13 июня. Сщмч. Философ (Орнатский) и сыновья его мчч. Борис и Николай

13 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 13 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Бориса, Николая.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомучеников и исповедников Церкви Русской священномученика Философа, пресвитера и его сыновей мучеников Бориса и Николая.

 

Мученик Николай  Орнатский родился 4 мая 1886 года в Санкт-Петербурге в семье священника Философа Орнатского.

Получив первоначальное образование в 10-й Санкт-Петербургской гимназии, он поступил в Императорскую военно-медицинскую академию. Во время учебы в академии Николай вступил в Общество распространения религиозно-нравственного просвещения, возглавляемое отцом, и принял деятельное участие в создании церковно-народного хора при храме преподобного Серафима Саровского на станции Графская.

В 1910 году Николай окончил академию и в 1911 году был определен на службу младшим врачом в 197-й пехотный Лесной полк. В том же году он был прикомандирован к Свеаборгскому лазарету для научно-практического усовершенствования. С 1911 по 1914 год он служил врачом в составе 199‑го пехотного Кронштадтского полка.

В 1913 году Николай обвенчался с девицей Серафимой, дочерью протоиерея Иоанна Успенского, полкового священника лейб-гвардии Финляндского полка.

С 1914 года принимал участие в военных действиях в составе 6-й Автомобильной роты 9-й армии и был награжден тремя орденами. После окончания мировой войны он вернулся домой, занялся частной врачебной практикой и пел в храме в церковном хоре.

Мученик Борис Орнатский родился 30 мая 1887 года в Санкт-Петербурге. Окончив 10-ю Санкт-Петербургскую гимназию, он в 1908 году поступил в Константиновское артиллерийское училище. По окончании училища он был произведен в подпоручики и в 1911 году назначен служить в 49-ю артиллерийскую бригаду, исполнял обязанности учителя бригадной учебной команды, помощника заведующего учебной командой и заместителя заведующего бригадным офицерским собранием. В 1913 году Борис был произведен в поручики и в том же году назначен служить в 3-ю батарею 23-й артиллерийской бригады, с которой принял участие в боевых действиях против германцев в составе 9-й армии. В 1916 году Борис был произведен в штабс-капитаны. Во время Первой мировой войны за отличия в боевых действиях Борис Орнатский был награжден пятью орденами.

После возвращения с фронта он жил вместе с родителями, помогая в храме отцу.

1 августа 1918 года в канун празднования памяти святого пророка Илии протоиерея Философа пригласили отслужить всенощную на Охте в Ильинском храме при Пороховом заводе. По возвращении домой он сел ужинать вместе с семьей – супругой Еленой Николаевной, сыновьями Николаем, Борисом и Владимиром, дочерью Лидией и сестрой Елены Николаевны, вдовой убитого протоиерея Петра Скипетрова. Вдруг раздался звонок, и в дверях появились вооруженные матрос и два красноармейца. Матрос приказал сделать обыск, затем велел священнику ехать с ними, пообещав, что он скоро вернется. Николай вызвался сопровождать отца, и тогда матрос приказал и Борису следовать с ними, и они были заключены в тюрьму Чрезвычайной комиссии.

Прихожане Казанского собора, узнав об аресте протоиерея Философа, отправили к властям несколько делегаций, но власти не приняли их. «Наконец, в воскресенье, после обедни, в сквер перед собором собралась многотысячная толпа, главным образом женщин, которая с пением молитв, хоругвями и иконами двинулась по Невскому проспекту на Гороховую улицу освободить отца Философа. Из толпы вышла делегация, которую коммунисты приняли и уверили, что они отца Орнатского скоро выпустят и что он находится на Гороховой в камере в полной безопасности. Толпа, успокоенная, разошлась».

В ту же ночь всех обреченных на смерть вывезли на берег Финского залива. Перед казнью протоиерей Философ, успокаивая приговоренных к смерти офицеров, которых числом было более тридцати, произнес спокойно и кротко: «Ничего, ко Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы». И, встав на колени, спокойным и ровным голосом прочел молитвы на исход души.

 

На прошлой  неделе мы совершили небольшую паломническую поездку по святыням Русской земли, посетили Владимир, Муром, Суздаль, Дивеево; молились у преподобного Серафима, благоверных Петра и Февронии, преподобного Илии Муромца. Каждый человек должен в какой-то степени являться собирательным сокровищем жизненного опыта от встреч с людьми, духовного чтения. Любая поездка и любая нестандартная ситуация полезны тем, что христиане, отправляющиеся в паломничество, едут посмотреть, как живут добрые христиане, подвижники и монахи, как они молятся, как проходят службы и послушания - всегда важно, чтобы перед глазами был добрый пример.

Преподобный авва Дорофей говорит, что одно из условий научения страху Божиему - жить рядом с человеком, у которого он есть. То же самое можно сказать и о научении благоговению: надо жить рядом с благоговейным человеком. Как научиться милосердию? Видеть пример милосердия, и не показного, а искреннего. Так же и послушанию можно научиться, видя пример послушания.

Несколько наблюдений из поездки. Наша группа была большая, поэтому билеты на поезд купили в разные вагоны, и одной семье необходимо было поменяться с кем-то местами, чтобы ребенок ехал рядом с родителями. Спрашивали у разных людей, не могли бы они перейти в лучшие условия, но в другой вагон. Люди реагировали по-разному, кто-то отвечал, что здесь своя компания и здесь интереснее. Встал один иеромонах и сказал: «Я пойду». Примеряешь к себе эту готовность и поиск, кому отдать себя в услужение. Это то христианское качество, которое у каждого из нас должно быть на первом месте. Кто хочет быть первым у Бога, будь всем рабом. Надо всегда быть ориентированным на то, кому бы отдать себя в услужение. Не ждать, пока тебя попросят, предложат, пообещают денег, а наоборот, помогать бескорыстно. Не рассчитывая, что вот сделаю поклон этому важному человеку, а потом обращусь к нему с просьбой о помощи, и будет «взаимовыгодное сотрудничество». Как жаль, что в основном только в монастырях воспитывается эта готовность встать и совершить обычный христианский поступок. Как бы была прекрасна наша жизнь, если бы каждый крещеный человек был бы сориентирован именно таким образом: предупреждал бы просьбу. К тебе еще не обратились, а ты уже по взгляду, некоему движению к тебе понимаешь, что от тебя просят. Насколько бы светлее была жизнь.

Другая ситуация говорит о том насколько мы должны быть внимательны и насколько наша любовь должна быть нелицемерной и нелицеприятной. У входа в магазин сидел нищий и, обращаясь ко входящим, просил купить ему продуктов. Молодой человек, откликнувшись на просьбу, купил кефир и бросил в пакет нищего, сказав: «На!» По-видимому, в этом жесте и интонации было что-то столь высокомерное, что  нищий возбудился: «А что ты мне как собаке подаешь, разве я пес? Как же тебя воспитали? Почему ты так относишься к людям?» Он сказал очень важные вещи, которые, дай Бог, чтобы воспринял этот молодой человек. Часто бывает, что мы творим дела милости как некое одолжение, считая, что мы облагодетельствовали человека. Надо помнить, что в служении больному, нищему, голодному, заключенному, он более благотворит нам, чем мы ему. Надо очень твердо усвоить этот духовный закон - это всегда возможность послужить Христу. Ведь к Нему  мы бы не обратились свысока: «На! возьми!», но всегда с любовью: «Пожалуйста, не соизволите ли принять от меня сию милость?» Это очень важный момент, дорогие мои, здесь есть над чем задуматься. Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать