13 февраля. Свт. Никита, еп. Новгородский

13 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Свои именины отмечают христиане, нареченные в честь святых: Иоанна, Афанасия, Никиты, Виктора, Никифора.

 

Церковный календарь

13 февраля 2015 г.

 

Сегодня свои именины совершают христиане, нареченные в честь святых: Иоанна, Никиты, Афанасия, Виктора.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня святая церковь совершает память святителя Никиты, епископа Новгородского.

 

Святитель Никита, епископ Новгородский, в молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Дьявол явился ему в виде ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: "Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя", - и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса. После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь по молитвам святых старцев возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.

 

Впоследствии святитель Никита был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи по его молитвам пошел дождь, в другой раз прекратился пожар в городе. 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви святого апостола Филиппа в Новгороде.

 

Когда преподобный авва Дорофей поучал своих учеников, всегда говорил, что прежде всего нужно научиться смиренномудрию. Почему он не сказал прежде научиться страху Божию, молитве или посту? Ведь об этом говорится и в Священном Писании? Потому что без смирения любая добродетель может быть окрадена, порой может быть даже во вред подвижнику.

 

Однажды на пути преподобного Макария Великого встретился дьявол и начал его искушать: «Макарий, ты постишься, а я вообще не ем. Ты ночи проводишь без сна, а я вообще не сплю. Но то, чем ты меня побеждаешь — это смирение». Ведь смирение — это цемент, который скрепляет все добродетели. Поэтому, читая труды подвижников о молитве, например, старца Иосифа Исихаста, величайшего молитвенника и тайнозрителя божественных откровений, мы видим, что все поучения в 95% говорят о послушании и только в 5% о молитвенном делании. Без смирения невозможно правильное устроение души. Затворничество допустимо по благословению только для подвижника, который духовно созрел для несения этого подвига, когда есть смирение, как фундамент, на котором можно строить всю последующую духовную жизнь. Тогда такой подвиг полезен. В противном случае даже подвижники, ревностные искатели благодати Божией, оказываются в глубочайшем заблуждении и прелести.

 

История преподобного Никиты, святителя Новгородского, удивительна тем, что рядом с ним оказались старцы и молитвенники, которые помогли ему выбраться из этой гибели. Но ведь много подвижников так и остались в прелести,  заблуждении,  надеянии на себя - в иллюзии, что спасаются. Например, если он знает историю Ветхого Завета — значит, это Божий дар. Вот уже и «ангел» стоит рядом и молится вместе с ним - и подвижник погибает. Поэтому святые отцы говорили, что лучше человеку впадать в грех и каяться, чем не грешить и не каяться. Плод смирения, рождающийся в покаянии, в осознании своей немощи, крепче, надежнее и важнее, чем мнение себя праведным и не нуждающимся в покаянии.

 

 

В истории с блудным сыном его возвращением  весьма возмутился старший брат. Отец позвал его на праздник, но он озлобился и высказал: «...Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка». Интересное выражение - «этот твой сын». Он не называет его братом, так как не хочет иметь к нему отношения. Так же часто люди говорят «эта страна», не считая страну своей, но выкачивая нужные ресурсы из нее для себя. Но отец пытается вразумить старшего сына: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся».

 

Вот так и в жизни бывает:  человек не пережил скорбей или не смирен падениями греховными, мукой страстей, пришел в церковь, «не замутив воды». С одной стороны, это замечательно, потому что сохраненное целомудрие, чистота является удивительным ресурсом, из которого легче созидать. Ведь «склеивать расколотую чашку», восстанавливать целостность души — это великий подвиг. Но, с другой стороны, может быть и искушение: человек может быть слишком самонадеянным, чувствовать себя особенно избранным. От такого самодовольства душа черствеет, человек начинает смотреть свысока: «я не такой, как прочии человецы». В душе возникает осуждение — тяжелейший симптом гордости. А гордость изгоняет из души благодать Духа Святого. Человек по форме праведник, правильно молится, дает десятую часть из того, что приобретает, пост соблюдает, но внутри нет искреннего покаяния, нет сокрушения сердца, нищеты духовной, и, как следствие, нет необходимости во враче.  Человек вроде как и здоровый,  но Господь пришел к грешникам и больным. Страшное состояние прелести, когда человек думает, что свободен от греха, страстей, и тем обличает свое пагубное состояние.

 

Потому иной раз Господь попускает впасть в те или иные прегрешения, чтобы дать человеку «якорь»: чтобы он не улетал в «космос» самонадеянности, самодовольства и самомнения, но скромно понимал, что является последним жалким грешником, помнил грехи, а от этого смирялся и сохранял себя от страшного состояния самообольщения и самовлюбленности. Дай Бог, чтобы мы избегали опасных лукавых дорог и рядом был советчик, которого можно послушать, чтобы цемент смирения был в нашей душе в достатке, скрепляя все прочие добродетели. Помогай нам всем Господь!

 

Расшифровка: Наталья Маслова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать