15 марта. Мч. Николая (Копнинский)

15 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 15  марта 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых Феодота, Арсения.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память  новомученика Николая Копнинского.

Мученик Николай родился 20 ноября 1876 года в селе Ивантеевка Московской губернии в семье рабочего Ивана Копнинского. В 1888 году окончил сельскую школу и поступил на работу в контору к фабриканту Лыжину, где проработал до 1899 года, когда был призван в армию. В армии он прослужил четыре года, сначала рядовым, а затем писарем 13-го пехотного Белозерского полка, квартировавшего в Польском городе Ломжа. В 1903 году он вернулся на фабрику Лыжина и стал работать конторщиком, а затем с 1908 по 1914 год – конторщиком в Московской соединенной биржевой артели. В 1914 году Николай был призван в армию и прослужил до 1918 года в инженерном интендантстве в Москве; затем вернулся в Ивантеевку и занимался крестьянским хозяйством. С 1921 по 1930 год Николай Иванович работал конторщиком на разных фабриках в Ивантеевке. В 1930 году он попал в железнодорожную катастрофу и вследствие тяжелой травмы получил инвалидность. С 1935 года он был секретарем ревизионной комиссии при церковном совете и за это в 1937 году был арестован.

- В каких взаимоотношениях вы находились с председателем церковного совета Кузовковым и попом Вершинским? – спросил следователь.

- Кузовкова я посещал, а также и он меня лишь потому, что он был председателем церковного совета, а я до 17 марта 1937 года – секретарем ревизионной комиссии при церковном совете. В отношении Вершинского, как он меня, так и я его никогда не посещал.

- В феврале 1937 года проходило собрание церковного совета; после окончания собрания вы среди присутствующих высказывали явно контрреволюционные взгляды против советской власти.

- Собрание церковного совета в феврале 1937 года было, но контрреволюционных взглядов я не высказывал и виновным себя в этом не признаю.

1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Александра Вершинского и председателя церковного совета Павла Кузовкова к расстрелу, а члена приходского совета Николая Копнинского – к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Протоиерей Александр Вершинский и мирянин Павел Кузовков были расстреляны 8 декабря 1937 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Мирянин Николай Копнинский был заключен в Мариинские лагеря в Кемеровской области и здесь 15 марта 1938 года скончался. 17 июля 2001 года определением Синода Николай Копнинский был причислен к лику святых.

В этот день в 1988 году наш дорогой митрополит Кирилл Екатеринбургский и Верхотурский был хиротонисан во епископа. Начался новый этап жизни Владыки, новый этап служения Церкви в высшем чине, который возможно получить  через возложение епископских рук и в котором вся полнота благодати Святого Духа. Епископство — это не привилегия (когда смотришь праздничное богослужение, кажется: вот она жизнь, стоишь – молишься) - но тяжелейший крест, потому что епископская власть и ответственность несоизмеримы ни с какой земной профессией, призванием. Это самый тяжелый крест из всех человеческих послушаний. Епископ отвечает не только за жизнедеятельность Церкви, приходов, но и за состояние душ, потому что духовное выше телесного. Это гораздо сложнее, чем даже управлять государством.

В этот день хочется пожелать нашему Владыке мужества, крепости, душевных и телесных сил, радости, чтобы, несмотря на непростое служение, время и условия, сердце его всегда было бодрым и радостным и Дух Святой пребывал в душе. Многая лета, дорогой Владыка!

Сегодня святая Церковь празднует память преподобного Агафона, очень хочется его  также вспомнить сегодня. Он был современником преподобного Макария Великого, подвизался в Скитской пустыне в Египте и отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей. Однажды издалека пришли к преподобному Агафону иноки для духовной беседы и обратились к нему:

- Ты ли отец Агафон?

 - Видите перед собой грешного раба Божия, – ответил преподобный.

- Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный, – продолжали иноки.

- Совершенная правда», – согласился святой.

- Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других.

- И это правда, – подтвердил святой Агафон.

- Сверх того говорят, что ты еретик? – не отступали иноки, но тотчас встретили возражение:

- Напрасно, я не еретик.

Когда же спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, святой объяснил:

- Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от истины Божией.

На вопрос о том, какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние, преподобный Агафон отвечал:

- Человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как Священное Писание уверяет, что «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя.

Преподобный Агафон преставился около 435 года. Три дня перед кончиной святой сидел молча и сосредоточенно, словно всматриваясь во что-то. На недоуменный вопрос иноков он ответил, что видит себя на Суде перед Христом.

- Неужели и ты, отче, боишься суда? – спросили его.

- Я по силе моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что Богу угодно мое дело?

- Разве ты не надеешься на добрые твои дела, которые ты сотворил, угождая Богу? – спросили иноки.

– Не надеюсь до тех пор, пока не увижу Бога. Одно дело суд человеческий, а другое дело суд Божий, -сказав это, святой отошел ко Господу.

То, что говорит преподобный, сказано о внутренней жизни: возвращении в себя. Наиболее удобным способом обретения внутренней жизни является молитвенный труд. Мы говорили о ступени молитвы словесной. Далее нужно тяготеть к молитве умной, для которой необходим труд. Умная молитва — особое состояние духа человека и оно достижимо. Проходя через это состояние, человек может достигнуть умно-сердечной молитвы. Эти этапы необходимы для очищения человека от страстей. Но на пути есть свои искушения. Чтобы двигаться вперед, нужно читать о практике молитвенного труда, молитвенном делании, и этого нужно очень захотеть.

Святитель Игнатий Брянчанинов в первом томе своих «Аскетических опытов» говорит о подготовке в необходимом делании Иисусовой молитвы, о фобиях, которые возникают против этого делания, предрассудках. Многие считают, что это путь в прелесть. Не трудиться молитвенно— вот это, действительно, путь в прелесть, который состоит в самочинии и невежестве.

Если следовать церковной традиции, внимательно изучать труды, по-хорошему советоваться с более опытным христианином, то путь к прелести будет перекрыт. Существует еще несколько моментов, которые не могут совмещаться с молитвенным трудом. Если человек осуждает, то в его душе не может поселиться Дух Святой. Один из  нас хромой, другой - косой, но вместо того, чтобы помогать друг другу, мы осуждаем. Невозможно быть в молитве, икогда ум все время отвлекается на внешнее.  Но все возможно верующему с Богом. Помогай нам всем Господь.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать