15 июля. Святитель Иувеналий

15 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 15 июля 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых : Тихона, Василия, Арсения.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

Святой занимал престол святого града с 420 по 458 год. В это время мир озаряли великие светильники Церкви: преподобный Евфимий Великий, Симеон Столпник, Герасим Иорданский и многие другие.

Святой Ювеналий был другом и собеседником преподобного Евфимия Великого. Во время первосвятительства святого Патриарха Ювеналия Восточная Церковь была волнуема опасными лжеучениями, против которых он восставал с пастырской ревностью, сберегая Христово стадо.

В 431 году в городе Ефесе был созван III Вселенский Собор, осудивший ересь Нестория, восставшего против православного исповедания Божественной природы Иисуса Христа. На Соборе председательствовал святитель Кирилл, Патриарх Александрийский, и в числе его единомышленников был святой Патриарх Ювеналий.

В 451 году в городе Халкидоне собрался IV Вселенский Собор для обличения новой ереси - евтихианской (монофизитской), учившей, что человеческая природа во Христе была полностью поглощена Божественной. Святые отцы, среди которых был святитель Ювеналий, осудив ересь Евтихия, утвердили православное исповедание о соединении в Господе Иисусе Христе обоих естеств - Божеского и человеческого - нераздельно и неслиянно. Однако еретики продолжали смущать умы христиан.

Во главе лжеучителей стоял Феодосий, который, склонив на свою сторону проживавшую в Иерусалиме вдову императора Феодосия Младшего Евдокию, требовал, чтобы Патриарх Ювеналий высказал порицание постановлению Халкидонского Собора, то есть отказался от православного догмата о двух естествах во Христе. Святейший Ювеналий не согласился на предательство Истины, но мужественно исповедал Халкидонский догмат перед еретиками. Феодосий и его сторонники низложили святого Ювеналия с патриаршего престола. Святитель удалился в оплот православия - Константинополь, к святому Патриарху Анатолию и императору Маркиану.

Еретик Феодосий, при поддержке императрицы Евдокии, занял патриарший престол в Палестине, но лишь на 20 месяцев. Император Маркиан, уважавший святого Ювеналия, добился восстановления его в патриаршем достоинстве, и Патриарх-исповедник возвратился в Иерусалим.

Много трудов приложил святой для восстановления церковного мира. По вразумлению преподобного Симеона Столпника императрица Евдокия покаялась пред святителем и вернулась в церковное общение с православными. Вслед за ней возвратилась и большая часть совращенной еретиками иерусалимской паствы. Устранив мятежные ереси и установив церковное единомыслие и благолепие, Патриарх Ювеналий мирно скончался среди верной паствы, потрудившись в святительском сане 38 лет.

 

Завтра мы будем вспоминать одно из самых печальных событий в истории христианской Церкви - раскол на Восточную и Западную Церкви, произошедший в 1054 году. Когда 16 июля римские легаты объявили в соборе Святой Софии о низложении патриарха Константинопольского Михаила Керулария и его отлучении от Церкви. С этого момента началось тяжелейшее разъединение Церкви на Римо-Католическую и Православную. Раскол не уврачеван до сих пор, и, скорее всего, это невозможно, хотя в 1965 году по решению Римского Папы и Константинопольского патриарха взаимные анафемы и были сняты.

Почему необходимо свято хранить чистоту веры? Потому что закон очень прост - «правило веры и образ кротости». Вера - это навигационная карта, выводящая человека из блужданий в грехах и страстях, из сатанинского язычества, безбожия на твердую почву, указывающая путь к истине. В астрономии есть понятие параллакс , когда ошибка, допущенная в начале пути даже на десятитысячную долю градуса, по причине огромного расстояния приводит к большому уклонению от курса. С каждым миллионом километров этот угол становится все больше и больше, и в результате, когда космический корабль должен бы достигнуть поставленной цели, выясняется, что он абсолютно сбился с курса и прошел мимо нее.

Точно так же и в духовной жизни: если в начале пути нарушаются принципиальны истины, если человек усваивает ложь, то он не достигает встречи с Богом. Кроме того, вера, безусловно, сказывается на действиях человека: какая у него вера, такая у него и жизнь. По народной мудрости «кривое око на все криво смотрит». Если искажено око души, ум поврежден ложью, ересью, он не способен принимать верные решения, и действия такого человека становятся поврежденными, извращенными грехом.

В этом смысле очень сложно соединить несоединимое, потому что ложные духовные понятия, вошедшие в западное христианство, исказили практику духовной жизни. Если догматы, теоретические понятия о Боге, можно как-то привести к общему знаменателю: еще раз собрать епископов, разобрать учение семи Вселенских соборов, вникнуть в Символ веры, составленный на I и II Вселенских Соборах, и понять, где были совершены отклонения от истины, то как преодолеть последствия, возникшие вследствие этого уклонения? Ведь последствия эти связаны вообще с общением с Богом. Поскольку западные христиане уничижают третью ипостась Святой Троицы Духа Святого и в установленных после раскола догматах, и в практике жизни, это неизбежно отражается на их духовном здоровье, молитвенной практике и стяжании благодати Духа Святаго Божиего, которое, по мысли преподобного Серафима Саровского, является целью христианской жизни. Потому святые, признанные Западной Церковью, с точки зрения православного опыта богообщения, пребывали в состоянии тяжелейшей прелести, то есть заблуждения и обольщения, когда человек думает, что двигается к истине, а на самом деле пребывает во лжи. Это духовное повреждение, возникшее в результате искажения веры, уврачевать фактически невозможно, непонятно, каким образом можно совершить этот огромный труд.

Всякому приходящему в Церковь очень важно правильно усвоить теорию и на ее основе приобрести правильные навыки духовной жизни. Для этого человек должен неспешно подходить к началу своих отношений с Богом и Церковью. Неправильно усвоенные, искаженные понятия неизбежно отразятся и на практике его духовной жизни. Поэтому Церковь часто требует, прежде крещения как минимум прочитать «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского и хотя бы в рамках катехизиса разобрать Символ православной веры, чтобы понять, во что верят православные христиане. Потому что нарушения в вере повлекут к уклонению от истинного пути. Дай Бог, чтобы мы внимательно и ревностно относились к тому, как веруем, знали и любили свою веру, хранили ее, передавая из поколения в поколение. Помогай нам всем Господь!


Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать