12 мая. Прп. Амфилохий (Головатюк) Почаевский

12 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 12 мая 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Феодота, Василия.

 

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Амфилохия Почаевского.

 

 

В миру Яков Варнавович Головатюк. Схиигумен Амфилохий родился в селе Малая Иловица Волынской губернии в многодетной семье благочестивого крестьянина Варнавы Головатюка.

 

В 1912 году был призван в Русскую армию. Во время Первой мировой войны Яков Головатюк храбро служил царю и Отечеству и был промыслительно назначен на фельдшерскую службу.

           

В конце войны попал в австрийский плен. В 1919 г. с помощью Божией бежал, вернулся домой и помогал родителям в тяжелом крестьянском труде. В 1925 г. поступил в Почаевскую Лавру. Достойно пройдя все послушания, 8 июля 1932 г был пострижен в монашество с именем Иосиф.

 

Очень быстро по всей Волыни пронеслась слава об отце Иосифе как о строгом подвижнике, искусном костоправе и лекаре. К древним стенам Лавры потянулись крестьянские повозки с больными не только из Волыни, но и из Буковины, Бессарабии и Галиции. Чтобы отцу Иосифу удобно было принимать страждущих, монастырское начальство перевело его из Лавры в домик на монастырском кладбище. Отец Иосиф воспринял это как великую милость Божию, позволившую ему вести в уединении жизнь, исполненную тайных духовных подвигов. С первых дней своей жизни в монастыре он стал строгим постником.

 

Вскоре отец Иосиф, по неотступным просьбам приходящих, начал молиться об исцелении тяжелых и неисцельных недугов, и Бог посылал исцеления. Сам о. Иосиф всячески сдерживал распространяющуюся славу о своих чудесах: «Бог за ваше усердие к Почаевским святыням и за ваши слезные молитвы послал вам исцеление, а я, грешный человек, даже не дерзаю молиться ни о чем другом, как только о прощении моих грехов».

 

По молитвам отца Иосифа исцелялись многолетние неисцельные калеки, глухие и слепые. Многие после беседы с батюшкой получали утешение в скорби и разрешение трудных жизненных проблем. Но особенно много людей стекались к нему для исцеления от душевных недугов и избавления от злых духов.

 

Во время Великой Отечественной войны отец Иосиф безбоязненно проповедовал о скором избавлении от фашистских захватчиков, призывал хранить верность Патриарху Московскому и всея Руси и обвинял раскольников-автокефалистов в предательстве веры предков. В конце войны в Почаев на монашеское кладбище прибыл карательный отряд бандеровцев, чтобы расстрелять отца Иосифа. Но крестьяне, узнав об этом, дали знать в Лавру, и братия, рискуя жизнью, укрыли его. После этого отца Иосифа перевели в Лавру.

 

После войны, когда начали усиливаться гонения на Церковь, отец Иосиф мужественно обличал безбожие и утверждал колеблющихся в православной вере. Многие высокопоставленные советские чиновники после исцеления по молитвам старца своих близких стали благочестивыми христианами, тысячи людей после общения со старцем пришли к вере.

 

В 1963 году местные власти приняли решение о закрытии Почаевской Лавры. Монахи, как и простые верующие и паломники, подвергались репрессиям, ссылались и заключались в тюрьмы. Первым решили закрыть для богослужений построенный митрополитом Волынским Антонием (Храповицким) Троицкий собор, который своей византийской архитектурой и внутренним убранством был особенно ненавистен безбожникам. Почаевской обители судилось стать единственной Лаврой Руси, в которой никогда не прерывалась молитва. Ее одну верующим удалось отстоять.

 

Отец Иосиф был одним из вдохновителей сопротивления народного сопротивления закрытию Лавры. Он круглосуточно служил в Троицком соборе акафисты и молебны над болящими. За это его однажды ночью схватили и, раздев донага, поместили в психиатрическую больницу в палату для буйных душевнобольных. С большим трудом, благодаря заступничеству высокопоставленных людей, исцеленных по его молитвам и ставшими его духовными чадами, все же удалось освободить отца Иосифа.

 

Обретя свободу, отец Иосиф поселился у родственников в родном селе. Очень скоро массы народа начали стекаться и в это село. Власти установили у домика, где он жил, круглосуточный милицейский пост. Под воздействием «работы», проведенной милицией с одним из его родственников, тот вывез отца Иосифа в глухие места и, жестоко избив, бросил его в декабрьские холода в воду. Утром отца Иосифа чудом нашли еле живого. Надежды на то, что он доживет до утра, почти не было, и его ночью постригли в схиму с именем Амфилохий. Но Богу было угодно исцелить его.

 

Дабы не подставлять под гнев властей Лавру, отец Амфилохий уехал к родственникам. И опять люди ехали к нему из Грузии, Молдавии, Москвы, Средней Азии и Дальнего Востока. В летний период старца ежедневно посещало более 500 человек. После молебнов он всех усаживал за огромный стол, сооруженный во дворе для братской трапезы, после которой все пели церковные песнопения и духовные стихи.

 

Старец предвидел свою кончину. Его неоднократно пытались отравить. Однажды он после молитвы перекрестил тарелку с предложенным ему супом, и она тотчас треснула. Не сказав ни слова и не глядя на хозяев, он тотчас ушел из их дома. За четыре месяца до своей кончины он со слезами сказал: «Ах, как страшно будет, когда застучит мерзлая земля по крышке гроба». 1 января 1971 года он скончался.

 

Множество людей прибыли в Лавру со всех концов Советского Союза несмотря на новогодние праздники. Почта была завалена телеграммами с просьбами отложить похороны, так как люди не успевали приехать.

 

И с тех пор на протяжении более 30 лет не было дня, чтобы на могиле старца не горели свечи, не служили панихиды, не молились паломники. Все это время не прекращались чудесные исцеления на его могиле.

11-12 мая 2002 года 16 архиереев во главе с Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, совершили чин прославления преподобного Амфилохия. Честные мощи преподобного были обретены перед Пасхой совершенно нетленными. Несмотря на то, что о прославлении почти нигде не сообщалось, прибыло более 20 тысяч паломников, в том числе из Белоруссии, Молдавии, Москвы, Санкт-Петербурга. Когда в величественном Успенском соборе православный народ двое суток прикладывался к мощам преподобного, произошло множество исцелений.

 

Узнав о всенародном паломничестве в Почаевскую Лавру, в городе Почаев устроили свой съезд сектанты-харизматы и организовали проповедь под стенами Лавры. Но по молитвам преподобного они были посрамлены. Напрасно они ехали и трудились. Волны народного моря двигались мимо них в святые врата Лавры, истово осеняя себя крестным знамением. Бравурные ритмы заморских гимнов заглушал гром поющего народа «Преподобне отче Амфилохие, моли Бога о нас!»

 

 

Духовная жизнь имеет свой порядок и свою постепенность. Часто, разговаривая с человеком, понимаешь, что он слишком переживает, что, например, не может любить или что в жизни нет мира, нет радости, и он от этого сильно унывает. Но всему свое время: время сеять и время пожинать, время разбрасывать камни  и время собирать. Духовная наука, куда более точная, чем все точные науки, указывает путь и к радости, и к миру, и к любви, но не сразу. Что сначала? Об этом мы каждый день читаем и поем в храме. Каждый христианин должен знать эту лестницу блаженств.

 

С чего начинается путь к вечной радости? «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Блаженны те, кто осознал свою немощь, кто видит свои грехи. Осознать себя грешником погибающим - наисложнейшая задача. В основном человек смотрит на себя, как на нечто, и нечто немаловажное, поэтому так легко осуждает, так свысока дает советы, так возмущается жизнью и несправедливым к себе отношением: «Какое вы имеете право? Почему позволяете себе со мной так говорить?» Но если ты искренне считаешь, что ты последний жалкий грешник, то никогда не будешь так возмущаться, считая, что все априори святее тебя. Всегда можно сверить, готов ли человек подставить другую щеку. Не обязательно в буквальном смысле, а хотя бы - промолчать на упрек, не начать оправдываться, доказывать свои позиции и правоту. Это первая ступенька.

Затем закономерно душа начинает сокрушаться. Когда человек видит свою гибель, он осознает необходимость в Спасителе, потому что нельзя играть в духовную жизнь. Спаситель нужен погибающим, но если человек таким себя не ощущает, то отношения с Богом у него формально-лицемерные. Человек что-то изображает из себя, но в действительности, по сердцу в Боге он не нуждается.

 

Человек начинает плакать, и плач неизбежно рождает христианское устроение души. Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Кротость - когда сердце становится незлобивым, и человек не реагирует на зло по-волчьи: он имеет мужество не возбудиться гневом, погасить злобу в себе; помня свои грехи, упрекать себя и оправдывать ближнего.

 

Следующая духовная ступенька - человек жаждет и алчет праведности: его сердце желает помолиться, побыть в храме, у него возникает духовная жажда. Не скорее все закончить и сесть за любимый телевизор, а когда ты помолился, но хочется еще побыть в общении с Богом - это хороший признак укореняющейся молитвы.

 

«Блаженны милостивые» - сердце становится способным миловать и прощать, не помнить зла. Только на шестой ступени возникает состояние чистоты сердечной, когда сердце начинает рождать правильные чувства, в том числе правильные чувства любви – «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

 

После этого человек думает, что уже близится радость, а Господь говорит: «Блаженны есте, егда поносят вас и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради». «Блаженны изгнанные правды ради». Наступает время основной проверки, когда созревшая душа испытывается позором поношения, причем не от врагов, а самых близких, и часто близких по вере. Поэтому у людей, которые стяживали Дух, были очень непростые отношения в том числе в административном плане.

 

И пройдя все эти ступени - «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Об этом нам нужно размышлять, сверять, прислушиваться к себе и постепенно двигаться в восхождении по ступеням Заповедей Блаженства.

 

Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать