11 июня. Свт. Лука (Воин-Ясенецкий) исп., архиеп. Крымский

11 июня 2015 г.

 

Церковный календарь. 11 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Луки, Иоанна, Андрея, Феодосии.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память одного из удивительнейших подвижников,  новомученика и исповедника Церкви Русской святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского.

Это уникальный человек: хирург и священнослужитель. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи. С раннего детства любил рисование, собирался поступать в Петербургскую Академию Художеств, но по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан избрать профессию, приносящую пользу людям.

В 1898 г. молодой Валентин Феликсович поступает на медицинский факультет Киевского университета. По окончании университета он объявляет о своем желании стать земским врачом, помогать бедным людям. Но с началом русско-японской войны в 1904 г. Валентин Феликсович отправился на Дальний Восток, где ему предстояло применять навыки хирурга на практике. Операции хирурга Войно-Ясенецкого были успешными, несмотря на их сложность. Одновременно с этим он собирает материал по регионарной анестезии. В 1915 г. выходит книга «Регионарная анестезия», за которую Войно-Ясенецкому присудили премию имени Хойнацкого.

С 1917 по 1923 г. он работает хирургом в Ново-Городской больнице Ташкента. Осенью 1920 г. Валентина Феликсовича приглашают возглавить кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте Государственного Туркестанского университета. В это время он активно участвует и в церковной жизни.

В 1920 г. на одном из церковных съездов он делает доклад о положении в Ташкентской епархии. Доклад получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия. В 1921 г. Валентин Феликсович был рукоположен в диаконы, а через неделю в день Сретения Господня преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение во иереи. Отец Валентин был определен в ташкентский собор, с возложением на него обязанности проповедовать. В священном сане Войно-Ясенецкий не перестает оперировать и читать лекции.

В 1923 г. отец Валентин принимает монашеский постриг: преосвященный Андрей, епископ Ухтомский дает ему при постриге имя апостола, евангелиста, врача и художника св. Луки. 30 мая того же года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. Вскоре был сослан в Туруханск. В тюрьме ташкентского ГПУ владыка Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». В августе его отправили в московское ГПУ. В Москве владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией. В 1937 г. владыку арестовали, а затем последовала ссылка в Красноярск.

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте. В 1943 г. владыка Лука становится архиепископом Красноярским. Через год его переводят в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

В 1945 г. была отмечена пастырская и врачебная деятельность владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

В феврале 1946 года архиепископ Лука стал лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1945–1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов. 26 мая 1946 года преосвященный Лука, несмотря на протесты тамбовской паствы, переведен в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским.

1946–1961 годы были всецело посвящены архипастырскому служению. Совет Московской духовной академии назвал собрание проповедей архиепископа Луки исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни и избрал автора почетным членом академии. Верующими людьми архиепископ Лука  прославляется как стойкий исповедник веры, проявивший ревностное стояние за истину Христову, яркий проповедник. Святитель Лука плодотворно трудился, совмещая церковное служение с медицинской деятельностью. Владыка Лука объединил в себе высочайшее духовное служение и исключительный профессионализм. Своей жизнью святитель Лука Архиепископ Крымский показал высокий идеал медицинского служения, когда врачом движет вера во Христа, осознание того, что человек является творением Божиим.

 

В этот день хочется особенно поздравить прихожан храма святителя Луки (в микрорайоне Компрессорном), и его настоятеля священника Анатолия Куликова, который уже не один год несет и пастырское служение, и апостольское - проповедью слова Божия в передаче «Читаем Евангелие вместе с Церковью». В современном мире, каким бы он ни был прогрессивным,  люди при всей своей как бы образованности разбираются в чем угодно, кроме единого на потребу – понятий о том, что такое человек, в чем цель, смысл и призвание его жизни, что такое Евангелие и Кто такой Иисус Христос.

Очень часто люди заходят в храм с популярной идеей - крестить своих детей или внуков. Если спросить такого человека, зачем ему это нужно, сказать, что Крещение должно быть обязательно по вере и без нее угодить Богу невозможно, а потом попросить рассказать о своей вере, то в его сознании обнаружится «винегрет» из всевозможной лжи о Боге, духовной жизни и ее законах. Непонятно, как можно с такими представлениями участвовать в Таинстве Крещения в качестве крестного или родителя младенца. Ведь Крещение - это начало войны за вечность, за вечную участь человека. Да, было время, когда на войну, под пулеметы отправляли новобранцев с палками, лишь бы закрыть линию фронта, чтобы была хотя бы видимость сопротивления. Но ведь это откровенная гибель, и любой сознательный человек должен понимать, что на войне требуются знания воинского искусства. Например, офицеры танковых войск много лет изучают стратегию и тактику поведения в бою, хотя время жизни танка не более пяти минут после начала атаки, потому что он очень удобный объект для попадания. Тем не менее, человек тратит порой десятки лет своей жизни для того, чтобы провести последние пять минут в бою, то есть ему необходимы и знания, и опыт. Тот враг, с которым, принимая Крещение, человек, вступает в противление, гораздо хитрее, умнее, коварнее, опытнее и злее, чем самый лютый фашист, потому что сатана вдохновитель в том числе и фашизма. Там, где появляются злоба и ненависть, прежде явился этот дух, ибо он человекоубийца изначала. Не узнав хотя бы элементарных понятий о вере, приходить в храм с идеей «давайте-ка, покрестите нас», конечно, безумие.

Тот дар, который человек получает в Крещении и который он должен сохранить до последнего воздуха, чтобы вернуть в руцы Божии, а по-хорошему и преумножить его, дар, который драгоценнее всей Вселенной – это дар Духа Святого, благодати Божией. Недопустимо получать его какой-то хитростью, вводя священника в заблуждение или шантажом, например, когда в качестве аргумента говорят, что ребенок часто болеет. Конечно, ребеночка надо обязательно лечить, и приводить в порядок, прежде всего, самого себя. Потому что духовный закон и правила говорят, что крещение в младенческом возрасте допустимо, но при условии, что ребенок помещается в церковную среду, когда родители своей жизнью создали атмосферу, в которой он будет пропитан Духом Церкви: и понятиями, и благоговением. Потому что главная задача в воспитании веры не обучение правилам поведения в храме, не зазубривание молитв и не разделение пищи на постную и скоромную - все это второстепенно, все это форма. Главное содержание - это благоговение перед Богом и святыней. Главное то, с каким чувством маленький человек читает молитву «Отче наш». Передать чувство святости - главная задача в воспитании веры. Теперь вспомните, дорогие мои, как мы читаем молитву «Отче наш» перед едой? Как формальность, которую нужно исполнить как можно быстрее, чтобы наконец заняться любимым «делом». Пробубним, не поднимая глаз к иконе, глядя на то, что на столе, а ребенок видит, что молитва наша ничего не значит, что это скучная формальность, которую родители взяли в привычку читать перед едой. Даже в том, как человек стоит во время молитвенного правила, как он одет и как молится, проявляется то чувство благоговения, которые родители должны передать детям.

Если все условия соблюдены, тогда можно крестить ребеночка, и он не повредится душой в семье родственников. Но если таких условий нет, то лучше потратить время на свое воцерковление и приобретение необходимого опыта, потому что передать веру можно только от живой души к живой, от свечи к свече. Если этого нет, не надо вступать в огонь отношений с Богом, потому что Господь есть «огнь поядаяй недостойные». Будьте внимательны, дорогие мои.

Благодаря трудам отца Анатолия Куликова многие такие вещи проясняются. Дай Бог ему доброго здоровья, приходу его укрепления, а трудам по строительству храма содействия Божией благодати и помощи добрых людей. Помогай нам всем Господь.

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка:  Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать