10 июня. Сщмч. Николай Аристов

10 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 10 июня 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Николая, Никиты, Игнатия, Елены, Макария, Дионисия, Петра

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика диакона Николая Аристова.

 

Отец Николай родился в 1872 году в селе Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Его отец, Степан Аристов, был владельцем имения при селе Страхово, а при селе Овечкино имел более пятисот десятин земли. Николай получил образование в гимназии и в течение двух лет, в 1895-1896 годах, был управляющим имения у помещика Алябьева в Тульском уезде. Более всего его влекла тогда художественная фотография, получившая в это время большое распространение и добившаяся значительных успехов как по качеству, так и по художественности исполнения, и Николай поступил учеником фотографа в фотографическую мастерскую в Сергиевом Посаде. В 1900 году он завел свою фотомастерскую в городе Александрове.

У Николая Степановича и его супруги Лидии было две дочери, при рождении третьего ребенка супруга при родах скончалась, а через полгода умер младенец, и впоследствии Николай Степанович жил вдовцом, сам воспитывая дочерей. Будучи благочестивым церковным человеком, он и дочерей воспитал в благочестии и любви к Церкви. И воистину, кого Господь любит, того наказывает: одна из дочерей заболела менингитом и, хотя она выжила, последствия этой болезни остались у нее до конца жизни.

В 1917 году Николай Степанович переехал с дочерями в Сергиев Посад и открыл здесь фотомастерскую, но отказался от нее в 1929 году, когда окончательно определились масштабы экономического разрушения страны, уничтожения любой человеческой инициативы и разграбления народа большевиками. Кроме того, остаток своей жизни Николай Степанович желал целиком посвятить служению Церкви. И Господь принял его намерение и уготовал ему мученический прекрасный венец.

В июле 1930 года Николай Степанович был рукоположен во диакона к церкви апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде, переименованном к тому времени в Загорск, и 5 апреля следующего года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Отвечая на вопросы следователя, диакон Николай сказал: «Против власти ничего не говорил и считаю, что за советскую власть, как за государство, в котором мы живем и от которого зависим, мы должны молиться, чтобы улучшить положение Церкви и предотвратить гонение на Церковь, то есть добиться, чтобы советская власть не устраивала гонение на религию, которое мы в настоящее время отчасти и чувствуем, – в частности, я считаю, что арестован за то, что отдал себя на служение Богу».

Диакона Николая обвинили в том, что он состоял членом загорского филиала контрреволюционной организации и занимался антисоветской монархической агитацией. Власти подразумевали под этим поминание в храме за упокой Российских императоров, когда диакону Николаю приходилось читать вслух их имена по поданным запискам. Этого для сотрудников ОГПУ оказалось достаточно, чтобы вынести суровое решение.

6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила диакона Николая Аристова к расстрелу; он был расстрелян 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

После того, как отца Николая расстреляли, дочерям вынесли из тюрьмы оставшиеся от него вещи и записку, в которой он просил младшую дочь Надежду не оставлять своим попечением больную сестру. Надежде было тогда двадцать три года, и она работала в школе учительницей. Сразу же после расстрела отца ее вызвал директор школы и сказал: «Вас видели в храме, – или церковь, или школа». Без малейшего колебания Надежда выбрала Церковь, тут же написала заявление об увольнении и устроилась на другую работу. Вскоре после мученической кончины отца сестры приютили в своем доме семью арестованного священника, протоиерея Владимира Медведюка. Молитвами отца-мученика Надежда безмятежно и благочестиво прожила жизнь, ухаживая за сестрой.

 

Господь, отправляя Своих учеников на проповедь, сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Существует определенный алгоритм для оглашения, потому что человек приходит к Богу постепенно, и в этом процессе есть определенный порядок, который, к сожалению, у большинства современных христиан нарушен изначально. Потому что фактически никто не пришел к Богу, познав и изучив веру, в основном это было импульсивное движение, когда человек осознал потребность в Нем, чаще всего после какой-нибудь скорби или лишения.  Переступив церковный порог, он очень быстро дошел до Причастия, сразу придя на брачный пир, Тайную Вечерю. И привыкнув к этому состоянию, живет и десять, и двадцать лет, вроде бы делает все правильно, но часто бывает, что он словно топчется на одном месте, потому что нет духовного развития.

Чтобы приобрести опыт, необходимый для спасения, требуется очень ясная и точная теория и следующая за ней решительная и целенаправленная практика. «Правило веры и образ кротости». Сначала правило веры, потом действие. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, неправильная вера или неправильные понятия рождают неправильные действия. Если у человека искажены понятия: он слышит одно, понимает другое, а делает третье, то результат никогда не будет положительным.  В обычной жизни  об одном слове или понятии у разных людей могут быть диаметрально противоположные представления. Они слышат одно слово, но каждый делает свое:  у них разные понятия, разный опыт, разный уровень знания духовных или человеческих законов.

«Идите, научите все народы» - очень  важно в отношениях с Богом на самом начальном этапе выстроить правильные духовные понятия. Вера - это компас, карта, по которой мы двигаемся к цели жизни - встрече с Богом. Неправильно усвоенные представления, понятия и ориентиры не позволят человеку выбраться из заблуждений, точно так же, как это бывает с дурными привычками: потребуются огромные усилия, чтобы все это выправить. Поэтому даже если мы изначально начали нашу духовную жизнь неправильно, необходимо возвращаться и выправлять ее хотя бы в рамках «Закона Божия». Это книга, в которой емко изложены основные понятия христианской веры.

Дорогие мои, те, кто его еще не читал эту книгу, положите себе прочитать ее за время Петрова поста, который в этом году весьма продолжительный, больше месяца. Не беда, что она как бы для детской школы - очень много полезного можно узнать из этого учебника: из истории и практики духовной жизни. Будем читать «Закон Божий» и приводить свои понятия к норме.

Раньше вере человек мог креститься только после научения. А после крещения он должен был усвоить и евангельскую нравственность, то есть приобрести знания, умения и навыки жизни по Евангелию. Это не простой, но очень интересный процесс. Но все потихонечку, начнем с «Закона Божьего».

Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка:  Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать