15 июня. Вмч. Иоанн Новый, Сочавский

15 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 15 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых святых Иоанна, Иулиании.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память великомученика Иоанна Нового Сочавского.

 

Жил святой в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в православии и милостив к бедным. Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был нехристем. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.

Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк. 13,11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязующего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову .

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.

 

Однажды к преподобному батюшке Серафиму подошли иноки с духовным вопросом: «Почему в наши дни нет таких подвигов, какие были в первые века христианства? Почему нет таких святых? Вроде бы человеческая природа особо не изменилась, такие же душа и тело, способности и страсти?» Преподобный сказал, что человек по природе не изменился, но ему не хватает решимости следовать истине.

Когда слышу рассуждения о том, что Бог все равно всех любит, всех помилует, спасет и простит, всегда вспоминаю слова великого архимандрита Псково-Печерского монастыря Алипия (Воронова); мысли эти встречаются и ранее, у святых отцов. Архимандрит Алипий говорит о том, что Бог не любит боязливых и нерешительных. Господь пришел взыскать и спасти погибшее, всех позвать в Небесное Царство, и нет на земле ни одного человека, которого бы Бог не приглашал, или который не имел бы возможности откликнуться на призыв Божий. Но необязательно это случается лицом к лицу, как было с апостолом Павлом, который был гонителем, шел в Дамаск и вдруг встретился со Христом.

- Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна.

- Кто Ты, Господи?

- Я Иисус, Которого ты гонишь.

- Что мне делать?

- Встань, иди, делай, что будет сказано, и спасешься.

Это особый случай, хотя Павел мог бы и не идти к Анании, но, когда «видение» исчезло и ужас пропал, пойти другим путем. Правда, у него осталась бы телесная слепота.

Но хотя и не так явно,  косвенно мы встречаемся с Богом через Евангелие. И даже если человек не читал его, есть совесть, которая, как компас, указывает нужное направление, если только это не сожженная совесть. Любой человек, если задастся вопросом, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, попадет в ситуацию евангельского юноши, которого беспокоил такой же вопрос. В то время на земле был всего один Человек, Который мог на него ответить. Это Иисус Христос. Тем не менее, Господь нашел этого юношу, встретился с ним и ответил на его вопрос. Не надо думать, что если человек живет в джунглях, он обречен на погибель. Не в этом дело, но всякому, кто захочет наследовать жизнь вечную, Господь пошлет ангела, или явится Сам, или пошлет человека, который расскажет ему о Христе либо принесет Евангелие. Нет ни одного человека, созданного к погибели. Нет воли Отца Небесного, чтобы погиб один из малых сих - все призваны... Но далеко не каждый человек откликается на этот призыв, на призыв своей совести, на призыв колокольного звона. Человек может жить на улице рядом с храмом, ежедневно слышать призыв к встрече с Богом и не реагировать  на него на протяжении десятилетий. Бог не может не любить человека: это Его свойство, но любовь возможна только во взаимности, односторонней любви не бывает, поэтому спасение возможно только при отклике человека, при его желании. Кто хочет спастись, следуй «алгоритму» спасения - отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Но делает это только тот, кто хочет. И вот здесь требуется решимость, решимость встать, выйти и пойти. На самом деле очень много людей сидят и рассуждают: «Отче, согрешил я на небо и пред Тобой и уже недостоин называться сыном, прими меня хотя бы в наемники». И так человек сидит, ноет изо дня в день и думает, что когда-то наступит день, когда все изменится магическим образом - начнется новая жизнь и все станет хорошо. Но внутренний настрой побудил блудного сына встать и пойти - это ключевой момент. Он не говорил бесконечно, что все плохо, никто не помогает,  никто его не любит. У него была тяжелейшая жизненная ситуация, жизненная катастрофа: он отрекся от отца, растратил все, что получил от него, и внешнее, и внутреннее, превратил себя в сосуд скверны в союзе с блудницами. Понятно, насколько тяжело давила его печаль и насколько отчаяние пыталось завладеть его душой. Несмотря на это состояние, как бы далеко он ни ушел, блудный сын делает рывок, вырываясь из этой болотной тины, и начинает движение к отцу. А отец с самого начала стоит и ждет, не появится ли вдалеке знакомый и любимый до крестной смерти силуэт его сына, не наемника, не раба, а сына. Эта решимость сделать рывок от греха, привычных болотных жизненных обстоятельств, рывок в сторону совести, в сторону колокольного звона и любящего Отца Небесного. Необходима решимость, и дай нам Бог, чтобы она обреталась нами. Дай Бог совершать решительные поступки, которые Господь обязательно поддержит и благословит. Помогай нам всем Господь.

 

Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать