Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 14 июня 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Харитона, Дионисия, Василия, Веры, Иоанна
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
При выборе жития очередного дня существуют определенные приоритеты. С одной стороны, есть великие праздники и великие святые, но бывает, когда святые равнозначны - у них равный знак церковного празднования. Для тех, кто не знает, скажу, что каждая служба имеет свой знак в богослужебном календаре. Например, есть знак «полиелей» и знак «всенощное бдение», знаки «служба шестеричная» и «служба со славословием», от них зависит состав богослужебных текстов на вечернем богослужении и тропари на Литургии, которые повествуют о событии праздника. Когда святые равнозначные, то в приоритете всегда преподобные. Потому что жизнь и подвиги мучеников в каком-то смысле схожи между собой и для многих из нас это недостижимая перспектива, а жизнь преподобных показывается как постепенное восхождение. Сначала это юноша, у него свои искушения и подвиги, опять-таки во многом непосильные для нас, но понятные; далее человек шел путем аскетических опытов, и какие-то примеры и советы применимы и к нашей жизни.
Когда же речь идет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, то если в святцах есть память женщины, в первую очередь всегда хочется рассказать о ней, потому что это особый подвиг и особое служение. Женщина - слабый сосуд, а мученичество - мужество, крепость, кремень, и это достойно особого внимания. Вот и сегодня мы совершаем память новомученицы Веры Самсоновой.
Мученица Вера родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье смотрителя арестного дома Николая Самсонова. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания не вошло в противоречие с ее религиозными взглядами после того, как власть в России захватили безбожники.
Глубоко верующий, просвещенный человек, она ревностно относилась ко всему, что было связано с христианской верой и Церковью. В конце 1920-х была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени безбожниками Казанском монастыре в Касимове.
Летом 1935 года сотрудники НКВД арестовали священников и мирян, почитателей блаженной Матроны, жившей в деревне Анемнясево Касимовского района и царевича Иакова, скончавшегося в XVII веке, погребенного на территории Казанского монастыря. Была арестована сама блаженная, арестовали и Веру Самсонову.
Давая ей характеристику, сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божиего. Еще и разносит просфорки по верующим».
Вера Николаевна была арестована 28 июня 1935 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.
– С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? – начал допрашивать ее следователь.
– Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. До последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.
– Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.
Обычный ход чекистов - выведать, кто был и затем всех пленить.
– На могиле царевича Иакова я... встречала... неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.
– Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности? – спросил Веру Николаевну следователь.
– О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и почитала ее как блаженную и праведную, посылала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала и лично ее я не знаю.
– Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.
– Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.
– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?
– Сама больных на могилу царевича Иакова никого не приводила, но, бывая в часовне, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.
16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее антисоветской деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений, распространяла всевозможные ложные слухи, то есть виновна в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса».
2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило Веру Николаевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда и прибыла 30 августа того же года.
Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша.
Церковная староста и ревностная христианка Вера скончалась за две недели до окончания срока заключения на рассвете 14 июня 1940 года, когда солнце здесь почти незаходимо стоит над горизонтом, освещая этот суровый и прекрасный край.
Продолжу тему о воспитании веры. Одно из значений слова религия - благоговейное предстояние перед Всевышним, Создателем. Это качество души, эта добродетель наиболее необходима при отношениях человека с Богом, ибо Бог - это Тот, перед Которым преклоняют колени. Поэтому так важно даже в мелочах не позволять себе кощунственного, пренебрежительного, циничного отношения к святыне: и к святой воде, и священству, и храму, и богослужению. Поэтому так важно, приходя с детьми в храм, внимательно следить, чтобы дети не бегали по храму и не шумели. Если ребенок не воспитан, то с ним надо приходит минут за десять до причастия, например к молитве «Отче наш». Не умиляться тем, что ребенок шумит и издает какие-то звуки - это безобразие, потому что в храм люди приходят молиться, а молиться очень непросто, особенно когда из молитвы все время выбивают лишние движения, лишние звуки, возня.
Особенно важно благоговение в молитве. Некогда ученики обратились к Своему Божественному Учителю: «Учитель, научи нас молиться». Нельзя думать, что апостолы не умели молиться: как у всяких правоверных иудеев, у них наверняка были определенные молитвенные правила. Например у мусульман существует пятиразовый намаз, когда человек, несмотря на свою деятельность, обращается на восток и совершает определенные молитвы. Так свои правила существуют и у иудеев. Тем не менее, ученики ощущали, что молятся как-то не так и обратились с просьбой ео Христу, научить их молиться. И Господь ответил: «Когда молитесь, молитесь так: «Отче наш».
Эта молитва буквально повергла в шок, потому что никогда до сей поры человек не мыслил своих отношений с Богом в таком ключе. Бог - это Судия, Творец, справедливый Законодавец. Но если Он Отец, значит, я сын? Если я сын, значит, я наследник тех благ, которые Господь уготовал любящим Его, и это совсем иные отношения: обращаясь к Богу, мы должны благоговеть перед Ним, как перед Отцом.
Хотя в сегодняшней жизни наше несчастье в том, что у многих нет отцов. Де-факто они где-то есть, но назвать их отцами нельзя: они бросили, предали, отреклись. Но даже в семьях, где они есть, у детей далеко не всегда воспитано благоговейное отношение к отцам. Через родителей ребенок выстраивает проекцию к Богу. Научиться любить и слушаться Бога можно в основном через родителей. Любовь к родителям потом переходит на любовь к Отцу Небесному.
Значит молитву «Отче наш» мы никогда не должны читать скороговоркой, даже если она очень привычна и читается ежедневно по несколько раз. Мы должны медленно произносить «Отче наш», проговаривая и чувствуя вкус каждого слова, чтобы эта молитва всегда находила отражение в нашем сердце, чтобы ум не терял внимания в каждом слове молитвы и сердце всегда реагировало радостью и ликованием от того, что Бог нас называет Своими детьми, а значит мыслит нас и наследниками вечной жизни.
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Утреня с чином погребения Святой Плащаницы 3 мая 2024 года
Вечерня с выносом Святой Плащаницы Спасителя 3 мая 2024 года
Богослужение 3 мая 2024 года
У книжной полки. «Чудо Чудесем». О Литургии и Евхаристии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!