12 июня. Сщмч. Василий Смоленский

12 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 12 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Василия, Исаакия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика протоиерея Василия Смоленского.

Родился святой в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских. Окончив в 1891 году Московскую духовную семинарию, Василий в том же году был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Пятницкой волости Звенигородского уезда Московской губернии.

В 1918 году отец Василий был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда был освобожден через семь дней, после того как дело было разобрано, и он, по признании его невиновным, вернулся служить в Казанский храм.

Однако очередное усиление гонений на Русскую Церковь не миновало его. В сентябре 1929 года местные комсомольцы, вызванные к следователю ОГПУ, дали показания против священника. Некая комсомолка показала, что однажды батюшка, встретившись с ней, поздоровался и спросил, правда ли, что комсомольцы собираются устраивать спектакль в Страстную пятницу. И узнав, что это правда, заметил, как бы им от этого не было плохо, и посоветовал этот вопрос продумать. Она показала также, что в их районе живет очень много верующих людей, среди которых священник пользуется большим авторитетом, что мешает проводимым комсомолом мероприятиям, однако никаких антисоветских выступлений со стороны священника не замечалось. Комсомолец со своей стороны показал, что ему действительно повстречался на дороге священник и, узнав, что комсомольцы собираются организовать пионерский отряд, просил не показывать детям ничего худого.

19 октября 1929 года отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве; будучи допрошен, он сказал:

– Антисоветской деятельности нигде, никогда не вел. Читаемые мною проповеди носят чисто религиозный характер, и ничего в них антисоветского нет.

– Угрожали ли вы комсомольцам расправой за то, что они ведут работу по безбожию? – спросил его следователь.

– Никогда  не угрожал. Считаю, что возведенное на меня обвинение является ложью.

На этом допросы были закончены. 18 ноября 1929 года Особое Совещание при ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в город Онегу.

14 августа 1933 года отец Василий вернулся домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села за 101 километр от Москвы, и он поселился в селе Холмец Шаховского района Московской области и с 24 октября того же года стал служить в Никольской церкви в этом селе. Имея к этому времени все церковные награды, он ко дню святой Пасхи в 1934 году был награжден митрой.

В мае 1941 года протоиерею Василию было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в село Ново-Никольское Ярославской области, и в храме в селе Холмец за отсутствием священника богослужения прекратились. Отцу Василию в это время шел 72-ой год жизни. И так переезжать с место на место непросто, а в пожилом возрасте это и вовсе непредставимый труд. В Ново-Никольском отец Василий четыре месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, но разрешения не дали, и он уехал в деревню Кончеево Смоленской области; здесь его застала война; когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, он, уходя от немцев, вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии, и отец Василий принял решение возобновить богослужение.

26 октября 1941 года в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно. При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок.

В январе 1942 года немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Протоиерей Василий продолжал служить в храме. Власти, несмотря на войну, не изменили своего отношения к христианству, и, как только отодвигалась линия фронта, на освобожденной от оккупантов территории тут же возобновлялись гонения. От преследований не спасали ни тяжкие болезни, ни возраст . 2 марта 1942 года он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Начались многодневные допросы.

10 апреля следствие было закончено, и 15 числа утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником».

Протоиерей Василий Смоленский скончался в больнице Таганской тюрьмы 12 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

 

В житии отца Василия поднимается тема, о которой хотелось бы поговорить сегодня. Недавно один священник, причащая на дому пожилую прихожанку, увидел в ее библиотеке книгу под названием «Сатирическая Библия», в которой даются иронические и сатирические комментарии на основные события Ветхого и Нового Заветов. Кто-то ведь не поленился прочитать всю Библию и нашел к чему придраться.

12 июня 1929 года в Москве был открыт всесоюзный съезд безбожников, который собрал 1200 депутатов. На съезде произошло оформление детского безбожного движения в организацию «Юных воинствующих безбожников». Активность проявляли первичные организации из Союза воинствующих безбожников на заводах, фабриках, в колхозах, учебных заведениях. В 1940 году число ячеек СБ (Союза безбожников) достигло 96 тысяч, а число членов Союза более 3 млн человек. Большое внимание уделялось подготовительной работе атеистических кадров, для этого открывались специальные очные и заочные курсы, велась подготовка атеистических пропагандистов, также СБ занимался введением в быт советских людей новых безрелигиозных праздников и обрядов. Все было поставлено на широкую ногу. Несколько строчек из гимна безбожников:

Мы воевали, атеисты,

Как против княжеских дворцов,

Против святых, против пречистой,

Против крестов, против творцов.

 

И был бы наш поход неистов,

поход активных атеистов.

Наш гордый гимн, звучи, звучи,

как меч о вражии мечи.

 

На съезде присутствовал советский писатель Максим Горький, который говорил: «Нельзя надеяться, что нашей антирелигиозной литературой победишь столь тяжело вооруженных людей, как попы, людей, ученых, хитрых, прекрасно знающих свой материал, материал своей самозащиты: Евангелие, Библию, богословские науки и так далее. То, что в наших руках в качестве противоядия всему этому, это легковесно. Я полагал бы, что следует написать историю происхождения религии более солидную, чем те очерки, что у нас есть. Несомненно, что многие возвращаются к религии по мотивам эстетическим, потому что в церкви поют хорошо. Почему-то до сих пор никто не догадался написать к этой музыке хорошие красивые слова, которые можно было бы слушать не в качестве вечерни, обедни, всенощной, а как и когда угодно. Почему бы не сделать этого, ценность музыки несомненна. Что касается слов, то чего другого, а слов у нас сколько угодно. Почему бы не издать Библию с критическими комментариями? Критическое издание Библии с комментариями было бы хорошим орудием в руках безбожников. Дело не в том, чтобы ломать церкви, а в том, чтобы люди забыли о церквах, чтобы туда никто не ходил, вот чего надо добиваться.


Вот сейчас в президиум поступила записка, в которой сказано: «Горе тому, кто пререкается с Создателем». Это написал кто-то из вашей среды! Может быть, это провокация попов, но она идет через какого-то одного человека, сидящего здесь, среди вас. Товарищи, обычные дореволюционные их собрания и съезды кончались призывом «С Богом!» Сегодня съезд закончится словами «На Бога!»

Читаешь слова наших дедов и прадедов, и даже мурашки по коже, до чего может дойти человек в своем осатанении. Насколько быстро человек превращается даже не в животное, а в демона по своему внутреннему состоянию. Насколько то, что призвано дарить жизнь, радость, очищать душу, для человека становится ненавистным и невыносимым. Примерно так было, когда Господь пришел в Гадаринскую страну исцелять и спасать, человек, в котором был легион бесов, кричал: «Зачем Ты пришел до времени мучить нас?» Так и те несчастные и в прошлом, и в настоящем, которые не могут принять Свет Христов, он их мучает и жжет. Поэтому, прикрываясь разными идеями, демагогией, человек пытается оправдать себя, успокоить свою совесть, и в этом несчастье гибнет душевно и телесно. Потому что трудно идти против рожна. Кто может идти против Бога? Всякий, вступающий на этот путь, всегда находится в проигрыше, но, тем не менее, это страница нашей истории, печальная страница - много лет назад в этот день проходил этот съезд очень несчастных людей, о которых мы сокрушаемся. Главное для нас вынести из этого уроки, чтобы такого никогда не происходило, а для этого надо горячо верить и жить по вере. Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать