13 марта. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

13 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 13 марта 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.

Мир и благословение Божие пребывают с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток.

В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне,  черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства искать защиты безвинно страдающему святителю.

В сан пресвитера преподобный Иоанн был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей.

По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий»  палестинских и египетских и 10 «Бесед с пустынными отцами», чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге «О постановлениях киновий» речь идет о внешнем виде монаха; во второй - о чине ночных псалмов и молитв; в третьей - о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой - о чине отвержения от мира; в восьми остальных - о восьми главных грехах.

В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю».

В 431 году святой Иоанн написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам блаженного Августина что «благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона».

По словам преподобного Иоанна Лествичника, «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.

Мы продолжаем разговор об источниках Божественной благодати: о том, как всякий желающий быть со Христом и в вечном Небесном Царствии может и должен приуготовить свою душу для прихода Духа Святого Утешителя. Еще один из источников благодати - молитвенный труд, молитва, которая именуется святыми отцами царицей добродетелей, или матерью всех добродетелей, без которой не может быть в полной мере усвоено ни одно доброе свойство человека.

Мы находимся в Неделе святителя Григория Паламы и в предыдущее воскресение вспоминали этого святого, который жил в XIV веке, когда православный Восток в годы заката Византийской империи перед нашествием турок постигло искушение в лице Варлаама и Акиндина. Это были еретики, воспитанные в западных традициях богословия и практической жизни, которые, увидев психосоматический метод афонских монахов - благодаря которым человек достигает молитвенного сосредоточения и, возвращаясь внутрь себя, совершает особое «умное делание» - восприняли его извращенно и стали хулить исихастский метод стяжания благодати Духа Святого.

Святитель Григорий Палама, формулируя богословие молитвы, заключает, что познание Бога возможно каждому человеку, но не по существу - Бог по природе непознаваем, - а действием божественных энергий, благодатью Божией, Духом Святым, соединение с Которым возможно в человеческом духе. Человек может достигать обожения в соединении с нетварными энергиями Бога. Пять последующих Соборов утвердили богословие Григория Паламы, подтвердив, что оно имеет основания в святоотеческом учении, Священном Писании, и осудили ересь Варлаама.

Сейчас часто говорят: «Что мешает примириться западному и восточному христианству?». С точки зрения логики, все было бы просто: собраться богословам, обсудить догматику - и примириться. Но существует такой грех, как хула на Духа Святого. Те догматы, которые возникли в западном христианстве и привели к расколу с Православием, в основном являются такой хулой против Духа Святого. Учения об исхождении Духа Святого и от Сына, о непорочном зачатии Божией Матери и о непогрешимости римского епископа - все это так или иначе связано с умалением личности Духа Святого.

Вера неизбежно влияет на образ жизни: «правило веры и образ кротости». Ложная вера - ложная духовность, которая на святоотеческом языке именуется прелестью. Искажение веры рождает извращенное духовное состояние, и тот метод молитвы, который вошел в плоть и кровь западных христиан - метод медитативного, психического возбуждения крови - вводит в ложное состояние, вернуться из которого практически невозможно. Прелесть - когда человек думает, что он стяжал благодать Божию, а это просто разгорячение и возбуждение определенных внутренних психофизических процессов. Доказать и убедить, что это ложь, человек, который принимает свое состояние за явление святости, абсолютно невозможно. В этом главное расхождение - не в теории, а в практике духовной жизни.

В рамках короткой передачи говорить о молитве - этом удивительном источнике Божественной благодати - очень непросто. Молитва - наука из наук и искусство из искусств, действительно, мать всех добродетелей. Без молитвы нет жизни: как тело не живет без дыхания, так душа задыхается без молитвенного делания.

Молитва - высочайшее художество, величайшая наука. В любой отрасли деятельности человека невозможно достигнуть профессионализма без целенаправленного изучения предмета. Как нельзя освоить программирование, просто нажимая на кнопки компьютера - для этого необходимы определенная школа, книги, навык, наставники. Невозможно, просто взяв в руки скрипку, научиться извлекать гармонию - необходима школа. Неужели можно подумать, что в величайшей науке, которая позволяет извлекать мелодию из гармонично настроенной души,  не требуется ни методология, ни практика, ни наставничество? Как иногда говорят: «молись в простоте - и молитва сама всему научит». Но чтобы освоить эту науку, необходима высшая школа изучения этого удивительного и наисложнейшего процесса. Для этого необходимы и время, и силы, и главное - желание.

Первый шаг на пути к молитвенному труду - умолить Бога, чтобы Он даровал жажду молитвы. Как повелевает Сам Господь: «Просите - и дано будет, ищите - и обрящете, толцыте и отверзется вам». Господь даст просящим Духа Святого. Удивительное желание молитвы  не рождается в человеке в отрыве от всего образа жизни - необходим целый комплекс и внутреннего настроя, и внешних обстоятельств, даже на уровне телесных, потому что «сытое брюхо к молитве глухо». Если человек чрезмерно любит свою плоть, молитва никогда не привьется к такому расслабленному состоянию.

Эту науку необходимо постигать и теоретически, и практически. Будем просить у Бога молитвы, этой величайшей добродетели, и будем изучать молитвенные труды об этом художестве. Помогай нам всем Господь!

 

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать