10 июля. Священномученик Александр Сидоров

10 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 10 июля 2015 года

Свои именины в этот день отмечают христиане, нареченные в честь святых Александра, Иоанны, Амвросия, Владимира, Петра, Георгия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика Александра Сидорова.

Родился святой 30 августа 1867 года в поселке Нижне-Уфалейский завод Екатеринбургского уезда в семье крестьянина, выходца из Зарайского уезда Рязанской губернии. По окончании шести классов Екатеринбургской мужской классической гимназии был определен учителем кыштымского двухклассного училища Министерства народного просвещения, где работал с 1890 по 1895 год.

В августе 1895 года Александра Васильевича перевели учителем в Ревдинский завод. В ноябре того же года Рязанской казенной палатой он был уволен из крестьянского сословия и принят в духовное звание епископом Симеоном (Покровским). В 1895 году состоялось рукоположение Александра Васильевича в сан диакона. Новопосвященного направили для служения в Вознесенскую церковь села Кузнецкое Екатеринбургского уезда.

В 1897 году отец Александр был рукоположен в сан священника и определен к Далматовской Николаевской церкви Шадринского уезда на третью вакансию. С марта 1898 года отец Александр стал законоучителем в церковноприходской школе деревни Затеча, приписанной к Далматовскому приходу.

В 1906 году скончалась супруга отца Александра, матушка Мария. Вдовому священнику пришлось одному воспитывать двоих детей.

Кроме священнических трудов, отец Александр исполнял обязанности заведующего Далматовской второклассной школой Шадринского уезда, преподавал Закон Божий, а также занимал должность духовного следователя. За усердные труды он в 1907 году был награжден скуфьей, а вскоре – камилавкой.

В 1909 году отец Александр подал в Духовную консисторию прошение уволить его с должности следователя, так как совмещать ее с обязанностями заведующего и законоучителя ему было сложно. (До революции Церковь фиксировала акты гражданского состояния: рождения, смерти, бракосочетания. Иногда возникали вопросы, которые требовали исследования, например о правомочности развода или крещения.Этим и занимался следователь.)

Многие жители Далматовской области с радостью встретили революцию, не догадываясь, какие испытания их ждут впереди.

В марте 1918 года на заседании уездного съезда рабочих, крестьянских и солдатских депутатов было принято решение о конфискации всей земли сельскохозяйственного назначения у нетрудовых хозяйств: церквей и монастырей. Для защиты завоеваний революции в уездах стали создаваться боевые отряды, которые затем вливались в регулярные красноармейские части.Такой боевой отряд был и в Далматовском. Однако по мере того, как большевики осуществляли свою политику, сопротивление им усиливалось, в районе началась настоящая война.

Когда в Шадринском уезде красноармейцы начали терпеть поражения от белогвардейских частей и отступать, местом сосредоточения революционных войск стала станция Далматово. Сюда из ближайших волостей стали собираться отряды. Красноармейцы постарались организовать оборону станции и села, но из-за отсутствия взаимодействия между отрядами не могли отражать атаки белогвардейских частей и перейти в наступление. Тем не менее красные не теряли надежды, ждали удобного момента.

Бывший красноармеец 4-го Уральского стрелкового полка А.Н. Грязных вспоминал: «Случай не заставил себя долго ждать. Приступив к городу Далматову, мы решили с честью встретить противника. На помощь шадринской добровольческой группе белогвардейцев прибыл из Омска 2-й Степной полк, состав которого был в большинстве из офицеров». В ночь на 10 июля белогвардейские части подошли к реке Исеть. «Наши сторожевые посты заметили сначала конную разведку, а потом и цепь, – писал Грязных. – Все было готово: пулеметы, замаскированные на своих местах, уже готовы были осыпать наступающих. Какая-то нервная дрожь, дрожь, которую испытывают охотники при виде дичи или зайца, охватывает всех нас, сидящих в одиночных окопах на берегу Исети. Соблюдая тишину, зорко глядим мы в сторону неприятеля, дожидаясь, когда цепь подойдет ближе. Тихо везде, сумерки. Вот еще несколько десятков сажен – и мы откроем огонь. Вдруг колокольный звон нарушает зловещую тишину, и цепь рассеивается. Колокольный звон оказывается сигналом, который устроили местные священники, затворившиеся в церкви. Они видели все приготовления и дали понять близким им по духу людям о грозящей опасности,  решили пожертвовать собой, но спасти других».

Через некоторое время с колокольни раздался трезвон уже во все колокола. Винтовочной и пулеметной стрельбой по церкви красные остановили колокольный звон, а несколько орудийных залпов приостановили наступление белых. Красноармейцы бросились к церкви и схватили находившихся там священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова, диакона Василия Ситникова и трапезного работника, который, как потом выяснилось, и звонил на колокольне по благословению отцов.

Арестованных доставили в штабной вагон на станцию Далматово. Разбирательство продолжалось недолго – красноармейцы были в ярости. Священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова решено было расстрелять на месте без суда и следствия на страх другим служителям Церкви, чтобы не вмешивались в борьбу за власть. Они были убиты у железнодорожного переезда около современного поселка Пушкино. Тут же, в Сухом Логу, рядом с линией железной дороги, выкопали яму и закопали убитых.

Произошло это 10 июля 1918 года. Диакона Василия Ситникова повезли в село Катайское и по дороге расстреляли. Трапезного работника отпустили домой, но после пережитого им страха он прожил недолго.

После освобождения села от большевиков тела обоих священников были перезахоронены на местном кладбище, метрах в пятнадцати севернее церкви. На месте их убийства был установлен поклонный крест. В 1919 году после окончательной победы большевиков крест был убран. 

 

Дорогие мои, хочется всех поблагодарить за помощь и поддержку, за молитвы о восстановлении Успенского собора. Сейчас идут необходимые согласования, оформление документов для начала реконструкции. Мы рассчитались за демонтаж и готовимся к следующему этапу: получение ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) для начала ремонта и реконструкции. Аккумулируем средства, которые собираются благодаря вам. Низкий поклон и слова благодарности всем за поддержку и помощь – это очень важно для восстановления святыни земли Уральской, почти 180-летнего собора, приходу которого уже 254 лет. Очень надеемся, что белокаменный храм в скором времени будет восстановлен милостью Божией и покровительством Пресвятой Богородицы.

Также хочу, дорогие мои, вновь напомнить, что Церковь ежедневно возносит молитвы за мир в Украине, за прекращение братоубийственной розни и о погибших в этой смуте. Было бы правильно, чтобы каждый христианин к своему ежедневному молитвенному правилу добавил несколько Иисусовых молитв с таким прошением: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, помилуй братский украинский народ, водвори мир и согласие, помилуй рабов Твоих». Можно помянуть и своих родных, которым необходима молитвенная помощь.

Мы верим, что сила молитвы – искренней просьбы к Богу – изменит ситуацию. Поддержим молитвой, дорогие мои, братский украинский народ.

Одна из сестер переживает: «Восьмидесятилетнего дедушку положили в больницу, предстоит операция на сердце, есть риск умереть. Мы предложили подготовиться к исповеди, причаститься, пособороваться, но он не хочет. Душа за него болит, но ведь насильно не поможешь, даже не знаем, как молиться».

Человек стоит на рубеже перехода в вечность, а душа у него уже мертвая. Жизнь прожита, а понимания, что, может быть, прожита зря, нет. Ведь если человек не приходит к Богу, не жаждет вечной жизни во Христе, значит он годы и десятилетия бессмысленно «коптил небо».

Помоги нам Господи, дорогие мои, все делать вовремя: создавать семью, рожать детей, сеять в них разумное, доброе, вечное, заботиться о своей душе, вступая на путь покаяния. И конечно, нужно всегда молиться, чтобы Господь не лишил нас при переходе в вечность примирения с Ним. Помогай нам всем Господь.

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Елена Клевцова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать