13 мая. Свт. Игнатий Брянчанинов

13 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 13 мая 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Игнатия, Иакова, Никиты, Василия, Максима.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

 

Сегодня святая Церковь вспоминает память одного из самых близких современному русскому человеку святых угодников Божиих, потому что духовная жизнь, которая есть наука из наук и искусство из искусств, изучается именно по его трудам. Господь дал этому человеку талант, а он не закопал и не разорил его: изучая и прорабатывая труды многих святых подвижников, он интегрировал, соединил их в своих удивительных трудах, таких как «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь» с той математической точностью, которая была ему присуща. Сегодня память святителя Игнатия Брянчанинова.

 

У аскетики очень много общего с математикой в том смысле, что это столь же точная и безупречная наука: у духовной жизни есть свои законы и формулы.  Если человек ими правильно оперирует, наблюдает и видит закономерности, анализирует и осмысливает, ставит опыты, в первую очередь над собой, то познание самого себя -  удивительный и интереснейший процесс. Если человек хочет познать эту науку, очень скоро он понимает, что здесь случайностей не бывает, в противоположность другим сферам деятельности, где многое зависит от случая. Например, если в биологическим мире не все бывает так, как хотелось бы человеку и есть много разных условий, то в математике все очень ясно и точно: есть правила, законы, и если ты ими правильно пользуешься, результат уравнения, которое требуется решить, будет верным. И наоборот, если где-то допущена ошибка, то сколько бы ты ни решал, она будет переходить со страницы на страницу, ты будешь нервничать, переживать, но в какой-то момент придется остановиться, вернуться назад, найти эту ошибку и, исправив ее, заново решать выражение. Все это очень близко с духовной жизнью.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов родился 5 февраля 1807 года в родовом имении отца селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествия по окрестным святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет безотчетно влекся он к жизни иноческой. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.

 

Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние — не только в науках, но и в рисовании, музыке. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств А. Н. Оленина; здесь, на литературных вечерах он сделался любимым чтецом и вскоре познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменял своим душевным стремлениям. В поисках «вечной собственности для вечного человека» он постепенно пришел к малоутешительному выводу: значение науки ограничивается земными потребностями человека и пределами его жизни.

 

Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.

 

Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской Лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 г. уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.

 

В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.

 

Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году Владыка прибыл в Ставрополь, где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861 г. поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни (до 1867 года) он отдал работе над духовными сочинениями.

 

Всем, кто желает встретиться с самим собой и узнать себя, очень рекомендуем труды святителя Игнатия, собранные в I и II томах его сочинений. Первый том - для начинающих изучать науку аскетику, второй - для людей, уже приобретших начальный опыт и стремящихся к молитве. Цель нашей духовной жизни - достигнуть профессионализма, стать, если так можно выразиться, «профессиональными христианами»: отточить знания, умения и навыки до совершенства. Чтобы когда тебя ударят в правую щеку, подставить левую; чтобы творишь милостыню, твоя левая рука не знала, что творит правая, то есть заповеди Божии до такой степени укоренились в нашей природе, что стали бы естественны. Как естественно, садясь за стол, брать ложку в определенную руку, а не решать серьезную задачу: в какую руку ее брать – все это навыки, выработавшиеся в природе человека, так и заповеди Божии должны стать для нас привычными, как дыхание или навык ходьбы, о которых мы не задумываемся. Господь ожидает от нас такого же естественного исполнения Его заповедей.

 

Когда в транспорт заходит пожилой человек или женщина, мужчина встает, потому что естественно сильному уступать место более слабому (по возрасту или полу). Если же мужчина в такой ситуации остается сидеть, тем самым он расписывается в собственном бессилии, хотя можно сколько угодно говорить « я первый сел» и «все равны».  Мы должны стремиться к тому, чтобы обрести первенство у Бога. Как говорит апостол: «стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус». Первенство у Бога достигается обратной перспективой: кто хочет быть первым, будь всем слугой; кто хочет быть б`ольшим, будь всем рабом. Через исполнение этой заповеди человек действительно обретает силу: силу не свою, но Божию, которая совершается в немощи самоотвержения, немощи служения ближнему, немощи самоумаления.

 

Тот, кто действительно силен, всегда готов и желает отдать себя в служение, но это тоже навык, которому надо учиться, - это многотысячные ежедневные тренировки, благодаря которым человек приобретает те же чувствования, что и во Христе Иисусе, и тогда становится «профессионалом». Этому во многом способны помочь труды святителя Игнатия. Будем читать их, неленостно изучая удивительную и потрясающую науку жизни духовной. Помогай нам всем Господь.

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать