14 июня. Мц. Вера Самсонова

14 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 14 июня 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Харитона, Дионисия, Василия, Веры, Иоанна

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

При выборе жития очередного дня существуют определенные приоритеты. С одной стороны, есть великие праздники и великие святые, но бывает, когда святые равнозначны - у них равный знак церковного празднования. Для тех, кто не знает, скажу, что каждая служба имеет свой знак в богослужебном календаре. Например, есть знак «полиелей» и знак «всенощное бдение», знаки «служба шестеричная» и «служба со славословием», от них зависит состав богослужебных текстов на вечернем богослужении и тропари на Литургии, которые повествуют о событии праздника. Когда святые равнозначные, то в приоритете всегда преподобные. Потому что жизнь и подвиги мучеников в каком-то смысле схожи между собой и для многих из нас это недостижимая перспектива, а жизнь преподобных показывается как постепенное восхождение. Сначала это юноша, у него свои искушения и подвиги, опять-таки во многом  непосильные для нас, но понятные; далее человек шел путем аскетических опытов, и какие-то примеры и советы применимы и к нашей жизни.

Когда же речь идет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, то если в святцах есть память женщины, в первую очередь всегда хочется рассказать о ней, потому что это особый подвиг и особое служение. Женщина -  слабый сосуд, а мученичество - мужество, крепость, кремень, и это достойно особого внимания. Вот и сегодня мы совершаем память новомученицы Веры Самсоновой.

Мученица Вера родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье смотрителя арестного дома Николая Самсонова. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания не вошло в противоречие с ее религиозными взглядами после того, как власть в России захватили безбожники.

Глубоко верующий, просвещенный человек, она ревностно относилась ко всему, что было связано с христианской верой и Церковью. В конце 1920-х была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени безбожниками Казанском монастыре в Касимове.

Летом 1935 года сотрудники НКВД арестовали священников и мирян, почитателей блаженной Матроны, жившей  в деревне Анемнясево Касимовского района и царевича Иакова, скончавшегося в XVII веке, погребенного на территории Казанского монастыря. Была арестована сама блаженная, арестовали и Веру Самсонову.

Давая ей характеристику, сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божиего. Еще и разносит просфорки по верующим».

Вера Николаевна была арестована 28 июня 1935 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.

– С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? – начал допрашивать ее следователь.

– Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. До последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.

– Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.

Обычный ход чекистов - выведать, кто был и затем всех пленить.

– На могиле царевича Иакова я... встречала... неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.

– Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности? – спросил Веру Николаевну следователь.

– О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и почитала ее как блаженную и праведную, посылала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала и лично ее я не знаю.

– Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.

– Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.

– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?

– Сама больных на могилу царевича Иакова  никого не приводила, но, бывая в часовне, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.

16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее антисоветской деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений, распространяла всевозможные ложные слухи, то есть виновна в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса».

2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило Веру Николаевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда и прибыла 30 августа того же года.

Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша.

Церковная староста и ревностная христианка Вера скончалась за две недели до окончания срока заключения на рассвете 14 июня 1940 года, когда солнце здесь почти незаходимо стоит над горизонтом, освещая этот суровый и прекрасный край.  

 

Продолжу тему о воспитании веры. Одно из значений слова религия - благоговейное предстояние перед Всевышним, Создателем. Это качество души, эта добродетель наиболее необходима при отношениях человека с Богом, ибо Бог - это Тот, перед Которым преклоняют колени. Поэтому так важно даже в мелочах не позволять себе кощунственного, пренебрежительного, циничного отношения к святыне: и к святой воде, и священству, и храму, и богослужению. Поэтому так важно, приходя с детьми в храм, внимательно следить, чтобы дети  не бегали по храму и не шумели. Если ребенок не воспитан, то с ним надо приходит минут за десять до причастия, например к молитве «Отче наш». Не умиляться тем, что ребенок шумит и издает какие-то звуки - это безобразие, потому что в храм люди приходят молиться, а молиться очень непросто, особенно когда из молитвы все время выбивают лишние движения, лишние звуки, возня.

Особенно важно благоговение в молитве. Некогда ученики обратились к Своему Божественному Учителю: «Учитель, научи нас молиться». Нельзя думать, что апостолы не умели молиться: как у всяких правоверных иудеев, у  них наверняка были определенные молитвенные правила. Например у мусульман существует пятиразовый  намаз, когда человек, несмотря на свою деятельность, обращается на восток и совершает определенные молитвы. Так свои правила существуют и у иудеев. Тем не менее, ученики ощущали, что молятся как-то не так и обратились с просьбой ео Христу, научить их молиться. И Господь ответил: «Когда молитесь, молитесь так: «Отче наш».

Эта молитва буквально повергла в шок, потому что никогда до сей поры человек  не мыслил своих отношений с Богом в таком ключе. Бог - это Судия,  Творец, справедливый Законодавец. Но если Он Отец, значит, я сын? Если я сын, значит, я наследник тех благ, которые Господь уготовал любящим Его, и это совсем иные отношения: обращаясь к Богу, мы должны благоговеть перед Ним, как перед Отцом.

Хотя в сегодняшней жизни наше несчастье в том, что у многих нет отцов. Де-факто они где-то есть, но назвать их отцами нельзя: они бросили, предали, отреклись. Но даже в семьях, где они есть, у детей далеко  не всегда воспитано благоговейное отношение к отцам. Через родителей ребенок выстраивает проекцию к Богу. Научиться любить и слушаться Бога можно в основном через родителей. Любовь к родителям потом переходит на любовь к Отцу Небесному.

Значит молитву «Отче наш» мы никогда не должны читать скороговоркой, даже если она очень привычна и читается ежедневно по несколько раз. Мы должны медленно произносить «Отче наш», проговаривая и чувствуя вкус каждого слова, чтобы эта молитва всегда находила отражение в нашем сердце, чтобы ум не терял внимания в каждом слове молитвы и сердце всегда реагировало радостью и ликованием от того, что Бог  нас называет Своими детьми, а значит мыслит нас и наследниками вечной жизни.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать