Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 11 мая 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Анны, Максима, Кирилла, Виталия.
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Сегодня святая Церковь совершает память новомученицы Анны Васильевны Шашкиной.
Мученица Анна родилась 13 февраля 1888 года в деревне Пигаскино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Василия Шашкина. Окончив сельскую школу, Анна жила вместе с родителями и со временем намеревалась поступить в монастырь. Она часто ездила в Павло-Обнорский монастырь, находившийся в Вологодской губернии, к его настоятелю архимандриту Никону (Чулкову), к которому за советом и молитвенной помощью обращались тогда многие ищущие спасения; среди них было много женщин и девиц, и отец Никон впоследствии основал из них монашескую общину в селе Захарово, которая из-за начавшихся гонений на Церковь существовала сначала под видом сельскохозяйственной артели, а потом коммуны. Как раньше Павло-Обнорский монастырь, так теперь, после его закрытия безбожниками, монашескую общину в Захарове стали посещать верующие, встречаясь здесь с архимандритом Никоном.
В середине тридцатых годов из ссылок и заключения стали возвращаться священники, арестованные в 1929-1931 годах, и начинали вновь служить в храмах; между тем обновленцы, захватившие за это время при поддержке властей православные храмы, с трудом удерживали их, не имея паствы. И тогда они снова призвали советскую власть и НКВД к содействию в борьбе против Православной Церкви.
В начале 1936 года обновленцы города Пошехонье-Володарска писали властям: «В силу крайне осложнившихся обстоятельств… со стороны тихоновской общины при Успенской церкви города Пошехонье-Володарска, каковые выражаются… в открытой борьбе с обновленческой ориентацией… Они… открыто порицают храм, как еретический…
У тихоновцев очень часто бывают нелегальные собрания. 7 января 1936 года Смирнов Алексей Евграфович, как главный руководитель тихоновской общины, вечером собрал у себя гостей, около двадцати пяти человек, в том числе был Петр Богородский, игумения Леонида, много бывших монашек и другие лица, и окончился этот пир далеко за полночь. А почему это не может быть нелегальным собранием? Ведь это неизвестно нам, о чем они вели беседу.
Кроме этого, пользуясь приливом святочных празднеств, клевета и наушничество пошли во все села данного района с призывом к бойкотированию всеми силами всех обновленческих служителей культа; совращая темные силы верой в святость Бога лишь тихоновщины... близко все это видя, как гнездо вражды и нелегальности, просим вас передать нам наш храм, во избежание последствий, а равно нежелание иметь таковых соседей, где, кроме религиозных целей, преследуются остатки прежних царских привычек…
А посему еще раз убедительно просим вас… во избежание всех последствий не только за наш храм, а и район, пресечь в корне развитие этого гнезда нелегальности и передать храм нам, обновленцам».
В конце 1936 года, еще до получения приказа о массовых арестах, сотрудники Ярославского НКВД приступили к арестам духовенства и верующих в области. 10 января 1937 года Анну Васильевну Шашкину вызвали на допрос, и следователь спросил ее, правда ли, что она собирала подписи жителей, желавших принадлежать к тихоновской общине. Анна Васильевна объяснила, что в 1935 году умер сын ее брата, и приходской их священник Петр Богородский отказался участвовать в его погребении, указав, что жители этой деревни не принадлежат к православной общине, и пусть они сначала определятся: в православный ли они будут ходить храм или к обновленцам; тогда она взялась собрать подписи жителей – тех, кто считает себя православными.
– А вы к какой ориентации принадлежите? – спросил ее следователь.
– Я лично принадлежу к тихоновской ориентации.
– Почему же тогда Богородский требовал подписей за тихоновскую общину от всей вашей деревни?
– Этого пояснить не могу.
Вызвав в следующий раз на допрос Анну Васильевну, следователь стал добиваться от нее, чтобы она сказала, как давно она слышала об архимандрите Никоне и от кого, но она на этот вопрос отвечать отказалась.
4 марта 1937 года следователь снова вызвал ее на допрос и снова стал спрашивать об отце Никоне: как давно и как близко она была с ним знакома, но и на этот раз она ничего не ответила, и в тот же день следователь объявил ей, что она арестована как подозреваемая.
3 апреля состоялся последний допрос, во время которого следователь снова попытался узнать у Анны Васильевны, что она знает о месте, где находится архимандрит Никон.
– Связи с отцом Никоном я не имею и где он находится в настоящее время, не знаю, – ответила Анна Васильевна.
– А зачем и к кому вы ездили осенью 1936 года в Тутаевский район?
– Осенью 1936 года я действительно ездила в… гости к своей знакомой по имени Евдокия… фамилию ее я не знаю. Была у нее три дня.
– А как вы знакомы с Евдокией?
– С Евдокией знакома давно. Когда раньше ходила в Тутаев, то останавливалась у нее ночевать, и она, когда бывала в городе, тоже ночевала у меня.
– Вы лжете. Вы в Тутаевский район ездили с целью посещения архимандрита Никона, скрывающегося от наказания и проводящего активную контрреволюционную работу. Требую от вас откровенных показаний.
– Нет, у архимандрита Никона я не была, и где он скрывается, не знаю.
– За что был расстрелян ваш дядя, Александр Федорович Шашкин, и сидел его сын, Василий Александрович Шашкин?
– Мой дядя, действительно, в 1918 году был расстрелян, но за что, я не знаю. Также не знаю, за что сидел его сын, до революции он был урядником.
15 августа 1937 года Особое Совещание при НКВД приговорило Анну Васильевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с первым этапом в Северо-Восточные лагеря НКВД. Анна Васильевна Шашкина скончалась 11 мая 1940 года в больнице отдельного лагерного пункта Мылга в одном из Северо-Восточных лагерей НКВД и была погребена в безвестной могиле.
На прошлой неделе мы вспоминали историю о расслабленном человеке, который 38 лет находился в этом состоянии, и всю ту неделю у каждого из нас были именины, в том смысле, что каждый человек находится в расслаблении, большем или меньшем. Кто-то не может сам ходить, кто-то ползает, а другой полностью парализован, способен лишь вращать глазами, и порой у него возникает порыв что-то сделать, но, как говорил расслабленный, не имам человека, чтобы донес меня до купальни. Так важно, чтобы такой человек был. Может оказаться и так, что для кого-то мы сами должны стать такими людьми. Ведь наша расслабленность в большой степени связана с тем, что мы слишком самолюбивы, слишком жалеем себя. Чуть что произошло, и у нас уже опускаются руки, теряется энергия, нет желания что-либо делать - человек падает духом. Но жизненные ситуации у других людей бывают в тысячи раз тяжелее и сложнее. Попробуйте вспомнить о тех, кому труднее, может быть, захочется помочь им сердечным словом, делом, а иногда просто выслушать. Добровольческое служение «Милосердие» очень часто именно в том и состоит, что не надо совершать великих подвигов, но просто побыть рядом с человеком, которому тяжелее. Согласитесь, что гораздо тяжелее человеку, прожившему жизнь, вырастившему детей, оказаться в доме-интернате для престарелых, несмотря на то, что там сухо, тепло и кормят. Но так заканчивать жизнь: вне любви, вне заботы - это великая трагедия. Прийти к такому человеку и потратить частичку своей души, часть своего времени - в этом и будет преодоление расслабления. Потому что Господь за дела милосердия подает особую благодать.
Расслабленность выражается и в том, что вся наша жизнь порой перевернута вверх дном. Приходит человек, у которого плохо и в семье, и с детьми, и спрашивает, что ему делать. Но, как правило, отношение к совету священника у нас примерно такое же, как к совету доктора. Мы обращаемся к врачу, и он исходя из того, что видит, выписывает определенный курс лечения, но мы же все «грамотные»: сами знаем, как лечить. И вот человек смотрит на рецепт и решает: это дорого, здесь побочные эффекты, в итоге из пяти лекарств оставляет одни витамины. Лечится – ему становится еще хуже; снова приходит к врачу, говорит, что терапия не помогает. Но если из пяти прописанных ему лекарств, он принимал лишь одно по своему усмотрению, причем тут врач? Непослушание – вот основная проблема.
Когда человек приходит за духовным советом, и священник говорит ему: «Сделай хотя бы первые шаги: почитай Евангелие, подготовься к исповеди, начни ходить в храм», то он думает: на это времени нет, а на другое желания, третье сделаю потом; в итоге оставляет себе одно чтение акафиста раз в неделю. И ему это не помогает, ведь запущенное состояние лечится комплексно, с разных сторон. Человеку не хватает послушания.
Поэтому всем нам, расслабленным, хочется, в первую очередь, пожелать такого состояния воли, которое готово воспринять, послушаться и исполнить то, что очень часто говорит нам Господь. Ведь Он рядом с нами, ближе даже, чем воздух, но мы слишком сосредоточены на самих себе, и то, что подсказывает нам Господь, либо не замечаем, либо воспринимаем в усеченном виде. Но вот выполнить все это - серьезный вопрос. Избави нас Бог от расслабления и укрепи наши душевные и духовные силы. Помогай нам всем Господь!
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!