать