Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 13 мая 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Игнатия, Иакова, Никиты, Василия, Максима.
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Сегодня святая Церковь вспоминает память одного из самых близких современному русскому человеку святых угодников Божиих, потому что духовная жизнь, которая есть наука из наук и искусство из искусств, изучается именно по его трудам. Господь дал этому человеку талант, а он не закопал и не разорил его: изучая и прорабатывая труды многих святых подвижников, он интегрировал, соединил их в своих удивительных трудах, таких как «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь» с той математической точностью, которая была ему присуща. Сегодня память святителя Игнатия Брянчанинова.
У аскетики очень много общего с математикой в том смысле, что это столь же точная и безупречная наука: у духовной жизни есть свои законы и формулы. Если человек ими правильно оперирует, наблюдает и видит закономерности, анализирует и осмысливает, ставит опыты, в первую очередь над собой, то познание самого себя - удивительный и интереснейший процесс. Если человек хочет познать эту науку, очень скоро он понимает, что здесь случайностей не бывает, в противоположность другим сферам деятельности, где многое зависит от случая. Например, если в биологическим мире не все бывает так, как хотелось бы человеку и есть много разных условий, то в математике все очень ясно и точно: есть правила, законы, и если ты ими правильно пользуешься, результат уравнения, которое требуется решить, будет верным. И наоборот, если где-то допущена ошибка, то сколько бы ты ни решал, она будет переходить со страницы на страницу, ты будешь нервничать, переживать, но в какой-то момент придется остановиться, вернуться назад, найти эту ошибку и, исправив ее, заново решать выражение. Все это очень близко с духовной жизнью.
Святитель Игнатий Брянчанинов родился 5 февраля 1807 года в родовом имении отца селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествия по окрестным святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.
Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние — не только в науках, но и в рисовании, музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А. Н. Оленина; здесь, на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.
Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.
Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской Лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 г. уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.
В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.
Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году Владыка прибыл в Ставрополь, где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни (до 1867 года) он отдал работе над духовными сочинениями.
Всем, кто желает встретиться с самим собой и узнать себя, очень рекомендуем труды святителя Игнатия, собранные в I и II томах его сочинений. Первый том - для начинающих изучать науку аскетику, второй - для людей, уже приобретших начальный опыт и стремящихся к молитве. Цель нашей духовной жизни - достигнуть профессионализма, стать, если так можно выразиться, «профессиональными христианами»: отточить знания, умения и навыки до совершенства. Чтобы когда тебя ударят в правую щеку, подставить левую; чтобы творишь милостыню, твоя левая рука не знала, что творит правая, то есть заповеди Божии до такой степени укоренились в нашей природе, что стали бы естественны. Как естественно, садясь за стол, брать ложку в определенную руку, а не решать серьезную задачу: в какую руку ее брать – все это навыки, выработавшиеся в природе человека, так и заповеди Божии должны стать для нас привычными, как дыхание или навык ходьбы, о которых мы не задумываемся. Господь ожидает от нас такого же естественного исполнения Его заповедей.
Когда в транспорт заходит пожилой человек или женщина, мужчина встает, потому что естественно сильному уступать место более слабому (по возрасту или полу). Если же мужчина в такой ситуации остается сидеть, тем самым он расписывается в собственном бессилии, хотя можно сколько угодно говорить « я первый сел» и «все равны». Мы должны стремиться к тому, чтобы обрести первенство у Бога. Как говорит апостол: «стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус». Первенство у Бога достигается обратной перспективой: кто хочет быть первым, будь всем слугой; кто хочет быть б`ольшим, будь всем рабом. Через исполнение этой заповеди человек действительно обретает силу: силу не свою, но Божию, которая совершается в немощи самоотвержения, немощи служения ближнему, немощи самоумаления.
Тот, кто действительно силен, всегда готов и желает отдать себя в служение, но это тоже навык, которому надо учиться, - это многотысячные ежедневные тренировки, благодаря которым человек приобретает те же чувствования, что и во Христе Иисусе, и тогда становится «профессионалом». Этому во многом способны помочь труды святителя Игнатия. Будем читать их, неленостно изучая удивительную и потрясающую науку жизни духовной. Помогай нам всем Господь.
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!