14 апреля. Сщмч. Сергий (Заварин)

14 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь.  14 апреля 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых  Марии, Сергия, Макария.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика Сергия Заварина.

 

Священномученик Сергий родился 10 сентября 1885 года в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника Константина Заварина. По окончании Ярославской Духовной семинарии Сергей Константинович был рукоположен во священника и служил в селе Копорье Мологского уезда, а затем был назначен на приход своего отца в село Вознесенское. За безупречную службу отец Сергий был возведен в сан протоиерея.

В 1927 году священник, служивший в храме в селе Троица-Закулжье Любимского района Ярославской области, проявил малодушие и публично отрекся от сана, и отец Сергий был назначен служить на его место.

Порой сердце может «качнуться» в сторону осуждения. Но кто из нас без греха? Кто не испытывал состояния души, когда сердце проявляет страшную скорбь и малодушие? Как можно кого-либо осуждать? Это всегда происходит от высокомерия, когда человек считает себя, имеющим право давать суждения. Он-то никогда себе бы такого не позволил. Мы порой осуждаем людей, которые нам кажутся слабыми, опустившимися. В жизни Антония Сурожского произошел такой эпизод. Он был еще молодым и пришел на исповедь, а в этот день исповедовал батюшка, который был пьяницей. Порой Антонию приходилось во время исповеди поддерживать священника, чтобы тот не упал. Священник ему говорит: «Ты знаешь мою жизнь, из своего опыта я не могу тебе ничего сказать: он только отрицательный. Но то, чему учит Господь и святые, то подскажу». И он дал несколько советов, которые очень помогли Антонию в жизни. А потом он узнал, что во время эмиграции священник стал свидетелем, как большевики потопили корабль, на котором была его любимая жена и дети, поэтому он запил.  Кто-то может сказать: «А праведный Иов не запил». В таком случае достигни праведности Иова, и тогда, может, что-то и сможешь сказать. А рассуждать из своей зоны комфорта и благополучия — это слишком дерзко и пошло. Поэтому не спешите бросать камни в грешников.

Власти сразу же стали оказывать на него давление, чтобы принудить его уехать: в 1927 году суд присудил его к выплате штрафа, обвинив в потраве овса, в 1930 году – к штрафу за непоставку молока государству; в 1931 году власти предложили отцу Сергию уплатить культсбор на сумму 735 рублей, но священник отказался платить за неимением денег – в тот же день представители властей произвели в его доме опись имущества. Отец Сергий вынужден был пойти по домам прихожан просить о помощи и в результате собрал и уплатил 400 рублей.

После приезда отца Сергия в село Троица-Закулжье сотрудники ОГПУ стали собирать о нем сведения, в которых надеялись найти предлог для ареста. В 1932 году они писали о священнике, что он, как личность антисоветская, «по своему приходу распускает слухи, что в колхозы идти не надо: как только будут колхозы, так закроют церкви; при организации в селе колхоза поп служил большую обедню и на вопрос, почему у него так много сегодня народа, ответил: «Может быть, уж служу в последний раз».

Один из осведомителей доносил 3 марта 1932 года в ОГПУ: «Заварин по вопросу коллективизации и взаимоотношения советской власти и колхозников с Церковью говорил: “Коллективизация Церкви не касается: коллективизация сама по себе, а Церковь сама по себе; отпадение отдельных членов от Церкви есть и будет, возможно, даже храмы будут закрыты, но Церковь, как общество верующих, не должна прекратить своего существования согласно слов Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». Вера есть внутреннее духовное настроение человека и дело совести его; можно быть верующим и в колхозе и атеистом вне его, а для существования Церкви, как общества верующих, достаточно два-три человека, ибо сказано: «Где двое или трое собрались во имя Мое, тут и Аз среди них”».

Во второй половине тридцатых годов отца Сергия все чаще стали вызывать в районное управление НКВД в город Любим и все настойчивее предлагать снять сан священника и оставить служение в церкви, в противном случае ему придется впоследствии горько пожалеть о своем несогласии. Протоиерей Сергий неизменно на это отвечал, что он никогда не согласится оставить церковное служение.

В 1937 году председатель Бормановского сельсовета отправил в НКВД донесение. «Довожу до вашего сведения, – писал он, – что в нашем Бормановском сельсовете работает… группа церковников, возглавляемая попом Завариным… Товарищ начальник НКВД, мне чего-то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а так же вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который в 1937 году распускал свою семью по селениям по́ миру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает».

28 октября этот же председатель сельсовета, но уже в качестве свидетеля, дал показания об отце Сергии. «Весной 1937 года, – заявил он, – в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин… в деревне Мельцево среди колхозников говорил: «Православные миряне, лен не сейте – эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой… Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца – метр за большие рубли».

Отец Сергий был арестован 30 октября 1937 года во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру». И отец Сергий поклонился прихожанам, благословил их, и был выведен сотрудниками НКВД из храма. Арестованного священника привели в дом, где он жил и где в это время шел обыск, а затем вместе с двумя его также арестованными сыновьями отправили в ярославскую тюрьму. Жену священника с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив им ничего взять из вещей, и на некоторое время их приютил дальний родственник, живший в соседней деревне.

– Следствию известно, что весной 1937 года в религиозный праздник вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете? – спросил отца Сергия следователь.

– Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели, – ответил священник.

– Свидетельские показания вас уличают, что вы вместе с дьяконом Поповым, будучи в сентябре сего года в деревне Теняево, среди населения высказывали всевозможные пасквили по адресу колхозного строительства. Вы это подтверждаете?

-  Были мы или нет в деревне Теняево, этого я не припоминаю, поэтому и свои высказывания против колхозного строительства я также не припоминаю, но мне думается, что против колхозов я ничего не говорил; то же самое могу сказать и про диакона Попова.

Следствие было закончено за один день, и 5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Сергий Заварин скончался в заключении 14 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Особым праздником на Пасху для многих жителей окрестных сел было то, что по благословению владыки Кирилла все духовенство, которое можно было направить в командировку, совершало богослужения в храмах, где есть приход, община, но нет постоянного священника. Великая радость, когда после многих лет пустования храма или служб время от времени, приезжают священники служить Пасху. Так всегда бывало, что на Пасху собирается весь приход. В этот раз молодые батюшки поехали на служение любви, внимания, христианского душепопечения в сельские приходы и помолились, послужили, порадовали пожилых, которые еще остаются в деревнях и селах, молодежь, которая по недостатку веры не поехала в районный центр, где действует храм. Они пришли на праздник, порадовались, многие приступили к Таинствам Исповеди и Причастия. Это великая радость. Слава Богу, что у нас есть такая возможность. Слава Богу, что пастыри во главе с митрополитом Кириллом внимательны к просьбам наших сельчан.

Помогай нам всем Господь.

 

Протоиерей Евгений Попиченко

Расшифровка: Наталья Маслова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать